Forbes
19 мая 2014, 12:05
Почему не стоит покупать авиабилеты в Крым
Несмотря на запрет Европейской организации по безопасности аэронавигации (Евроконтроль) полетов в Крым, в частности, в Симферополь и Севастополь, билеты на рейсы некоторых перевозчиков можно вполне легально приобрести
"Пока никаких предпосылок [для возобновления полетов] нет. Вчера я был в Министерстве инфраструктуры, общался со специалистами - все они недоумевают, на что рассчитывает авиакомпания [МАУ], - подчеркивает транспортный эксперт Александр Кава. - Например, Turkish Airlines, которые в свое время тоже отменили рейсы в Симферополь и обещали возобновить в конце июня, пока продажу билетов не начали".
Действительно, на сайте этого турецкого перевозчика размещено объявление о прекращении полетов в Симферополь до 27 июня. Причем, в отличие от Atlasjet Airlines и МАУ, нельзя забронировать билеты и на более поздние даты.
Примечательно, что МАУ и Atlasjet Airlines являются частными авиакомпаниями (первую СМИ связывают с именем Игоря Коломойского), тогда как 49% флагманского турецкого перевозчика Turkish Airlines принадлежит государству. МАУ и Atlasjet Airlines не позиционируют себя в качестве лоукостов, хотя некоторые предпосылки для этого имеются. Так, национальный украинский перевозчик ввел платное питание на рейсах, а цена за перелет Стамбул - Симферополь на 18 июля, по данным Book&Trip, составляет всего 578 гривен.
Лакомый кусок
На встрече с журналистами 18 апреля вице-президент МАУ по продажам и маркетингу Сергей Фоменко сказал, что отсутствие крымского направления сразу невозможно компенсировать. Компания пытается возместить убытки за счет рейсов в Одессу, Батуми, Тбилиси, а также европейских туристических направлений - Римини или Тенерифе. Впрочем, акционные тарифы на них к моменту подготовки материала составляют 4200 гривен и почти 9000 гривен, тогда как рейс Киев - Симферополь - Киев обойдется только в 2000+ гривен. В этой связи достаточно сложно представить, как европейские направления смогут компенсировать крымские.
До запрета полетов МАУ была самым крупным перевозчиком в Крым: в Симферополь летало три рейса в день, в пик сезона количество рейсов иногда возрастало до четырех. И это, не считая маршрутов Варшава - Симферополь, Тель-Авив - Симферополь, Франкфурт - Симферополь. В планах был и Екатеринбург - партнером МАУ выступает российская авиакомпания "Сибирь" (ТМ S7 Airlines), и совместными усилиями этот рейс можно организовать со стыковкой через Москву.
В летние месяцы прошлого года, помимо МАУ, из Киева в Симферополь летали Air Onix, которую связывают с именем Алексея Азарова, и "ЮТэйр Украина". "Симферополь летом - традиционно одно из самых востребованных направлений, а теперь на этой линии вообще никого не осталось. Учитывая, что даже сейчас во время майских праздников спрос на железнодорожные билеты в направлении Крыма был очень большой (уже за полторы-две недели все билеты раскупили), вероятно, МАУ не против заработать на этом пассажиропотоке", - предполагает Кава. Правда, в отличие от предыдущих лет, в этом году "Укрзалізниця" не назначала ни одного дополнительного поезда.
Комментарии представителей МАУ получить не удалось. В прошлом году авиакомпания перевезла на этом направлении примерно 190 000 пассажиров, из которых 70-80 тыс. - транзитные, сообщил ранее гендиректор компании Юрий Мирошников. Сейчас в Симферополь летают только российские авиакомпании из Москвы и регионов России. По словам Кавы, они выполняют до 20 ежедневных рейсов в Симферополь из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Анапы, Минеральных Вод, и все рейсы проходят исключительно через территорию России. То есть самолеты из Москвы и Петербурга летят не по кратчайшему пути, а облетают территорию Украины и входят в воздушное пространство Крыма над Керчью.
На честном слове и на одном крыле
Старший партнер юридической фирмы "Ильяшев и партнеры" Роман Марченко настаивает на том, что полеты в Крым осуществляться не могут. Он ссылается на консолидированную позицию Госавиаадминистрации, Евроконтроля и позицию ICAO (International Civil Aviation Organization). "По состоянию на сегодня я лично не вижу никаких возможностей для украинской авиакомпании туда летать. Ни одна международная цивилизованная компания, кроме российских, не пойдет на нарушение позиции международного регулятора", - считает он. Кава добавляет, что для возобновления полетов в Крым авиакомпаниям придется решать вопросы с властями России и автономной республики по поводу доступа в воздушное пространство полуострова. Такие переговоры, по сути, будут означать, что украинская, турецкая или любая другая сторона признает новый статус Крыма.
ICAO небезосновательно считает регион небезопасным, и страховщики отказываются страховать самолеты для полетов над его территорией. Кроме того, Еврокомиссия и американские власти могут принять решение о санкциях в отношении авиакомпаний, которые осуществляют полеты над оккупированными территориями. По той же причине крупные российские банки и страховые компании не хотят открывать офисы на оккупированной территории.
Если санкции начнут действовать, не исключено, что в Крым перестанут летать и российские сетевые перевозчики "Аэрофлот" или "Трансаэро", а останутся только местные. Сегодня, по их же мнению, они летают в Крым по внутренней территории России, и потому игнорируют рекомендации Евроконтроля и ICAO. "Нужно понимать, что тот же "Аэрофлот" - фактически государственная компания, и она делает все, чего хочет диктатор в Кремле", - утверждает Марченко.
Руководитель пресс-службы "Украэроруха" Наталия Литвиненко говорит, что попытки российских властей заменить провайдера аэронавигационного обслуживания в Симферопольском районе полетной информации (в Украине их всего пять) представляют реальную угрозу безопасности полетов. По словам пожелавшего остаться неназванным эксперта, даже экипажи российских воздушных судов предпочитают при полетах в зоне Крыма доверять диспетчерам в сопредельных районах Одессы и Днепропетровска.
Невозможное возможно
Как отмечает Муромцев, наличие расписания рейсов авиакомпании в системе бронирования еще вовсе не означает начала выполнения реальных полетов. Не исключено, что данные в GDS подтягиваются автоматически - официальное уведомление регулятора об изменении в правилах проведения и обеспечения полетов и аэронавигационной информации (NOTAM) имеет ограниченный срок действия, и он как раз истекает в июне.
Если это так, непонятно, почему в контакт-центре МАУ операторы ничего не имеют против приобретения билетов на рейс Киев - Симферополь. Впрочем, с оговоркой, что рейс могут отменить, и в таком случае авиакомпания вернет деньги за билет без учета сервисного сбора. В турецкой Atlasjet Airlines предложили Forbes купить билеты на Стамбул - Симферополь безо всяких оговорок....
Авторские права на данный материал принадлежат «Forbes». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
Авиакомпания Ямал подготовила новогодние сюрпризы для маленьких пассажиров
Декабрь 23, 2025
Пассажиров экстренно севшего в Ашхабаде самолета отправили в Екатеринбург
