Газета.Ru
7 апреля 2014, 20:32
Польша требует обломки
Польша в очередной раз подняла тему возвращения обломков самолета Ту-154, на котором четыре года назад разбился президент Лех Качиньский
В понедельник в Варшаве представители военной прокуратуры Польши подвели предварительные итоги расследования крушения самолета Ту-154 под Смоленском 10 апреля 2010 года. Руководитель военной окружной прокуратуры Иренеуш Шеленг напомнил, что у следователей до сих пор нет прямого доступа к обломкам самолета - они хранятся в России.
"Здесь нет сомнений - обломки должны быть возвращены Польше", - заявил полковник Шеленг.
"Состояние расследования не позволяет его закрыть. Прокуроры ждут исполнения запросов об оказании международной правовой помощи, в основном от России. Большинство запросов к России уже выполнены, но мы еще ждем возвращения обломков, документацию на оборудование и работу служб аэропорта Смоленска", - сказал представитель военной прокуратуры Польши. По его словам, обломки не должны валяться в сарае или ангаре, они нужны экспертам для расследования. Однако он уточнил, что польским следователям не ограничивался доступ к обломкам в России. Польское расследование продлено еще на шесть месяцев - до 10 октября этого года, заявил Шеленг.
Поляки неоднократно требовали от российской стороны передачи им обломков - эта тема давно стала камнем преткновения в переговорах политиков. Представители российских ведомств всегда заявляли, что это обязательно произойдет, но все время отодвигали дату. Последний раз тема возвращения обломков была затронута главой МИД России Сергеем Лавровым в декабре прошлого года. Он заявил, что "обломки будут возвращены, как только закончится следствие", которое проводит Россия. Тогда Лавров сказал, что сроки расследования продлены до апреля 2014 года.
Говоря о расследовании, военный прокурор еще раз подчеркнул, что польские следователи не нашли подтверждений версии взрыва на борту самолета.
Это подтверждают выводы экспертов, которые исследовали более 700 проб с самолета и места трагедии, а также полученные в процессе эксгумации тела погибших. Год назад прокуроры уже заявляли, что не нашли подтверждений версии о взрыве. Проверка была проведена после статьи в одной из крупнейших газет Польши Rzeczpospolita, опубликованной в конце октября 2012 года. В статье говорилось, что на крыльях и в салоне разбившегося Ту-154, а также в районе его падения в Смоленской области были обнаружены следы тринитротолуола (тротила) и нитроглицерина.
Прибыв в Смоленск, поляки совместно с российскими специалистами еще раз тщательно обследовали ствол березы, с которой при снижении столкнулся самолет.
Помимо дерева эксперты в области трасологии (раздел криминологии о следах) и металловедения, а также взрывотехники осмотрели фрагменты разбившегося самолета, которые хранятся на территории аэропорта Смоленск-Северный. Но следов тротила не было обнаружено.
Статья в польской газете вызвала бурю негативных откликов в республике. Лидер оппозиции и брат покойного президента Ярослав Качиньский обвинил правительство в "огромном обмане", на что премьер-министр Польши Дональд Туск ответил, что "не представляет себе, как можно жить в одном обществе с такими людьми, как Качиньский". "Недопустимо, чтобы лидер оппозиции, основываясь на недостоверных предположениях прессы, выступал с такими заявлениями", - сказал тогда Туск.
В тот же день Rzeczpospolita выступила с опровержением и извинилась за дезинформацию. Из издания уволились главный редактор, а также еще три сотрудника, в том числе автор статьи. Сообщалось, что наблюдательный совет издательского дома Presspublica, владеющего газетой, попросил журналиста предоставить доказательства. Однако тот сообщил, что его источники отказались передавать документы о следах тротила.
Перед скандалом вокруг газеты в Польше было найдено тело Ремигиуша Муся, одного из ключевых свидетелей по делу о крушении под Смоленском самолета польских ВВС.
По предварительной версии следствия, он совершил самоубийство. Мусь работал бортинженером на одном из самолетов польских ВВС - Як-40, который сел в Смоленске за час до президентского Ту-154.
Бортинженер в своих показаниях утверждал, что дежурный разрешил президентскому самолету снизиться до "высоты принятия решения" в 50 м, несмотря на густой туман. По официальной же версии, диспетчер не разрешал снижаться авиалайнеру ниже 100 м. Свидетель утверждал, что Як-40 также было разрешено снизиться до 50 м. Вторым ключевым свидетелем по делу остается пилот Як-40 Артур Воштыль.
Напомним, что в результате авиакатастрофы Ту-154 10 апреля 2010 года погибли 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Среди погибших были президент Польши, его супруга и часть руководства страны. Делегация направлялась в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях.
В конце июля 2011 года Межгосударственный авиационный комитет обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции