Forbes
30 апреля 2014, 09:34
Как ближневосточные перевозчики за несколько лет обошли европейских и американских конкурентов
Государственные инвестиции ОАЭ и Катара дали им возможность за очень короткий период времени стать мировым транспортным узлом. Они хотят обслуживать путешественников, чей полет длится более 12 часов, тех, кто нуждается в сервисе и комфорте
Эти рейсы можно сравнивать? Эксперты по авиаперевозкам полагают, что да. Посмотрите любой список ведущих мировых авиакомпаний, и вы поймете, что там нет американских перевозчиков. В списке десяти лучших авиакомпаний, составленном компанией Skytrax, есть только два авиаперевозчика, принадлежащих одной стране - это Объединенные Арабские Эмираты. Их главная компания Emirates Airlines летает из Дубая, у компании поменьше, Etihad Airways, база в Абу-Даби. Маленькому соседу ОАЭ Катару принадлежит вторая компания в списке - Qatar Airways. Она наступает на пятки занимающей первое место в списке Emirates. Etihad стоит под седьмым номером. Компания, хотя бы отдаленно напоминающая в этом списке американского перевозчика, - это Air Canada из Торонто. Практически все эксперты называют трех перевозчиков из Персидского залива лучшими компаниями в своей отрасли.
Похвалы раздаются не только в воздухе. На земле они тоже много значат, например, в аэропортах. Зал ожидания для пассажиров первого класса Emirates в международном аэропорту Дубая тоже был объявлен лучшим в мире.
Boeing любит этих ребят. Они считают, что авиаперевозки Среднего Востока давно превысили общемировой уровень. На Дубайском авиашоу в ноябре 2013 года Emirates Airline сделали заказ на 150 самолетов модели "777" стоимостью в 76 миллиардов долларов, обеспечив таким образом самое масштабное производство модели за всю коммерческую историю этого реактивного самолета.Qatar Airways и Etihad Airways не хотят отставать от Emirates: первые заказали 50, вторые - 25 "Боингов-777" стоимостью $19 млрд.
Не только производители самолетов любят их. Когда речь идет об удовлетворении потребностей пассажиров, американские компании опять отстают. Компания Reputation Institute оценивает репутацию предприятий из США и эмоции, которые они вызывают. В прошлом году она измерила пульс американских авиаперевозчиков, определив уровень доверия, восхищения, хороших чувств и уважения, которые широкая публика испытывает к авиакомпаниям. U.S.Airways и United были оценены, как "слабые", а Delta и American Airlines как "посредственные". Оценку "сильная" американцы поставили только Southwest. По иронии судьбы Southwest Airlines - полная противоположность компаниям высшего класса из ОАЭ и Катара.
Рост или сокращение
ВВП Луизианы равен примерно $207 млрд долларов, а ВВП маленького Катара - примерно $175 млрд. И, несмотря на то, что, по данным ООН, в его столице Дохе живет чуть меньше 800 000 человек, объем пассажирских перевозок международного аэропорта Дохи равен примерно половине объема международных перевозок JFK (аэропорт в Нью-Йорке - прим. Forbes), находящегося в городе с населением в 8,3 млн.
Международный аэропорт в Дубае, в ОАЭ, больше, и входит в десятку аэропортов с самым большим объемом пассажирских перевозок. Здесь количество пассажиров примерно такое же, как в международном аэропорту Гонконга, расположенного в городе, втрое большем, чем Дубай.
Конечно, размеры населения не столь важны для аэропортов. Денверский аэропорт тоже больше, чем JFK. Но, несмотря на то, что Объединенные Арабские Эмираты и Катар - маленькие пятнышки на карте, им удалось стать мировыми лидерами в сфере авиаперевозок. Количество их авиалиний постоянно разрастается, в то время как американские перевозчики в своем развитии очень сильно зависят от сокращения издержек, выплат и консолидации прибыли.
Чистая прибыль компании Etihad в прошлом году выросла на 48% и достигла $62 млн. Etihad купила 20% акций индийского перевозчика Jet Airways и стала первой международной компанией, которая воспользовалась новой политикой правительства Индии, разрешившего иностранцам владеть индийскими авиакомпаниями. Прибыль Emirates Airlines, по данным заявления, выпущенного компанией 12 ноября, выросла на 4% и достигла $600 млн за первую половину 2013 года. В прошлом году компания стала сотрудничать с австралийским перевозчиком Qantas и получила таким образом больший доступ в Австралию и Новую Зеландию, а также участие в рейсах Qantas в Европу.
Для сравнения: United Airlines заявили о прибыли за весь год размером в $1,1 млрд. American Airlines Group закончили 2013 год с крепкой прибылью в $1,9 млрд. Американские перевозчики по-прежнему воспринимаются как работающие прежде всего на локальном рынке, со скучной, уничтожающей весь их рост политикой. Тем временем, такие государственные инвестиционные фонды, как Qatar Investment Authority и Abu Dhabi Investment Authority вкладывают деньги в работу как домашних, так и британских аэропортов. Взять хотя бы инвестиции Катара в Хитроу в 2012 году и Абу Даби в Гатвик.
Майкл Бернс, консультант по вопросам аэропортов в PwC, отмечает, что ОАЭ и Катар развивают индустрию авиаперевозок, создавая новый мировой транспортный узел. "Аэропорты Дохи, Дубая и Абу-Даби развиваются по трем причинам, - объясняет Бернс. - Первое - прогресс авиатехники, который дает возможность при их географическом положении летать в Азию, в Европу и в обе Америки на все больших по размерам и по дальности самолетах. Другое большое преимущество заключается в том, что их правительства понимают экономическую ценность аэропортов". Китай тоже инвестирует в аэропорты и свои авиакомпании, но он пока скорее действует, как США, так как ему приходится много внимания уделять большому внутреннему рынку. А вот Европа будет пытаться конкурировать с флагманами из Персидского залива. Европейские аэропорты, безусловно, станут принимать больше пассажиров из азиатских и средневосточных стран с развивающимися рынками, но эти пассажиры скорее полетят в Лондон из Индии на борту самолета компании Etihad, а не Lufthansa.
"К несчастью, у нас коммерческие прозрачные компании, - с некоторой насмешкой говорит Ли Моак, президент расположенной в Вашингтоне Ассоциации авиапилотов ( Air Line Pilots Association- ALPA). - Перевозчики из Персидского залива принадлежат государствам. Авиакомпании ОАЭ и Катара получают поддержку рынка, но при этом их подстраховывают богатые нефтяные государства. Американские перевозчики срочно перестраивают свои лучшие продукты, чтобы выдержать конкуренцию со стороны Qatar, Emirates и Etihad. Эти ребята очень много занимаются уровнем сервиса и очень хотят иметь в своих странах авиакомпании высшего класса, чтобы не зависеть от нефти. Если авиакомпании не делают инвестиций, а правительство не проводит такую политику, которая делала бы нас конкурентоспособными на мировом уровне, то скоро вы будете летать в Европу не на Delta, а на Emirates Airlines. Посмотрите, что произошло в Австралии с Qantas. Они были главным организатором всех полетов в Австралию и из нее, пока город не захватили Emirates".
Немного нефтяных денег и огромная большая сила воли правительства позволят этим перевозчикам улететь далеко.
Люкс, сервис и правительство
Государственные инвестиции ОАЭ и Катара дали им возможность за очень короткий период времени стать мировым транспортным узлом. Они хотят обслуживать путешественников, чей полет длится более 12 часов, тех, кто нуждается в сервисе и комфорте. И, по словам специалистов, эти авиакомпании продолжают совершенствовать обслуживание.
"Я все еще считаю, что США может с ними конкурировать, но сейчас мы находимся в неравном положении и проигрываем", - предупреждает представитель ALPA Моак. Одна из причин проигрыша - налогообложение. Американская индустрия авиаперевозок платит более высокие налоги, чем три главных компании из Персидского залива. Авиакомпании обложены семнадцатью федеральными налогами и выплатами. По приблизительным подсчетам Airlines-for-America, около 20% цены трехсотдолларового билета туда и обратно за типичный внутренний рейс без пересадок уходит на налоги. Уровень госналогов, которые платят авиакомпании, выше, чем федеральные налоги на алкоголь, табак и оружие, изначально придуманные, чтобы отпугнуть людей от использования этих товаров.
По мере повышения налогов авиакомпании должны переложить затраты на потребителей: повысить цены, начать взимать плату за провоз багажа, сократить объем предлагаемых услуг - или же смириться с уменьшением прибыли. В ближайшие годы налоговое бремя, очевидно, станет только тяжелее, что не сулит ничего хорошего американским международным авиаперевозчикам, но зато не так уж плохо для продолжающих расширяться Qatar, Emirates и Etihad.
"ОАЭ и Катар проводят политику поддержки авиации, - объясняет Моак. - А США проводит политику, которая по сути дела наказывает авиакомпании".
По данным International Air Transport Association о мировых авиаперевозках, зрелый американский рынок вырос в 2012 году всего на один процент, в то время как в Азиатско-Тихоокеанском регионе произошел рост почти на 7%, в Африке - более чем на 8%, в Латинской Америке - более чем на 10%, а на Среднем Востоке произошел ошеломительный рост на 17%.
Даже если исходить только из планов дальнейшего роста рынков, у Etihad, Emirates и Qatar есть причина, чтобы продолжать инвестировать и оставаться лучшими в мире. Американским перевозчикам придется создавать такие же элитные салоны и такие же услуги в аэропортах, чтобы соревноваться с ними на международных рынках....
Авторские права на данный материал принадлежат «Forbes». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции