О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Индия делает ставку на ВВС

Индийцы планируют превратить страну в одну из самых мощных и современных в мире сил с сетевой архитектурой взаимодействия

Индийские ВВС подготовили всестороннюю долгосрочную программу перспективного развития LTPP (Long Term Perspective Plan) до 2027 года с целью возможного противостояния с воздуха всем прогнозируемым угрозам. Правительство ассигнует на это соответствующие средства. Амбициозные задачи решаются при реализации трех основных программ: закупки новой авиатехники для обновления авиапарка, модернизации строевой техники и полного укомплектования авиационных частей персоналом самого высокого уровня и его непрерывного обучения.

В свое время журнал "Индиан авиэйшн" (Indian aviation) сообщил о том, что ВВС Индии планировали потратить на закупки новой техники и модернизацию своего парка 70 миллиардов долларов с 2012 по 2021 год. А по данным издания "Пакистан дифенс" (Pakistan Defense), директор комиссии по проверке и безопасности полетов маршал авиации Редди в ноябре 2013 года заявил на открытии 8-й Международной конференции по ускорению развития индийской аэрокосмической промышленности о том, что в предстоящие 15 лет индийские ВВС затратят 150 миллиардов долларов на оборонные закупки.

Многие десятилетия индийские ВВС были ограничены в основном одним источником поставок - СССР/Россией. Большая часть приобретенной у нас техники к настоящему моменту устарела. Сегодня индийские военные встревожены снижением боевой эффективности своего авиапарка и ряда других показателей. Между тем длительные и достаточно энергичные усилия Организации оборонных исследований и разработок Индии DRDO (Defence Research and Development Organisation) и местной авиакосмической промышленности пока не в состоянии обеспечить индийские военно-воздушные силы возможностями, на которые они рассчитывают. Практически полная зависимость от иностранных поставщиков перспективных технологий и передового оборудования потенциально является основным фактором, который может угрожать боеспособности национальных ВВС.

Закупки новой авиатехники

Основная задача, которая стоит перед ВВС Индии в настоящее время, заключается в приобретении и интеграции военных платформ, основанных на новейших технологических принципах и модернизации строевой техники. Список подлежащих закупке военно-воздушными силами вооружений и военной техники (ВиВТ) впечатляет. В ближайшее десятилетие только самолетов истребительной авиации планируется ввести в строй 460 единиц. В их числе легкий боевой LCA (light combat airctaft) "Теджас" (148 единиц), 126 французских истребителей "Рафаль" (Rafal), победивших в тендере MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft), 144 истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), которые планируется получать с 2017 года, дополнительно 42 многоцелевых истребителя Су-30МК2, на их производство для местной компании "Хиндустан аэронотикс лимитед" (Hindustan Aeronautics Limited, HAL) уже выданы требования. Также на вооружение ВВС будут приняты 75 учебно-тренировочных самолетов (УТС) базовой подготовки "Пилатус" (Pilatus), еще два - дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У) на базе российского транспортного самолета Ил-76, десять военно-транспортных C-17 производства "Боинга", 80 вертолетов среднего класса, 22 ударных вертолета, 12 вертолетов VIP-класса.

Как пишет газета "Файнэншл экспресс", в ближайшее время ВВС Индии могут подписать крупнейшие в истории своего военно-технического сотрудничества с зарубежными странами военные контракты на общую сумму 25 миллиардов долларов. В планах - давно ожидаемая сделка на поставку 126 истребителей по программе боевого самолета MMRCA (12 млрд долл.), контракт на приобретение трех самолетов C-130J для сил специальных операций, 22 ударных вертолетов AH-64 "Апач Лонгбоу" (1,2 млрд долл.), 15 тяжелых военно-транспортных вертолетов CH-47 "Чинук" (1,4 млрд долл.), а также шести самолетов-заправщиков A330 MRTT (2 млрд долл.). Как заявил главком ВВС Индии главный маршал авиации Браун, пять основных сделок на сумму 25 миллиардов долларов близки к подписанию в текущем финансовом году (до марта 2014-го).

Что касается ракетного вооружения, то в арсенале индийских ВВС находятся 18 пусковых установок зенитных управляемых ракет (ЗУР) средней дальности MRSAM (Medium-Range Surface-to-Air Missiles), четыре установки "Спайдер" (Spider) для 49 ракет малой дальности SRSAM (Short-Range Surface-to-Air Missiles) и восемь установок для ракет "Акаш" (Aakash). ВВС разработали многоступенчатый план поступления на вооружение ракет разных классов для создания многоуровневой системы обороны. Помимо этого, ВВС располагают возможностями ДРЛО и У и на основе договоренности между правительствами США и Индии ведут переговоры с представителями американской компании "Рейтеон" (Raytheon) о закупке двух систем, предназначенных для разведки, наблюдения, обнаружения и целеуказания (ISTAR) общей стоимостью 350 миллионов долларов. Аналитики считают, что индийский интерес к подобным системам возрос по окончании операции в Ливии.

После поставки в ВВС Индии системы ISTAR будут интегрированы с уже существующей системой воздушного командования и контроля индийской разработки IACCS (India"s Air Command and Control System). Она основана на аналогичной системе стандарта НАТО и позволяет управлять движением самолетов и координировать его, контролировать выполнение боевых задач авиацией, производить разведывательную деятельность. В IACCS интегрируются самолеты ДРЛО и У и радары различного назначения, что позволяет осуществлять передачу полученных данных в центральную систему управления войсками. По словам представителей Министерства обороны Индии, основное отличие между самолетами ISTAR и ДРЛО и У в том, что первый предназначен для отслеживания наземных целей и управления войсками на поле боя, а второй - для целеуказания воздушных целей и обеспечения работы ПВО.

Что касается радиолокационных возможностей, то в арсенале ВВС имеются РЛС "Рохинис" (Rohinis), небольшие аэростатные радары, которые являются уменьшенной версией авиационных систем ДРЛО и У и не помогают в обнаружении наземных целей, РЛС средней мощности, легкие тактические РЛС нижнего уровня, сеть передачи данных AFNET (Air Force Network) и модернизированная инфраструктура аэропорта MAFI (Modernisation of Airport Infrastructure), которая формируется в настоящее время. Изначально системой MAFI будет оборудован аэродром Бхатинда (штат Раджастхан). Первый радар средней мощности в Налие (штат Гуджарат) начал работу в 2013 году. Помимо этих систем в арсенале страны находятся БЛА, предназначенные для выполнения разведывательных задач, но их возможности являются ограниченными.

Модернизация авиапарка

Программа усовершенствования авиапарка ВВС затрагивает 63 истребителя МиГ-29, 52 "Мираж-2000", 125 "Ягуар". Три из 69 индийских истребителей МиГ-29Б/С прошли модернизацию в России в рамках контракта стоимостью 964 миллиона долларов, подписанного в 2009 году. Еще три самолета прибыли в Индию в конце 2013-го. Оставшиеся 63 истребителя МиГ-29 пройдут модернизацию на заводе корпорации HAL в Насике и на 11-м авиаремонтном заводе ВВС Индии в 2015-2016 годах. Эти самолеты будут оснащаться новыми двигателями РД-33МК компании "Климов", БРЛС с фазированной антенной решеткой "Жук-МЭ" корпорации "Фазотрон-НИИР" и авиационными ракетами класса "воздух-воздух" "Вымпел" Р-77 для поражения воздушных целей за пределами дальности прямой видимости.

Усовершенствование состоящих на вооружении многоцелевых истребителей "Мираж-2000" до стандарта пятого поколения обойдется в 1,67 миллиарда рупий (30 млн долл.) за единицу, то есть дороже, чем приобретение этих самолетов. Об этом уведомил парламент министр обороны Аракапарамбил Куриан Энтони в марте 2013 года.

В 2000-м Индия закупила у Франции 52 истребителя "Мираж-2000" по цене 1,33 миллиарда рупий (около 24 млн долл.) за единицу. В ходе модернизации истребители получат новые БРЛС, авионику, бортовые компьютеры и системы прицеливания. Как ожидается, шесть самолетов доведут до ума во Франции, а оставшуюся часть - в Индии на предприятии HAL.

Контракт на доведение самолетов "Ягуар" до конфигурации "Дарин-3" (Darin III) стоимостью 31,1 миллиарда индийских рупий подписан в 2009 году. Работы на предприятиях корпорации HAL планируется завершить в 2017-м. Первый обновленный самолет успешно выполнил испытательный полет 28 ноября 2012 года.

Самолет оснащен новым бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО) и многорежимной БРЛС. В перспективе он будет ремоторизован, что сделает "Ягуар" всепогодным, с высокой боевой эффективностью, а также значительно увеличит его рабочий ресурс.

Для оснащения парка модернизированных "Ягуаров" Индия выбрала усовершенствованные ракеты средней дальности ASRAAM (Advanced Short-Range Air-to-Air Missile) разработки французской компании MBDA и намерена приобрести 350-400 ракет этого типа.

Недавно "Ханиуэлл" (Honeywell) подала заявку индийскому Министерству обороны на поставку 270 силовых установок F125IN, разработанных компанией "Сипикэт" (Sepecat) и построенных на мощностях индийской HAL, для модернизации двигателей 125 истребителей "Ягуар".

Обучение персонала

Важным аспектом реструктуризации индийских ВВС является увеличение числа военнослужащих и их обучение эксплуатации новой техники. ВВС планируют довести численность эскадрилий истребительной авиации до 40-42 к концу 14-го пятилетнего периода (2022-2027) и, возможно, до 45 единиц к моменту реализации 15-го периода (2027-2032). В настоящее время в составе ВВС Индии имеется 34 эскадрильи. Предполагается достигнуть высшей боеготовности после принятия на вооружение всех запланированных к серийному лицензионному производству истребителей - Су-30МКИ, MMRCA, FGFA. Очевидно, это потребует притока огромного числа строевых летчиков, что является сложнейшей проблемой.

Хотя положение дел в области подготовки летного состава улучшилось в последние годы, до желаемых стандартов ВВС Индии все еще далеко. Предпринимаются различные меры для решения этой проблемы, например принимают на службу кандидатов и проводят их дополнительное обучение прежде, чем присвоить звание в ВВС. Многое делается для того, чтобы сохранить ряды своих летчиков, в частности постоянно совершенствуются учебно-тренировочные средства.

За прошедшие три финансовых года военно-воздушным силам ассигновано больше средств на оборонные закупки, чем остальным двум видам ВС. По всей видимости, в последующие несколько лет эта тенденция сохранится.

Тем не менее ВВС удалось достигнуть и произвести впечатление могущественной силы, способной защитить суверенитет индийского воздушного пространства. Похоже, в перспективе у индийских ВВС нет другого выбора, кроме приобретения перспективных технологий и техники за рубежом. Существует и возможность совместных разработки и производства, а также развивающихся в последнее время офсетных программ. Это направление является самым целесообразным с точки зрения получения военной техникой статуса отечественного продукта.

Срок службы современной авиатехники обыкновенно составляет около 30 лет. Затем он, как правило, продлевается еще на 10-15 лет после модернизации на стадии среднего срока службы. Таким образом, приобретенная ВВС новая техника останется на вооружении до 2050-2060 годов. Но поскольку характер ведения войн также меняется с течением времени, помимо приобретения современных вооружений требуется проводить всестороннюю переоценку плана вероятных операций, с которыми ВВС придется столкнуться и соответственно реформировать свои вооружения.

Для этого на современном этапе ВВС должны принять во внимание статус региональной державы Индии и оценить ее возможную роль и ответственность в новой геополитической и геостратегической обстановке.

Гордость индийского ОПК

Общая стоимость закупки самолетов "Теджас" составила примерно 1,4 миллиарда долларов. Программа LCA является большим достижением индийского ОПК, его гордостью. Это первый полностью индийский боевой самолет. И хотя некоторые аналитики указывают на то, что двигатели, радары и другие бортовые системы "Теджас" имеют иностранное происхождение, перед индийским ОПК поставлена задача доведения самолета до полностью индийского производства.

Министр обороны Индии Энтони объявил 20 декабря 2013 года о том, что легкий истребитель "Теджас" Mk.1 (Tejas Mark I) достиг начальной оперативной готовности, то есть передается на финальные испытания летчикам ВВС. По его словам, до полной оперативной готовности истребитель дойдет к концу 2014 года, когда он может быть принят на вооружение.

"ВВС введет в строй первую эскадрилью самолетов "Теджас" в 2015 году, а вторую - в 2017-м. В ближайшее время начнется производство самолетов, - отметил Энтони, добавив, что каждая эскадрилья будет базироваться на авиабазе "Сулур" около города Коимбатур в южном штате Тамилнад и состоять из 20 истребителей, предназначенных для замены устаревших МиГ-21. Всего потребности ВВС в этих самолетах оцениваются более чем в 200 единиц.

"Теджас", реализуемый в рамках программы LCA, является одним из рекордсменов по срокам конструкторских работ, которые осуществляли HAL и DRDO. Работы по созданию этого полностью индийского истребителя начались в 1983 году, первый полет он совершил в январе 2001-го, а сверхзвуковой барьер преодолел в августе 2003-го.

Параллельно ведется разработка новой модификации истребителя "Теджас" Mk.2 (Tejas Mark II) с более мощным и топливоэффективным двигателем производства американской "Дженерал электрик" (General Electric), усовершенствованными радиолокационными и другими системами. "Позднее ВВС введут в строй четыре эскадрильи этой модификации истребителя, а военно-морские силы примут на вооружение 40 палубных истребителей "Теджас", - говорит министр обороны Индии Энтони.

Индия планирует полностью заменить истребители МиГ-21 к 2018-2019 годам, однако процесс может затянуться до 2025-го.

Су-30МКИ, "Рафаль", "Глоубмастер-3"

Контракт стоимостью 1,6 миллиарда долларов на поставку технологических комплектов для лицензионного сборочного производства Су-30МКИ корпорацией HAL подписан в ходе визита Владимира Путина в Индию 24 декабря 2012 года. После реализации этого контракта общее количество выпущенных на мощностях HAL самолетов Су-30МКИ достигнет 222 единиц, а итоговая стоимость приобретенных у России 272 истребителей этого типа составляет 12 миллиардов долларов. На сегодня Индия приняла на вооружение более 170 истребителей Су-30МКИ из 272 заказанных у России. К 2017 году на индийских авиабазах будут базироваться 14 эскадрилий этих самолетов.

К настоящему моменту HAL уже производит боевые самолеты Су-30МКИ и "Теджас". В перспективе компания также станет выпускать "Рафаль", выигравший тендер MMRCA, и истребитель пятого поколения FGFA совместной российско-индийской разработки.

Индия и Франция уже которой год не могут договориться об условиях поставки истребителя "Рафаль", победившего в тендере MMRCA в январе 2012 года. В октябре 2013-го заместитель командующего ВВС Индии маршал авиации Сукумар заявил, что соответствующее соглашение будет подписано до конца текущего финансового года, завершающегося в марте 2014-го.

По условиям конкурса половину оплаченной за самолеты суммы победитель инвестирует в производство истребителей на территории Индии. Около 110 самолетов "Рафаль" должны быть изготовлены HAL, в то время как первые 18 - непосредственно компанией-поставщиком и доставлены заказчику в собранном виде. Сумма сделки первоначально оценивалась в 10 миллиардов долларов, однако на сегодня, по разным данным, уже может превышать 20-30 миллиардов. Первоначально первый истребитель "Рафаль" ВВС Индии планировали принять на вооружение в 2016 году, теперь эта дата переносится как минимум на 2017-й.

Министерство обороны Индии подписало в 2011 году с правительством США соглашение о поставках методом LOA (Letter of Offer and Acceptance) 10 тяжелых стратегических военно-транспортных самолетов (ВТС) С-17 "Глоубмастер-3" (Globemaster III) на сумму пять миллиардов долларов. На данный момент ВВС получили четыре С-17: в июне, июле-августе и октябре 2013-го. Все самолеты будут поставлены до 2015 года. Остальные ВТС "Боинг" обещает передать заказчику в 2014-м, завершив реализацию контракта. По аналогии с тактическими военно-транспортными самолетами C-130J ВВС Индии планируют увеличить парк С-17 еще на 10 самолетов.

Учебно-тренировочная техника

С августа 2009 года ВВС отстранили от полетов парк устаревших учебно-тренировочных самолетов (УТС) HPT-32. Впоследствии Минобороны объявило тендер на поставку самолетов базовой летной подготовки (Basic Trainer Aircraft - BTA) для индийских ВВС, который выиграла швейцарская компания "Пилатус" (Pilatus).

В мае 2012 года комитет по безопасности кабинета министров правительства Индии одобрил закупку для ВВС страны 75 самолетов PC-7 Mk.2 (PC-7 Mark II) на сумму 35 миллиардов индийских рупий (более 620 млн долл.). С февраля по август 2013-го индийским ВВС были переданы первые три машины. Минобороны планирует с "Пилатус" новый контракт на поставку 37 дополнительных УТС.

Для осуществления продвинутой летной подготовки ВВС приобретают машины AJT (Advanced Jet Trainers) "Хоук" (Hawk). В марте 2004 года индийское правительство подписало контракт с компаниями "БАе Системз" (BAE Systems) и "Турбомека" (Turbomeca) на поставку 24 "Хоук", а также с HAL - на производство по лицензии еще 42 УТС. Суммарная стоимость контрактов - 1,1 миллиарда долларов.

Все первые 24 самолета были полностью построены на мощностях "БАе" и поставлены индийским ВВС, еще 28 из 42 самолетов, выпускаемых HAL из готовых машинокомплектов, переданы заказчику до июля 2011 года.

В июле 2010-го Минобороны подписало контракт стоимостью 779 миллионов долларов на приобретение 57 дополнительных УТС "Хоук": 40 самолетов для ВВС и 17 для ВМС Индии. Компания HAL начала их производство в 2013 году и должна завершить к 2016-му.

Стратегические воздушные перевозки

Одна из главных задач ВВС Индии в перспективе будет состоять в осуществлении стратегических воздушных перевозок. Но для участия Нью-Дели в обеспечении международной безопасности требуется постепенное развитие ВВС в направлении сил быстрого реагирования, в то время как внутри страны на повестке дня стоит создание регулярных сил безопасности.

Принимая во внимание закрепленный недавно за Индией статус региональной державы, растущую роль и ответственность страны в новой геополитической и геостратегической обстановке, а также возобновление партнерских отношений с США, к Нью-Дели может быть предъявлено требование по переброске многочисленных войск в любой регион. Силы и средства стратегических воздушных перевозок ВВС должны формироваться практически с нуля, поскольку срок службы соответствующего парка заканчивается.

На тактическом уровне ВВС должны быть обеспечены парком средних тактических военно-транспортных самолетов и вертолетов, способных совместно с силами специального назначения к быстрому реагированию на меньшей дальности.

Очевидно, Индии необходимо расширять парк заправщиков, если она намерена обладать значительными возможностями в переброске войск и военной техники и оказывать влияние в этом сегменте.

ВВС также следует увеличивать боевые возможности некоторой уже состоящей на вооружении техники. На стратегическом уровне ВВС должны быть в состоянии обеспечить вероятное ядерное сдерживание Пакистана и Китая. Также им нужно иметь возможность военного присутствия в регионах очевидных интересов национальной безопасности и на территории союзников с боевыми самолетами, заправщиками и стратегическим транспортом. Для нанесения стратегических ударов по территории противника ВВС необходимо держать на вооружении авиационные ракеты, размещенные на платформах с мощной аппаратурой радиоэлектронной борьбы. При этом тактические роли могут быть переданы БЛА и вертолетам.

Эти силы обязаны обладать способностью обеспечить быстрый ответ в кризисной ситуации и иметь логистическую поддержку с целью выполнения задач в течение длительного промежутка времени.

Для эффективного обеспечения национальной безопасности ВВС следует приобрести дополнительный парк самолетов ДРЛО и У с целью повышения возможности наблюдения на небольших высотах. Имеющиеся в настоящее время на вооружении страны системы ПВО необходимо заменить ЗРК зональной и объектовой ПВО нового поколения. ВВС следует запастись собственными спутниковыми системами и парком БЛА с широким спектром датчиков для обеспечения круглосуточной и всепогодной стратегической и тактической разведки. БЛА необходимо обеспечить соответствующей наземной инфраструктурой для автоматизированной и быстрой обработки разведывательной информации, а также парком тактических транспортных самолетов, вертолетов и войсками специального назначения для быстрого реагирования на возможные угрозы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка