RBC Daily
14 марта 2014, 18:08
Рейс в никуда: загадочное исчезновение малайзийского Boeing 777
Пропавший неделю назад Boeing 777-200 авиакомпании Malaysia Airlines мог улететь в сторону Индии, сообщило агентство Reuters со ссылкой на источник в следственной группе. Официального подтверждения этой информации пока не поступало
Рейс до Пекина
Самолет Boeing 777-200 авиакомпании Malaysia Airlines вылетел 8 марта в 0:41 по местному времени из Куала-Лумпура и должен был приземлиться в Пекине в 6:30 утра того же дня. Связь с самолетом прервалась спустя несколько минут после того, как Boeing 777-200 пересек границу воздушного пространства Малайзии и Вьетнама. До момента исчезновения пилоты самолета не передавали сообщений о неполадках или возникновении экстренной ситуации.
На борту пропавшего лайнера находились 239 человек, включая 12 членов экипажа. Больше половины пассажиров были гражданами Китая - 153 человека. Всего на борту самолета были граждане более чем из 10 стран, в том числе России и Украины. Спустя несколько дней после исчезновения самолета стало известно, что двое пассажиров летели в Пекин по поддельным паспортам. Ими оказались граждане Ирана, по одной из версий, планировавшие мигрировать из Китая в Европу.
Сразу после исчезновения Boeing 777-200 в районе Южно-Китайского моря началась поисково-спасательная операция. Осмотр предполагаемого места крушения самолета ничего не дал. В этот момент начали появляться версии, что самолет мог изменить свой маршрут. Сейчас в поисках пропавшего лайнера задействованы службы Малайзии, Австралии, Китая, Таиланда, Индонезии, Сингапура, Вьетнама, Филиппин, Японии и США.
Смена маршрута
Изначально сообщалось, что самолет потерпел крушение в территориальных водах Вьетнама в 250 км от острова Тхо-Чу. Поиски в этом районе результатов не дали. Через два дня после исчезновения лайнера в Южно-Китайском с помощью снимков китайского спутника были обнаружены обломки самолета. Однако экспертиза показала, что они не имеют никого отношения к пропавшему авиалайнеру Malaysia Airlines.
После этого военные ВВС Малайзии сообщили, что их радары зафиксировали авиалайнер в районе Малаккского пролива, который находится примерно в 500 км к западу от точки, где был потерян контакт с самолетом. Поисковая операция в этом районе также не дала результатов.
Не нашла подтверждения и версия, что Boeing 777-200 возможно летел еще около четырех часов после пропадания с экранов радаров. Об этом писала газета The Wall Street Journal, со ссылкой на источники из числа американских следователей. По информации издания, в компанию "Роллс-Ройс", производящую двигатели для Boeing, в течение четырех часов с момента исчезновения самолета с радаров поступали пакеты данных о высоте, скорости полета и состоянии турбин. Министр транспорта Малайзии Хишаммуддин Хуссейн опроверг эту информацию.
Новые данные, поступившие 14 марта, показывают, что Boeing малайзийской авиакомпании в день исчезновения мог сменить курс и улететь в сторону принадлежащих Индии Андаманских островов. Как рассказал агентству Reuters источник в следственной группе, радар малайзийских военных засек неопознанный самолет, который неделю назад пересек территорию страны и ушел в сторону Индийского океана. Это произошло в 02:15 по местному времени, спустя 45 минут после того, как с самолетом прервалась связь. Лайнер примерно в то же время заметили и на навигационных пунктах, однако пока нет возможности со стопроцентной уверенностью утверждать, что это был именно Boeing 777-200.
Версии исчезновения
Согласно одной из версий, самолет могли угнать. Она возникла из-за того, что воздушное судно изменило траекторию полета. Следователи пришли к такому выводу на основе данных, которые автоматически передавались на землю с систем двигателей авиалайнера, которые позволяют отслеживать их работу. Если они верны, то самолет мог пролететь расстояние в 4 тыс. км, а значит, мог оказаться далеко за пределами текущей зоны поисковой операции.
Кроме того, власти Малайзии предполагали, что на борту лайнера произошел теракт. К таким выводам пришли в связи с тем, что, как выяснилось, двое пассажиров - граждане Ирана - летели по украденным паспортам. Позже их друг рассказал, что они были нелегальными мигрантами и отправлялись в Амстердам через Пекин. Один из них хотел улететь во Франкфурт, где живет его мать, а другой отправлялся в Данию.
Третья версия, которую рассматривают власти Малайзии, - "личные трудности пассажиров и экипажа". "Возможно, кто-то на борту купил страховку на огромную сумму, чтобы ее получила его семья, или кто-то задолжал кому-нибудь столько-то денег", - цитирует РИА Новости главу малайзийской полиции Халид Абу Бакара.
Также изначально экспертами рассматривалась версия пропажи самолета из-за плохих погодных условий. Однако, судя по метеоданным, небо над самолетом в это время было чистое, сообщает ИТАР-ТАСС. Кроме того, существует версия поломки обоих двигателей лайнера в небе. Однако до падения самолета у пилотов должно было остаться минимум 20 минут для передачи сигнала SOS диспетчерам. Наземным же службам такого сигнала не поступало.
Помимо этих версий рассматриваются три второстепенные: фатальное повреждение двигателя или корпуса лайнера, потеря ориентации самолета и случайное поражение воздушного судна военными.
Мнения экспертов
Эксперты выдвигают различные версии произошедшего с самолетом. По мнению заместителя гендиректора Государственного НИИ гражданской авиации, начальника Летно-испытательного центра им. Чкалова Рубена Есаяна, ничего загадочного в ситуации нет. "Но никто не может дать гарантии, что на борту не было террористов и не было попытки захвата. Сам самолет Boeing 777-200 - очень надежный. С этими самолетами практически ничего никогда не происходило. Он выпущен в 1996-1997 годы, и за 18 лет с самолетом этой модели была лишь одна авиакатастрофа прошлым летом, - заявил НСН Есаян. "Версия террористов имеет место быть, но надо искать этот самолет на дне моря в том месте маршрута, где он исчез. Район может быть большой, но, в конце концов, контролируемый", - резюмировал Есаян.
"Обычно мы ждем специального сигнала в случае чрезвычайных ситуаций, или срабатывания аварийной кнопки на черном ящике. А этот самолет исчез с радара без всякого предупреждения. Даже при разгерметизации или теракте пилот имеет время, чтобы сообщить об опасности", - комментирует инцидент следователь по вопросам воздушных чрезвычайных ситуаций Девид Глив.
Наиболее вероятно, что на борту возникла нештатная ситуация, произошедшая из-за разрушения корпуса либо разгерметизации. "Спровоцировать трагедию могли также какие-то сильные атмосферные возмущения, и в связи с этим - выскакивание самолета на запредельные углы атаки. Это явление расследователи называют ТЯН - турбулентности ясного неба, когда лайнер вдруг неожиданно сваливается в штопор. Процесс, как правило, настолько скоротечный, что экипаж не успевает что-либо предпринять и даже дать сигнал тревоги. Так что логически монтируются три причины: дефекты прочности, взрыв и: инопланетяне", - отметил расследователь авиационных происшествий Валерий Постников изданию "Труд". При этом версию захвата судна террористами он опроверг, поскольку уж прошло достаточно времени для того, чтобы захватившая самолет организация дала о себе знать.
Между тем, нельзя не говорить о возможной военной подоплеке исчезновения лайнера. "Анализируя нагромождение фактов, когда контролирующие службы разных стран выдвигают и затем опровергают свои же версии, приходишь к выводу о полной неразберихе. Но именно так бывает, когда посвященные люди стремятся утаить или выведать какие-то военные либо государственные секреты. Например, под шумок выведать технические параметры, связанные с оборудованием слежения, его разрешающей способности у различных стран. Нечто подобное, кстати, происходило в 1983 году, когда был сбит залетевший в наше воздушное пространство южнокорейский лайнер", - сказал генеральный директор консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко.
Malaysia Airlines - национальная государственная авиакомпания Малайзии. Перевозчик ежедневно доставляет 37 тыс. пассажиров примерно в 85 пунктов назначения по всему миру. В 1997 году Boeing 777-200ER авиакомпании совершил самый дальний в истории гражданской авиации беспосадочный полет из Сиэтла в Куала-Лумпур, маршрут которого проходил над европейским и африканским континентами. Этот рекорд был побит спустя восемь лет демонстрационным полетом Boeing 777-200LR из Лондона в Гонконг. Самая серьезная авиакатастрофа в истории Malaysia Airlines произошла в 1977 году, когда в южном штате Джохор разбился Boeing 737-2H6. Тогда погибли все 93 пассажира и семь членов экипажа.
Самолету Boeing 777-200, пропавшему в ночь на 8 марта, было 12 лет. Воздушные судна такого типа были разработаны в середине 1990-х годов для эксплуатации на сверхдальние маршруты. Максимальная скорость самолета - 945 км/ч, а максимальная дальность полетов достигает 9695 км. Примечательно, что этот лайнер является первым самолетом, который был разработан без бумажных чертежей, а только с использованием трехмерной компьютерной графики. Он вмещает в себя от 305 до 400 пассажиров, взлетная масса лайнера - 247 210 кг....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114