Российская газета
23 мая 2002, 12:33
Оружейные связи
По этой причине должность начальника вооружения Вооруженных Cил РФ, который и ведает госзаказом, является весьма значительной. Можно сказать, что он по влиянию едва ли не третье лицо после министра обороны и начальника Генерального штаба.
Ныне пост начальника вооружения Вооруженных Cил РФ занимает генерал-полковник Алексей Московский. Два года назад он сменил на этом поприще генерал-полковника Анатолия Ситнова. За новым хозяином кабинета прочно закрепилось прозвище "ходячая энциклопедия". Такое мнение бытует и на Старой площади, и в Кремле. За долгие годы службы в сфере заказов вооружений генерал Московский приобрел большой опыт и обширные знания по самым разнообразным вопросам вооружений.
В начале 90-х годов он возглавлял в Войсках ПВО главное управление заказов и поставок вооружения. На подведомственных генералу военных базах и складах, в заводских хранилищах скопились тогда в немалом количестве знаменитые зенитные ракетные комплексы С-300П. В чьей голове, теперь не разберешь, и родилась тогда идея продавать за рубеж уникальное оружие. Была разработана весьма хитроумная схема. Многие предприятия противовоздушного промышленного комплекса вдруг как-то очень дружно и согласно вошли в некое вновь созданное ЗАО "Волхов. Оборонительные системы". Каким образом удалось склонить к тому директорский корпус, обычно весьма осмотрительный и неспешный, сказать трудно. Но сведущие люди утверждают, что не обошлось и без участия влиятельного генерала-вооруженца Московского, якобы настойчиво звавшего директоров в эту структуру.
Вскоре после образования акционерного общества в нем стали работать многие бывшие сослуживцы Московского, ушедшие в запас. "В.ОС" была стремительно и мощно раскручена как компания российских производителей оружия ПВО. Правда, в уставе фирмы значилось, что акционеры не отвечают по ее обязательствам, она, в свою очередь, не несет ответственности по их обязательствам, а занимается финансовым обеспечением создания вооружений и торговлей ими. В переводе на общепонятный это означало, что "В.ОС" - обычная коммерческая фирма-посредник. Однако, несмотря на это, она была включена в святая святых промышленности и военного ведомства - в оборонный госзаказ, да еще и в число экспортеров оружия.
Параллельно с ростом популярности "В.ОС" шла в гору и карьера генерала Московского. Вскоре он был назначен первым заместителем начальника вооружения Вооруженных Cил РФ. Поговаривали, что может стать и начальником, но назначили генерала Ситнова. У начальника и первого зама отношения, можно сказать, не сложились. Причиной, по словам генерала Ситнова, была та самая "В.ОС", деятельность которой оказалась убыточной и для Минобороны, и для заводов-изготовителей. Из запасов Минобороны и с заводских складов за рубеж продавались ЗРК С-300П. Выручка была огромной, оценивалась примерно в миллиард долларов. Но ни до военного ведомства, ни до заводов она почти не доходила. Когда Счетная палата РФ проверила один из заводов, вошедших в "В.ОС", аудитор написал в представлении министру обороны, что ЗАО включено в госзаказ с нарушениями установленного порядка, а за счет оплаты его услуг (торговой надбавки) Минобороны уменьшило сумму финансирования непосредственных предприятий-изготовителей по госзаказу на 23,3 млрд. рублей, в следующем году - на 25,7 млрд. рублей. Счетная палата квалифицировала указанные расходы в качестве нецелевого использования средств федерального бюджета. Она же сделала вывод, что "деятельность...ЗАО "Волхов. Оборонительные системы" носила убыточный характер", указав, что та вместо расчетов с предприятиями закупала дорогие иномарки типа "Кадиллак", "Флитвуд", "Вольво", "СААБ", "Понтиак", делала другие траты. Весьма компетентные лица утверждают, что несколько сотен миллионов долларов вообще исчезли в неизвестном направлении.
Характерна такая деталь. Возглавил ЗАО "Волхов. Оборонительные системы" некто Юрий Родин-Сова, подполковник запаса. И вдруг ему было присвоено полковничье звание. А потом и вовсе случилось удивительное: вновь испеченного полковника запаса призвали на действительную военную службу, едва ли не в тот же день объявили ему указ Президента о присвоении генеральского звания, вручили новенькие погоны и тут же опять уволили в запас (генеральское звание в запасе не присваивается). Чудеса, да и только! Так и щеголяет поныне бывший подполковник в генеральском звании. Известны фамилии тех, кто визировал эти чудные документы и кто носил их на подпись Борису Ельцину. Один из них и ныне служит в главном управлении кадров Минобороны.
Через некоторое время генерал Московский был назначен в Совет обороны РФ, который возглавил тогда Андрей Кокошин, бывший статс-секретарь Министерства обороны. С уходом генерала из военного ведомства торгово-финансовая фирма "В.ОС" была исключена из государственного оборонного заказа, а Войска ПВО отказались от ее услуг. Арбитражный суд г. Москвы вынес решение о взыскании с ЗАО "В.ОС" в пользу АООТ "Московский радиотехнический завод" 18,8 млрд. рублей и в пользу АО "Нижегородский машиностроительный завод" - 99,3 млрд. рублей. По заключению Счетной палаты РФ общая торговая надбавка фирмы составила тогда 758,2 млрд. рублей. Откуда такие деньги? Понять несложно. Бюджетные миллиарды были потрачены на финансирование научных разработок и изготовление ЗРК, осевших на складах. А затем вся эта дорогостоящая боевая техника, оплаченная из госкармана, была отдана на откуп частной посреднической фирме. Хитрую комбинацию санкционировали, надо полагать, небескорыстно, высокие чиновники во всех заинтересованных государственных структурах - от Минобороны до ВПК и правительственных кабинетов. "Благословило" ее и руководство тогдашнего Росвооружения - ведь именно через него шли сделки купли-продажи.
Вернемся, однако, к ЗАО "В.ОС". Решение арбитражного суда о возмещении убытков производственным предприятиям ею практически не выполнялось. Отказ этой фирмы выполнять долговые обязательства довел до банкротства Мытищинский коммерческий банк, буквально разорил ряд заводов. Видя это, из "В.ОС" вышли многие производственные и научные предприятия. Однако фирма не сдавалась и после ряда перерегистраций обрела новое название - МФПГ "Оборонительные системы", заявив свои претензии уже на лицензирование деятельности по производству зенитных, ракетных, радиотехнических средств и автоматических систем управления. Против этого категорически выступил начальник вооружения ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ситнов. Вот что он докладывал в январе 1999 года министру обороны маршалу Игорю Сергееву: "...центральная компания ФПГ "Оборонительные системы" не имеет возможности производства по заявленным видам техники... не может гарантировать своим имуществом исполнение принятых на себя обязательств, поэтому...исполнение заданий государственного оборонного заказа и его авансирование нецелесообразны".
Однако фирма тем не менее получила от Российского агентства по системам управления (РАСУ) заветную государственную лицензию на производство техники. Эта лицензия возмутила министра обороны маршала Игоря Сергеева. В письме к председателю Правительства РФ Михаилу Касьянову он подчеркнул, что "...лицензия от 26.04.2000 г. N П-0007Р выдана при отсутствии утвержденного положения о лицензировании, без согласования с государственным заказчиком, т.е. Минобороны России".
После ликвидации Совета обороны Андрей Кокошин стал секретарем Совета безопасности, а генерал Московский- заместителем секретаря, откуда и был назначен опять в Минобороны, на нынешнюю должность. Он решительно взялся реформировать всю систему заказов вооружения и военной техники. По его мнению, это важнейшее государственное дело следует сосредоточить в одних руках. На первый взгляд, весьма разумно не распылять по видам и родам войск госсредства, отпускаемые казной на вооружение собственной армии. Меньше лазеек для воровства и нецелевого использования немалых бюджетных сумм. Однако многие серьезно опасаются такой централизации. В условиях закрытости военного ведомства, корыстных интересов группировок и кланов в отечественном оборонно-промышленном комплексе и военном ведомстве войскам по волевому решению одного, пусть даже очень сведущего, руководителя могут навязывать не самые лучшие технику и вооружения. Более того, разве может начальник вооружения знать лучше главнокомандующих видами Вооруженных Cил и командующих родами войск, их штабов, вооруженцев и военной науки, какая техника нужна сегодня и будет нужна завтра?
Неограниченная власть в этом вопросе может весьма негативно отразиться на перевооружении армии и в целом на безопасности государства. Концентрация в одном органе в нынешних российских условиях всех финансовых потоков, направляемых на создание вооружения, - верная дорога к волюнтаризму и субъективизму при распределении бюджетных средств.
Опасения имеют под собой почву. В настоящее время, например, генерал Московский весьма деятельно участвует в создании "Концерна ПВО", что само по себе вполне естественно. Военное ведомство заинтересовано в получении современных радаров, автоматических систем управления, зенитных ракетных комплексов. Но настораживает другое: туда же вдруг стали настойчиво пробиваться опять те самые "Оборонительные системы". Развернулась целая баталия, но другие участники создаваемого концерна проявили жесткость, и фирма не была включена в Указ Президента РФ. Однако сомнения не развеялись. В концерне предполагается иметь управляющую компанию. Кто даст гарантию, что во главе ее не окажется один из руководителей "Систем"? Очередная смена вывески - дело техники, а фирма будет все та же - торгово-посредническая и, судя по всему, очень близкая генералу Московскому. Об этом вслух и шепотом говорят многие в военном ведомстве, намекая, что именно оттуда исходят нити растущего благосостояния генерала....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2025
Аэрофлот запустил бесплатный онлайн-сервис по оформлению справок для пассажиров
Декабрь 17, 2025
В Туве открылся первый авиационный класс
Декабрь 17, 2025
В МАИ разработали установку для ультразвукового сверления высокопрочной керамики
Декабрь 17, 2025
Сезон соревнований по гонкам дронов завершился в Москве