ТАСС
19 февраля 2014, 11:23
Китай расширяет производство самолетов семейства Су-27
Китай расширяет производство самолетов, созданных компанией "Сухой". Об этом сообщили в ходе международного авиационного салона "Сингапур эйршоу-2014"
В то время, как внимание специалистов приковано к развитию китайских собственных программ по созданию истребителей, таких, как "Цзянь-10" (J-10), "Цзянь-20" (J-20) и "Цзянь-21/31" (J-21/31), Шэньянская авиастроительная корпорация SAC (Shenyang Aircraft Corporation) продолжает развивать семейство самолетов Су-27, которые находятся в строю Военно-воздушных сил Народно-освободительной армии Китая (ВВС НОАК) с 1992 г. Наиболее современными версиями самолета являются палубный истребитель "Цзянь-15" (J-15) и многоцелевой истребитель "Цзянь-16" (J-16).
Китай начал собственные разработки на базе семейства Су-27 в 1992 г., когда стал первым государством помимо стран постсоветского пространства, закупившим тяжелый истребитель. Из России было поставлено три партии одноместных истребителей Су-27СК и двухместных Су-27УБК. Эти самолеты оказали существенное влияние на изменения в авиационной промышленности КНР.
Затем КНР получила лицензию на производство самолетов Су-27СК на заводе в Шеньяне. Контракт был завершен в 1996 г. Первоначально предполагалась постройка 200 самолетов. Производство началось со сборки истребителей из поставляемых машино-комплектов, но затем Китай постепенно стал увеличивать долю собственных работ. Собранный в Шеньяне Су-27 получил обозначение "Цзянь-11" (J-11). Специалисты отмечали низкий уровень системы контроля качества самолета. В результате производство завершилось после сборки 105 истребителей "Цзянь-11" и "Цзянь-11А" (J-11A), который отличался рядом улучшений в кабинете пилота и авиационном вооружении, размещаемом на внешних пилонах.
По мере того, как Шэньянская авиастроительная корпорация и сотрудничающий с ней 601-й институт получили больший опыт строительства самолетов, началась разработка локальной версии самолета Су-27 - "Цзянь-11В" (J-11B). Стремясь освободиться от технологической зависимости от России, китайская промышленность разработала ряд элементов и систем, которые позволили собирать истребители без российских запчастей и приспособить их под применение местного авиационного вооружения.
Основным отличием китайского истребителя стал установленный двигатель локального производства "Шеньян-Лимин" WS-10A "Тайхань" (Taihang), который заменил российский ТРДД АЛ-31Ф производства НПО "Сатурн". Полет испытательной модели J-11WS состоялся в 2002 г. Два года спустя поднялся в воздух первый опытный образец J-11B, оснащенный двумя ТРДД WS-10A. Производство самолетов "Цзянь-11В" продолжилось с китайскими двигателями, однако проблемы, связанные с его надежностью, привели к применению российских авиадвигателей АЛ-31Ф. В настоящее время эксперты полагают, что большинство проблем, связанных с WS-10A, преодолены и истребители "Цзянь-11В" будут оснащаться именно этими авиадвигателями. Фотографии, появившиеся в конце прошлого года, свидетельствуют о том, что в конструкцию WS-10A могли быть внесены дополнительные изменения, так как форма сопла отличалась от представленных ранее.
Помимо нового двигателя, на "Цзянь-11В" установлена новая китайская многофункциональная бортовая РЛС (БРЛС), инфракрасная поисково-следящая система и канал связи, позволяющий применять широкий спектр китайских вооружений, в том числе, ракету класса "воздух - воздух" PL-12 с активным радиолокационным наведением. В кабинете пилота, в которой установлено пять многофункциональных дисплеев, также используются китайские приборы.
Истребители "Цзянь-11В" поступили на вооружение ВВС НОАК в конце 2007 г. и с этого момента их число существенно выросло. В начале 2010 г. авиация ВМС НОАК начала получать версию "Цзянь-11В", предназначенную для применения в прибрежной зоне. В дополнение к одноместному истребителю Шэньянская авиастроительная корпорация разработала двухместный вариант, получивший название "Цзянь-11ВS" (J-11BS). Самолет совершил первый полет в 2007 г. и был принят на вооружение ВВС и ВМС НОАК в 2010 г.
При решении задачи создания палубного истребителя советские специалисты выбрали вариант соответствующей модернизации Су-27, получивший обозначение Су-33. КНР выбрала точно такой же путь, создавая самолет для оснащения своего нового авианосца "Ляонин". Для этих целей у Украины был приобретен опытный образец Су-33.
Новый самолет получил обозначение "Цзянь-15" (J-15) и название "Флаинг Шарк" (Flying Shark). Он внешне и конструкционно напоминает Су-33, однако при его создании для снижения массы широко применялись композиционные материалы (КМ). Большинство систем, установленных на "Цзянь-15, соответствуют аналогам на "Цзянь-11В". На нем применяется аналогичная БРЛС, хотя по предварительной информации ее действие расширено и включает в себя несколько "морских" режимов. Система предупреждения о приближающихся ракетах также аналогична установленной на "Цзянь-11В". Кабина оснащена пятью многофункциональными дисплеями.
"Цзянь-15" оснащен широким спектром вооружения, в которое входят ракеты класса "воздух - воздух", "воздух - земля" и противокорабельные ракеты (ПКР). Необычной функцией является возможность установки контейнера с топливом для заправки других самолетов, что позволяет "Цзянь-15" с тяжелым вооружением сопровождать другие самолеты при выполнении боевых задач на значительном расстоянии. Штанга для заправки топливом внешне аналогична росссийскому УПАЗ-1А и могла быть скопирована или закуплена в России.
Также, как и в случае с "Цзянь-11В", применение авиадвигателя локального производства существенно снижает боевые качества самолета. Предполагается, что в "Цзянь-15" используется ТРДД WS-10H, который является "морской" версией WS-10A. Основное отличие состоит в увеличенной тяге, необходимой для улучшения взлета и посадки с палубы авианосца "Ляонин". Вместе с тем, только один из двух опытных образцов палубного истребителя оснащен двигателями WS-10H. Как минимум пять "Цзянь-15" оснащены российскими ТРДД АЛ-31Ф. Опытный образец самолета с этими двигателями совершил первый полет в августе 2009 г. К маю 2010 г. уже совершались полеты с наземной площадки, имитировавшей палубу авианосца. Испытания непосредственно на корабле начались в конце прошлого года, когда 23 ноября два опытных самолета совершили взлет и посадку. На фотографиях, опубликованных в декабре 2013 г., отчетливо видно, что первые "Цзянь-15", произведенные Шэньянской авиастроительной корпорацией, оснащены российскими авиадвигателями.
Одновременно разрабатывается двухместная версия палубного истребителя, которая, возможно, получит обозначение "Цзянь-15S" (J-15S). Опытный образец, оснащенный двигателями WS-10A, совершил первый полет в ноябре 2012 г. Несмотря на то, что "Цзянь-15S" первоначально предполагалось применять в качестве учебно- тренировочного самолета этот истребитель будет использоваться в радиоэлектронной борьбе и при выполнении различных боевых задач.
Впечатленные применением самолетов семейства Су-27 в качестве средств противовоздушной обороны (ПВО), китайцы обратили внимание на самолеты компании "Сухой", которые могли бы выступить в качестве носителя тяжелого вооружения. В конце 2000-х годов в КНР поступила первая партия двухместных многоцелевых истребителей Су-30МКК, что существенно увеличило возможности ВВС НОАК по применению высокоточных вооружений. Было заказано для ВВС две партии Су-30МКК по 38 самолетов в каждой. Заказанные для авиации ВМС НОАК 25 самолетов получили модернизированную БРЛС, позволившую применять оружие по кораблям.
Основываясь на опыте, полученном в ходе локализации производства "Цзянь-11В", Шеньянская авиационная корпорация и 601-й институт разработали аналогичную программу для Су-30МКК. В результате был создан образец, получивший обозначение "Цзянь-16" (J-16), который, как предполагается, станет основным ударным самолетом ВВС НОАК и, возможно, основным носителем ПКР в составе ВМС НОАК.
Точно также, как и "Цзянь-11", самолет "Цзянь-16" оснащен большим количеством китайского оборудования, в том числе ТРДД WS-10A. Наиболее важным усовершенствованием, как полагают эксперты, стала установка БРЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) китайского производства, данных о которой немного. Также, как и "Цзянь-15", Су-30МКК оснащен убирающейся в фюзеляж системой дозаправки в воздухе.
Информация по проекту "Цзянь-16" обрывочна, однако специалисты полагают, что первый полет самолета состоялся в 2011 г. В прошлом году как минимум два опытных образца испытывались ВМС НОАК. Возможно, что в ходе развития программы достигнута новая фаза испытаний и оценки самолета.
На протяжении определенного временного периода в СМИ неоднократно появлялась информация о намерении КНР приобрести у России новый истребитель Су-35. Второе поколение семейства Су-27 отличается обновленным планером, авионикой и двигателем. Предполагается, что именно двигатель АЛ-41Ф/112С производства НПО "Сатурн" стал особым объектом внимания со стороны Китая, так как КНР испытывает особые трудности в разработке своих собственных надежных силовых установок для самолетов.
Предполагаемая продажа КНР истребителей Су-35 начала обсуждаться в 2012 г. Первоначально предполагалось, что будет поставлено 48 самолетов, затем это число сократилось до 24 машин. Аналитические отчеты по этой проблеме продолжают публиковаться, а в 2013 г. представитель российских государственных органов заявил, что подписание контракта ожидается в нынешнем году. Вместе с тем, из Китая поступают противоречивые сведения, согласно которым контракт не будет подписан....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции