Бизнес-Online
30 января 2014, 09:49
Виталий Ломаев, "Авиатор": "Нас по несколько раз в год проверяют Росавиация и ФСБ"
Директор опального учебного центра рассказал "Бизнес Online", что обвинения в адрес компании пугают потенциальных курсантов
В конце прошлой недели "в прицел" следственных органов попал казанский авиационный учебный центр "Авиатор" (АУЦ). Предполагают, что он представил к аттестации в пилоты дельталетов людей, не прошедших реального обучения. Было возбуждено несколько уголовных дел. Руководство АУЦ считает обвинение надуманным. В интервью нашему изданию директор "Авиатора" Виталий Ломаев рассказал, есть ли его выпускники в большой авиации, сколько стоит стать пилотом, кто такие воздушные партизаны и какое отношение к АУЦ имеет экс-чиновник Росавиации Шавкат Умаров.
Компетентные органы должны быть в курсе
- Виталий Михайлович, из сообщения Поволжского следственного управления несколько затруднительно понять, о чем в точности идет речь. Простым языком: какие претензии предъявляют к вашему центру?
- В России есть так называемые "партизаны" - пилоты тех же дельталетов, которые где-то когда-то учились, но сейчас летают без свидетельств. Почти все из них хотят легализовать свои полеты. Для этого они приходят в центр типа нашего и проходят курс переподготовки, по сути, повышают свою квалификацию и получают документы. С пилотами, о которых идет речь в сообщении следственного управления, такая же история. Они управляли дельталетами задолго до прихода к нам, некоторые из них даже мастера спорта.
Но дело в том, что у "Авиатора" нет своего инструктора по такой узкой специализации, как дельталет, поэтому мы взяли на работу по договору подряда пилота-инструктора нижнекамского аэроклуба Владимира Чупаркова. По дельталетной части Володе равных попросту нет! Но прокуратура считает, что мы не имели права его привлекать к работе, поскольку он не был включен в рабочую группу территориальной квалификационной комиссии МТУ, которая и выдает пилотские свидетельства.
Мы с этим не согласны. По положению о территориальной квалификационной комиссии, ее председатель может привлекать сторонних инструкторов и педагогов для аттестации по узким специальностям. В итоге ребята прошли полный курс по программе переподготовки, у них есть летные книжки, справки о налете, справки врачебно-летной комиссии.
Кстати, поначалу ставили под сомнение саму квалификацию Чупаркова, но потом вопрос отпал - специалистов такого класса в нашей стране очень мало.
- До катастрофы "Боинга" претензии к центру были?
- Нет. Хотя нас постоянно, по несколько раз в год проверяют Росавиация, Ространснадзор, транспортная прокуратура, ФСБ, министерство образования. Наши бывшие курсанты звонят, удивляются обвинениям - мало где обучение поставлено так жестко, подготовка проходит от а до я, пилотскими свидетельствами не торгуем.
- А вообще в стране такая практика есть?
- Возможно, но мы этим не занимаемся.
- Зачем это кому-то нужно - покупать свидетельство?
- Например, надо налет добирать, часов 200, чтобы устроиться на работу. Это и дорого, и долго. Естественно, все хотят сэкономить.
- Компетентные органы знают об этих уловках?
- Должны знать.
Когда пилот может впасть в панику
- За время существования "Авиатора" сколько в нем подготовили пилотов?
- С 2010 года - примерно 300 человек. Это и начальная подготовка, и переподготовка, и подготовка техников для обслуживания легких самолетов. Можно в любой город России на карте ткнуть, и там будет наш курсант - от Хабаровска до Питера. В основном учатся приезжие, и только человек 25 - казанцы.
- Сколько стоит получить свидетельство пилота-любителя?
- Пройти подготовку на пилота-любителя (частного пилота) на легкие воздушные суда (282 часа теории и 42,5 часа летной практики) - в районе 370 тысяч рублей. На пилота сверхлегкого воздушного судна - примерно 250 тысяч. И желающих достаточно. Но, замечу, последние события народ пугают - некоторые из тех, кто прислал анкету, с кем договор заключили, заняли выжидательную позицию: волнуются, что будет с центром и вообще с системой подготовки пилотов в стране.
- У вас учились те, кто впоследствии стал пилотом большой авиации?
- Да. Обучиться на пилота-любителя у нас может любой человек старше 18 лет, прошедший медицинскую комиссию. Потом, добрав необходимый налет (до 200 часов), он может пройти курсы переподготовки в пилоты коммерческой авиации в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации. Это очень серьезные курсы с очень строгим отбором... И сейчас наши выпускники летают во многих крупных авиакомпаниях.
- ЧП во время обучения случались?
- В 2010 году у одного самолета на взлете разрушились крепления пропеллера. Но курсант смог вернуться на аэродром и сесть. Это показывает натренированность человека. Ведь когда взлетаешь, а тяга вдруг пропадает - это паника. Но он сумел все сделать правильно.
- Какие самолеты центре?
- Три "Цессны-172" и один "Аэропракт-22".
- Сколько человек работает в "Авиаторе"?
- На данный момент - 25.
- Своя недвижимость есть?
- Нет. Арендуем офис, учебные классы, и только недавно на аэродроме в Куркачах у нас появились собственные помещения.
- Сколько в России таких организаций?
- Где-то написали, что сотня. Это не так. Много аэроклубов, только в одной Москве - где-то 50. Но это сообщества владельцев воздушных судов. А центров, которые имеют сертификат и лицензию на подготовку пилотов-любителей, на всю страну 7 - 8, включая наш.
- Их тоже сейчас проверяют?
- Насколько знаю, нет. Только нас, видимо, по месту катастрофы.
Постоянный риск получить неприятности
- Некоторые вопросы вызывает то, что владелица центра - жена экс-руководителя МТУ Шавката Умарова, который подал в отставку после катастрофы "Боинга"...
- Это его бывшая жена... Да, Шавкат Абдулхаевич имеет прямое отношение к созданию центра. Думаю, мотивация здесь такая. Путь любого летчика в большую авиацию начинается с малой. У него всегда душа болела за малую авиацию. Наверное, это был единственный начальник территориального управления, который так поддерживал малую авиацию - и не только "Авиатор". Не зря первое выездное заседание комиссии при президенте России по развитию малой авиации провели в Казани.
- Учебный центр - прибыльное дело? Спрашиваю потому, что один из наших читателей в комментарии высказал предположение, что может быть рейдерский захват АУЦ...
- Дело прибыльным назвать нельзя. Рентабельность с этих 370 тысяч -1 -2 процента. И мы - некоммерческое учреждение, у нас нет цели извлечения прибыли: работаем, чтобы развивать это дело. Ну, найдется рейдер, захватит, и что? Мало кто знает эту кухню. Огромный объем работы и вместе с тем - постоянный риск получить неприятности, если с твоим выпускником что-то случится. Мы несем ответственность за наших курсантов пожизненно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться