Российская газета
31 января 2014, 13:58
Пять фактов о самом тяжелом вертолете в мире Ми-12
31 января - день памяти советского конструктора Михаила Миля, разработавшего целый ряд прославивших отечественное авиастроение вертолетов Ми
Мы собрали пять самых интересных фактов в истории уникального вертолета.
Начало
К первым исследованиям, предваряющим создание вертолета-гиганта, способного перевозить неразъемные грузы весом свыше 30 тонн, специалисты ОКБ Миля приступили в конце 50-х. В такой машине нуждались как военные (для перевозки компонентов межконтинентальных баллистических ракет), так и гражданские - для доставки тяжелых грузов в районы без дорог с твердым покрытием. 3 мая 1962 года Совет Министров СССР выпустил постановление о разработке вертолета В-12 с грузовой кабиной, которая была аналогична кабине самолета-гиганта Ан-22 "Антей". Новый вертолет предназначался для перевозки боевой техники массой до 25 тонн, а также новейших баллистических ракет стратегического назначения.
Разработка
Рассмотрев разные варианты, конструкторы решили оснастить новый вертолет "удвоенными" винтомоторными группами Ми-6 по поперечной схеме. Шаг был рискованный: проектируемая машина имела большие размеры, что и без того усугубляло сложные проблемы, которые были характерны для поперечной схемы. Из-за этого многие КБ, пытавшиеся построить подобные вертолеты, терпели неудачу.
Однако "милевцы" решили рискнуть. При проектировании конструкторы учли опыт строительства ОКБ Братухина. В 1963 году разработчики спроектировали легкую и жесткую конструкцию ферменной консоли с крылом, сужение которого было меньше единицы (концевая хорда больше корневой). Миль назвал его "крылом обратного сужения". По сравнению с обычном крылом, это дало выигрыш в полезной нагрузке (примерно в девять тонн) и обеспечило необходимую грузоподъемность. Разработку оформили как изобретение, патенты на нее были получены в нескольких странах, включая Великобританию и США.
Для В-12 в ОКБ Соловьева создали специальную модификацию серийного двигателя Д-25Ф мощностью 6500 лошадиных сил. Фюзеляж вертолета (по словам одного из иностранных специалистов, похожий на огромный готический собор) выполнили в виде полумонокока (это тонкостенная конструкция, подкрепленная системой шпангоутов и стрингеров). Впереди располагалась двухэтажная кабина экипажа: внизу размещались два летчика, бортэлектрик и бортинженер, а вверху - штурман и бортовой радист.
В хвосте вертолета установили силовой трап. Проем для въезда самоходной техники и погрузки образовывали боковые створки. В грузовом отсеке размером 28,15 х 4,4 х 4,4 метра могли разместиться 196 солдат.
Испытания
Впервые в истории мирового вертолетостроения летный экземпляр вертолета прошел испытания прямо в сборочном цехе. Для этого В-12 подвесили на амортизационных шнурах к специальным порталам, а на втулках несущих винтов установили имитаторы лопастей и вибраторы.
В 1967 году машину признали готовой к летным испытаниям. Впервые в воздух уникальный вертолет поднял 27 июня 1967 года летчик-испытатель Василий Колошенко. Полет завершился неудачно. Пилот выявил неизвестный ранее вид автоколебаний типа "система управление - конструкция". Вертолет совершил несколько колебаний на небольшой высоте и грубо приземлился на одно колесо, при этом разрушился его обод (кстати, западные СМИ поспешили заявить о разрушении всей машины). Недостаток устранили, увеличив жесткость системы управления.
Дальнейшие испытания проходили успешно. На В-12 опробовали новые лопасти композитной конструкции. В феврале 1969 года на вертолете установили абсолютный мировой рекорд грузоподъемности: на высоту 2350 метров был поднят груз весом в 31 тонну. Спустя полгода был зафиксирован новый рекорд, который не побит до сих пор: вертолет поднял груз 40,2 тонны на высоту 2250 метров. Всего же на В-12 было установлено семь мировых рекордов.
Признание
В-12 оказался удачной моделью: хорошие пилотажные характеристики машины сочетались с низким уровнем вибраций и шума. Вертолет мог продолжать полет при выходе из строя двух двигателей. А при возможности взлета с разбегом, существенно повышалась его грузоподъемность.
В 1971 году В-12 презентовали на Международном салоне авиации и космонавтики в Ле-Бурже. Его признали "звездой салона". Пресса писала хвалебные отзывы, отмечая, что воздушный гигант "по размерам более чем вдвое, а по весу более чем в четыре раза превышает американские вертолеты Сикорский СН-53 и Боинг-Вертол "Чинук". Специалисты утверждали, что в ближайшем будущем в западных странах вряд ли будут созданы вертолеты, равные ему по размерам, не говоря о том, чтобы его произойти. Вице-президент компании "Сикорский Корпорэйшн" Сергей Сикорский заявил, что "перед инженерно-техническим достижением, каким является этот вертолет, можно снять шляпу".
Закрытие проекта
Однако до официального переименования В-12 в Ми-12 (это происходило, когда машина поступала в авиационные подразделения) так и не дошло. Второй экземпляр вертолета, собранный в 1972 году, целый год простоял, в ожидании двигателей. На второй этап госиспытаний успешно летавшую машину так и не отправили. В 1974 году работы по доводке обоих опытных экземпляров остановили. Заказчик отказался от проекта.
Главной причиной стало то, что к тому времени некоторые типы ракетных комплексов, для которых и разрабатывался вертолет, были признаны неудачными, их сняли с вооружения. Другие же военные грузы не нуждались в таком дорогом способе доставки. Саратовский завод, на котором планировали собирать гигант, был плотно загружен производством другой продукции. К тому же, "на пятки" В-12 наступал новый тяжелый вертолет третьего поколения Ми-26. Он уступал рекордсмену по грузоподъемности, но превосходил по другим характеристикам.
Впрочем, все исследования, полученные в ходе работы над В-12, пригодились для будущих проектов.
Оба построенных вертолета сохранились: один находится на территории Московского вертолетного завода имени М. Л. Миля, другой - в Центральном Музее ВВС в Монино.
Технические характеристики В-12
Экипаж - 6 человек
Количество пассажиров -196
Максимальная взлетная масса - 105 т
Нормальная взлетная масса - 97 т
Максимальная скорость - 260 км/ч
Крейсерская скорость - 240 км/ч
Практический потолок - 3500 м
Дальность - 500 км
Длина вертолета - 37 м
Высота - 12,5 м
Размах крыла - 67 м
Диаметр несущего винта - 35 м...
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции