О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Они управляют олимпийским небом

О том, как шла подготовка к зимним Олимпийским Играм, рассказывает директор филиала "Аэронавигация Юга" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Виталий Абрамцов

Чем ближе дата открытия ХХII зимних Олимпийских Игр, тем интенсивнее воздушное движение в небе Сочи. Авиадиспетчеры уже работают в напряженном предолимпийском графике. О том, как шла подготовка к этому событию мирового масштаба, рассказывает директор филиала "Аэронавигация Юга" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Виталий Абрамцов.

На стыке гор и моря

Руководство "Росавиации" поставило задачу, чтобы в период Олимпиады служба аэронавигации обеспечила на аэродроме Сочи 24 взлетно-посадочные операции в час. Филиалу "Аэронавигация Юга" сейчас это вполне по силам - благодаря большой подготовительной работе, проведенной в последние годы, а также надежному производственному потенциалу предприятия и высокой квалификации его специалистов. Мы смогли убедиться в этом на практике в сентябре 2013-го, когда в Сочи проходил Международный экономический форум. Во время этого мероприятия пришлось производить до 23-х взлетов и посадок в час, а за сутки их количество достигало двухсот. Черноморский Центр ОВД, работая на новом оборудовании и имея обновленную инфраструктуру, успешно справился с такими нагрузками. Следует подчеркнуть, что аэродром Сочи - довольно сложный, во всех отношениях, объект. Он расположен в горной местности, имеет две пересекающиеся ВПП, заход на посадку и взлет происходит на встречных курсах. Максимальное количество взлетов и посадок, которое можно производить здесь за один час составляет - 24, что и взято за основу "олимпийского" норматива для аэронавигации. Кроме того, аэродром расположен на стыке гор и моря, где погода часто бывает неустойчивой. Подготовку к Зимней Олимпиаде мы начали еще в 2009-м. по заказу ФГУП "Госкоропорация по ОрВД" для аэродрома Сочи специалисты ГосНИИ "Аэронавигация" разработали предложения по совершенствованию структуры воздушного пространства, организации воздушного движения и снижению минимумов для посадки ВС.

К Олимпиаде - во всеоружии

Работы велись по трем основным направлениям: модернизация радиотехнического оборудования и средств навигации в районе аэродрома Сочи, изменение структуры воздушного пространства данного района и подготовка персонала для работы по новой структуре воздушного пространства с использованием новых правил и процедур ОВД. Обновление оборудования проходило в два этапа. На первом - произвели замену устаревших локаторов марки "Иртыш" (М и СК) на АРЛК "Лира А-10". Были установлены: моноимпульсный вторичный радиолокатор "Аврора", приводная радиостанция РМП-200.Вместо АРП-75 поставили новый радиопеленгатор "Платан", радиомаячную систему посадки СП 80У поменяли на СП-200. Радиомаяк РМД-90 заменили на DVOR/DME. На втором этапе модернизации оборудования была произведена:  установка автоматизированного приемо-передающего центра на 12 каналов ОВЧ диапазона, новых объектов РЛС - ОЛП1 и ОЛП2, МПСН, ЛККС, ДМЕ "Агой" и "Лазаревское". На ПРЦ произведена замена р/ст "Береза" на ПТ-1000 (2 комплекта). Осуществлена замена "Синтез - КСА УВД" на АС УВД "Синтез А2". Для подготовки и повышения навыков диспетчерского и инженерно-технического состава 27 июня 2013г. в Черноморском Центре ОВД введен в эксплуатацию комплексный системный тренажер "Синтез КСТ Сочи" и тренажер "Вышка". Что очень важно - построено новое здание контрольно-диспетчерского пункта. Этот объект передан на эксплуатацию 14 сентября 2013г. Общая площадь КДП составляет 5895 кв.м. Высота вышки -33,4м. Оснащение технологическим оборудованием осуществлялось в рамках проекта "Комплекс средств управления воздушным движением, радиотехнического обеспечения полетов и электросвязи аэропорта г.Сочи", оно полностью отвечает рекомендациям ICAO и требованиям законодательства РФ. КДП оснащен отечественной автоматизированной системой управления воздушным движением, которая обеспечивает автоматизацию процессов УВД в районе аэродрома Сочи, включая непрерывный контроль за движением ВС на летном поле; автоматическое обнаружение и предупреждение диспетчеров о потенциально опасных сближениях ВС; возможности попадания в зону опасных метеоявлений; отображение информации о текущей и упрежденной воздушной обстановке, метеоинформации и др. По уровню технических средств, программного обеспечения и решаемых задач эта система соответствует продуктам ведущих мировых производителей. Процесс изменения структуры воздушного пространства также происходил поэтапно. Разработками по совершенствованию структуры воздушного пространства, организации ОВД и процедур, снижению минимумов для посадки ВС, как уже говорилось, занимался ГосНИИ "Аэронавигация". Результаты этой работы апробировались на технических средствах обучения. Проект, что называется, "шлифовался": выявлялись и устранялись замечания. Затем персонал ОВД прошел подготовку на тренажерах Санкт-Петербургского госуниверситета ГА, проводилась диспетчерская оценка новой структуры воздушного пространства. В небе Сочи она проверялась и на летных тренажерах ведущих авиакомпаний "Аэрофлот" и "S-7" - пилоты дали свою оценку новой структуры.

Лоцманы неба

Переход на новую структуру  воздушного пространства в районе аэродрома Сочи был осуществлен 7 марта 2013-го без каких-либо проблем, прежде всего благодаря подготовке специалистов "Аэронавигации Юга" к работе в принципиально новых условиях, с использованием бесконфликтных траекторий маршрутов захода на посадку (STAR) и выходов после взлета (SID). Программа обучения включала в себя изучение новых элементов структуры воздушного пространства, принципов и особенностей использования зональной навигации. 44 специалиста управления воздушным движением Черноморского Центра ОВД прошли курс подготовки (теория + практика), успешно освоил новую систему УВД "Синтез-А2" и работу на оборудовании, которым оснащено КДП аэродрома Сочи. Говоря о людях этого подразделения нашего филиала, хотелось бы отметить таких как: начальник Черноморского Центра ОВД Александр Емельяненко (у него стаж работы в системе УВД - 42 года), руководитель полетов Андрей Кузнецов, старший диспетчер Ефим Антониади, ведущий инженер по радиолокации, радионавигации и связи Анатолий Балыков. Безусловно, в период проведения Олимпиады, нагрузки на авиадиспетчеров многократно возрастут. Выдерживать напряженный ритм работы в небе непросто, поэтому мы позаботились о резерве для возможных подмен. Стажировку прошли 14 специалистов нашего предприятия, 20 - из МЦ АУВД  и 10 - из филиала "Аэронавигация Северо-Запада". Летом 2013-го представители "Аэронавигации Юга" получили хорошую возможность  изучить особенности аэронавигационного обслуживания в условиях высокой интенсивности воздушного движения на примере работы коллег филиала "Татаэронавигация". Во время Всемирной летней Универсиады число полетов в Казань тоже многократно возросло. Хочу подчеркнуть, что в течение всего подготовительного периода, на всех его этапах нам оказывалось большое внимание и всесторонняя помощь со стороны руководства и специалистов ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" и специалистов Генеральной дирекции предприятия....
Авторские права на данный материал принадлежат «Air Traffic Control & Управление Воздушным Движением». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка