Огонек
31 марта 2014, 10:46
Родина "Суперджетов"
На авиазаводе им. Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре учат летать самые современные самолеты России - гражданские Sukhoi Superjet и истребители Су-35С
Той страны, что его построила, уже нет, но завод от нее нам остался, и он делает машины, которые отлично летают. Почти все они уникальны - каждая по меркам своего времени. Что первый туполевский Р-6, взлетевший над авиационным заводом N 126 через год после того, как вступило в строй само предприятие (ныне Комсомольский-на-Амуре авиационный завод, или КНААЗ). Что следующий, выпущенный не через год, а через два, в 1938-м, сверхсложный по меркам тех лет самолет ДБ-3 (эта задержка в духе времени стоила ареста директору и главному инженеру завода). Что целое семейство современных истребителей различного назначения: Су-27СК, Су-27СКМ, Су-33, СУ-30МК, Су-30МК2, Су-35, которые состоят на вооружении ВВС России и считаются одними из лучших машин в своих классах. Истребитель Су-27 вообще может назвать символом предприятия - и сама эта машина, и ее модификации, ставшие основной продукцией КНААЗа, и по сей день составляют основу парка боевой авиации ВВС России и ряда других стран. (Подробнее о самолетах, которые завод дал стране, см. ниже.)
От эпохи, в которую он был построен, и от страны, что нашла на него ресурсы и кадры, КНААЗ унаследовал не только привычку ставить высоко планку, но и навык эту планку держать. Новый вызов - гражданская авиация.
Изначально специализирующийся на выпуске боевых самолетов, завод с 2003-го подключился к программе нового регионального самолета "Суперджет-100" (Sukhoi Superjet-100, или SSJ-100), в которой участвуют ведущие предприятия авиастроительной отрасли России. ОАО "Компания Сухой" является изготовителем фюзеляжа, отъемной части крыла и пилона самолета, а окончательная сборка SSJ-100 выполняется на производственных площадках Комсомольского-на-Амуре филиала ЗАО "Гражданские самолеты Сухого". Все это потребовало серьезной реконструкции промышленных объектов, технического перевооружения, модернизации оборудования. На предприятии были введены в строй целые классы нового оборудования с числовым программным управлением, ранее не представленные в производстве: это позволило применять около 20 новых высокотехнологичных процессов. И, как ожидается, доведет долю выпускаемой авиационной техники гражданского назначения до 50 процентов. Реальность этих планов обозначил взлет с заводского аэродрома "Дземги" первого SSJ-100, выполнившего 19 мая 2008 года испытательный полет продолжительностью 1 час 05 минут.
Все это не мешает КНААЗу оставаться крупнейшим авиастроительным предприятием России по производству боевых самолетов и участвовать в реализации программы по созданию истребителя пятого поколения - перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации Т-50. Первые испытания опытного образца этой машины успешно состоялись в 2010 году, а в цеху, где собирают Су-35 для Т-50, уже запланировано построить новую линию.
В целом же объем производства на КНААЗе к 2015 году по сравнению с 2010 годом должен вырасти в три с лишним раза - главным образом за счет инновационных технологий. В развитие производства ОАК планирует инвестировать еще около 25 млрд рублей до конца 2015 года, в частности в новую линию по сборке самолетов Т-50 и Су-35С. При этом гражданское авиастроение будет расти ударными темпами. Уже в нынешнем году, например, предполагается сдать порядка 40 самолетов гражданского назначения (в 2010-м было сдано всего три).
При таких темпах развития сегодня завод испытывает потребность в новых высококвалифицированных рабочих кадрах и делает все для их привлечения. Так, средняя зарплата увеличилась по итогам прошлого года с 37 до 44 тысяч рублей. А для привлечения специалистов реализуется программа переселения рабочих и инженеров из центральных частей России....
Авторские права на данный материал принадлежат «Огонек». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 8, 2024
Аэрофлот поставит новый рекорд по количеству рейсов между Москвой и Казанью
Май 8, 2024
Как правильно оценивать состояние композитных элементов самолета
Май 8, 2024
В МАИ отметили 79-ю годовщину Великой Победы
Май 8, 2024
Госдума выполнит задачи, обозначенные в указе по развитию авиационных путей