О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пирамида ВПК

В 2008 году российский экспорт вооружений и военной техники ждут серьезные структурные изменения. Причиной этого станет завершение контрактов на поставки истребителей семейства "Су" в Индию и Китай и начало лицензионного производства этих машин в этих государствах. Эти контракты давали половину всей прибыли главного российского экспортера оружия госкомпании "Рособоронэкспорт" (в 2001 году составила рекордную сумму в 4,2 миллиарда долларов США). Тем не менее российские оружейники не намерены сдавать позиции.

В мае комиссия по военно-техническому сотрудничеству (КВТС) планирует рассмотреть условия продления лицензий на право вести самостоятельную экономическую деятельность пяти предприятий ВПК. Единственная проблема в том, что кроме главного экспортера - "Рособоронэкспорта", другие самостоятельные игроки на рынке военно-технического сотрудничества (ВТС) с иностранными государствами получили "двойки" во время аттестации организаций-экспортеров, проводившейся КВТС в конце прошлого года.

В результате генеральный директор "Рособоронэкспорта" Андрей Бельянинов выступил с предложением объединить усилия экспортеров под крышей его компании. Независимые экспортеры заявили, что госпосредник может представлять интересы небольших предприятий, не имеющих своей службы маркетинга, что он заинтересован не в продвижении перспективной продукции, пусть и с первоначальными потерями, а в получении быстрых доходов. В ВПК назрел скандал.

В 2000 году по случаю представления генеральным директором бывшего "Росвооружения" Григорием Рапотой каталога российских вооружений, предназначенных для экспорта, была обнародована цифра портфеля заказов компании - 8,5 миллиарда долларов до 2005 года. В 2002 году генеральный директор нового государственного внешнеторгового монополиста "Рособоронэкспорта" Андрей Бельянинов назвал уже цифру 13 миллиардов долларов, которые компания собирается заработать до 2006 года. Как отмечают специалисты, эта сумма во многом складывается из подписанного в декабре 2000 года, через месяц после создания "Рособоронэкспорта", контракта на лицензионное производство истребителей Су-30МКИ (3,3 миллиарда долларов) и общей суммы контрактов на поставку в Индию российских вооружений и военной техники еще на 10 миллиардов долларов.

Что же тогда делал почти два года "Рособоронэкспорт"?

По этому поводу Андрей Бельянинов в канун первого юбилея компании сказал: "Мы составили четкий план финансовых поступлений и четкий бюджет - это для нас очень существенное достижение. Необходимо было закрыть задолженность перед предприятиями. Сейчас таких долгов примерно на 9 миллионов долларов. А когда создавался "Рособоронэкспорт", ему от предшественника досталось около 60 миллионов долларов долгов перед предприятиями". Проблемы "Росвооружения" исчислялись суммой порядка 300 миллионов долларов. Это и инодебиторка (то, что не оплатили зарубежные партнеры), и внутренние долги - средства, потерянные в проблемных банках, а также неперечисленные средства по договорам на поставку техники или оказание услуг.

Устав "Рособоронэкспорта" позволяет проводить операции не только с военной техникой, но и с другими товарами стратегического назначения - нефтью, драгметаллами и финансовыми инструментами. Компания создает и контролирует необходимую для торговли оружием финансовую структуру: банки, страховые компании, транспортные и промышленные предприятия. Это привело к тому, что из банального посредника "Рособоронэкспорт" превратился в распорядителя сырьевых и банковских ресурсов в интересах оборонной промышленности, проводника технологической политики Кремля.

Эту мысль подтвердил и сам Андрей Бельянинов, заявив, что "Рособоронэкспорт" планирует активно участвовать в формировании политики технического перевооружения оборонной промышленности.

- Мы хотим быть не просто наблюдателями, а участвовать в производстве - в качестве акционеров или на уровне членов советов директоров предприятий оборонки, - настаивает Бельянинов. - Более того, в перспективе мы считаем необходимым активно участвовать в формировании политики технического перевооружения оборонной промышленности.

Решимость участвовать в самом процессе разработки и производства военной продукции говорит не только о желании работать на перспективу, но и о стремлении жесткого экономического подчинения этой сферы государственным интересам. На первом этапе, как считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, это может привести к резкому росту доходов от ВТС, но затем через 3-4 года это опять приведет к их падению. И тогда - опять реформа демонополизации, как в 1997 году.

На проводившемся в июне прошлого года в Санкт-Петербурге круглом столе по проблемам ВПК европейские авиастроители отмечали, что главные трудности в работе с российскими предприятиями ВПК не проблемы качества, персонала, логистики, а продолжительность и непредсказуемость согласований. Частные российские корпорации, тем более имеющие опыт самостоятельной внешнеторговой деятельности, могут действовать более оперативно и нестандартно, чем государственные. Но, похоже, эти доводы не будут услышаны. Ведь в России так повелось, что периодически сменяющие друг друга концепции ВТС зависят не столько от изменений законов рынка, сколько от возможностей и желания правящих элит руководить процессом.

Справка "Известий"

Ведущий американский еженедельник в области вооружений и военной техники "Дифенс ньюс" опубликовал рейтинг 100 крупнейших мировых производителей и экспортеров вооружений по итогам работы в 2001 году. Список возглавляют "киты" военной индустрии США "Локхид Мартин", "Боинг" и "Рейтеон", однако в него попали и шесть российских фирм. По данным американского издания, лидером среди российских компаний - экспортеров вооружений и военной техники - признана госкомпания "Рособоронэкспорт": 13-е место с общим оборотом 3,09 миллиарда долларов США - единственное предприятие из сотни, которое самостоятельно ничего не производит. На 35-м месте - Авиационный военно-промышленный комплекс "Сухой" с доходом 900 миллионов долларов. Санкт-Петербургское объединение "Северная верфь" занимает 52-ю строчку военного хит-парада с результатом 532 миллиона долларов. Концерн "Антей", занимающийся продвижением на внешний рынок самых современных сухопутных систем противовоздушной обороны С-300В и Тор-М1, занял 62-е место с доходом 350 миллионов долларов. Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" - 88-е место. Доход фирмы - 100 миллионов долларов. Замыкает список тульское Конструкторское бюро приборостроения - 90-е место и 90 миллионов долларов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка