Эксперт
20 мая 2014, 18:59
Самый крупный проект России и Китая
Совместный проект России и Китая по созданию широкофюзеляжного самолета поможет обеим странам существенно укрепиться на рынке дальнемагистральных самолетов, лидерство на котором сейчас принадлежит США и Европе
Трехлетние переговоры России и Китая о совместном создании широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера вышли на новый виток и обрели реальные очертания. В ходе визита российской делегации в КНР президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) Михаил Погосян и председатель совета директоров китайской корпорации COMAC Цзинь Цзанлун подписали в Шанхае меморандум о сотрудничестве по программе перспективного пассажирского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета.
"Подписанный документ - это результат двухлетней совместной работы специалистов России и Китая. Объединение усилий COMAC и ОАК по совместному созданию семейства широкофюзеляжных самолетов выводит сотрудничество обеих стран в области авиастроения на принципиально новый уровень", - отметил Михаил Погосян.
В рамках российско-китайского проекта может быть выпущено несколько сотен самолетов. По оценке ОАК, спрос на широкофюзеляжные самолеты до 2033 года может составить около 8 тыс единиц, из них на пассажирские самолеты - свыше семи тысяч. Больше половины от общего спроса в широкофюзеляжном сегменте, около четырех тысяч лайнеров, в долгосрочной перспективе придется именно на Азиатско-Тихоокеанский рынок, из них порядка тысячи самолетов может быть востребована для внутреннего рынка Китая.
По оценке экспертов, подписанное соглашение может положить начало самому крупному проекту в сотрудничестве России и Китая в сфере высоких технологий, поскольку инженерам обеих стран предстоит "с нуля" создать новый широкофюзеляжный самолет. Задача ставится амбициозная - потеснить на рынке дальнемагистральных самолетов американский Boeing и французский Airbus.
Знакомый с условиями меморандума источник в российской делегации в Шанхае пояснил "Эксперт Online", что благодаря реализации проекта востребованными окажутся не только российские технологии, но и мощности заводов. Предполагается, что Россия и Китай будут выпускать комплектующие, планер и крыло, авионику примерно в равном объеме.
"Целый ряд проектов по созданию отечественных самолетов, например, SSJ-100 и МС-21 позволил российским предприятиям наладить выпуск комплектующих, сравнимых как по качеству, так и по цене с западными. Не только российские технологии в области проектирования, но и мощности предприятий-производителей комплектующих будут востребованы", - говорит источник в российской делегации.
Рабочая группа российских и китайских инженеров действует уже три года. ОАК предложила китайским партнерам взять за основу будущего лайнера российский двигатель ПД-14, создаваемый по программе самолета МС-21. Именно на его базе ОАК планирует создать новую концепцию широкофюзеляжного варианта модификации магистрального самолета XXI века. Однако КНР намерена в основном самостоятельно реализовать свои наработки в области авиационного двигателестроения при создании пассажирского дальнемагистрального самолета. "Но и в этом случае российские разработчики будут привлечены к созданию вентиляторного контура для нового двигателя", - добавил собеседник.
"Следует признать, что по композитным материалам Россия сейчас проигрывает Китаю, в том числе потому, что у них меньше экспортных лицензий и значит шире рынок сбыта, - пояснил "Эксперт Online" главный конструктор ЗАО "Аэрокомпозит" Сергей Куликов. - Но зато нам нет равных в аэродинамическом проектировании. Тот же Китай заказывал в Центральном аэрогидродинамическом институте проектирование крыла и остался очень доволен. В то же время, разработанное нами первое в мире композитное крыло состоит в основном из импортных материалов. Проблема в том, что наши полимеры пока дорогие из-за малосерийного производства. Но если речь идет о нескольких сотнях самолетов - то это приличный объем, который позволит за счет многосерийного производства резко снизить и себестоимость наших материалов. Вообще такое сотрудничество открывает большие перспективы, поскольку объединение передовых технологий с обеих сторон поможет сделать конкурентоспособный лайнер".
Готов принять участие в работе по созданию совместного российско-китайского широкофюзеляжного самолета в части разработки авиационных материалов и технологий и Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ). Предварительные консультации по этому вопросу уже проводились по инициативе ОАК. В настоящее время ВИАМ и Китайская академия авиационной техники АВИК (AVIC TECH) решили объединить свои усилия по выполнению совместных фундаментально-ориентированных и прикладных исследований.
"Наш институт давно сотрудничает с коллегами из Китая в области создания и применения новых материалов для гражданской авиации, - пояснил "Эксперт Online" начальник управления ВИАМ "Корпоративные коммуникации" Роман Стрешнев. - Следует отметить, что по образу ВИАМ в Пекине создан аналогичный материаловедческий институт ПИАМ - Пекинский институт авиационных материалов, с которым мы поддерживаем тесные контакты.
На Международном авиакосмическом салоне МАКС-2013 генеральный директор ВИАМ, академик РАН Евгений Каблов и президент АVIC TECH Лю Линь подписали рамочное соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности в сфере гражданской авиации.
"В числе приоритетных направлений сотрудничества с Китаем - вопросы создания новых материалов для перспективной гражданской авиационной техники, - говорит Роман Стрешнев. - ВИАМ, несомненно, является лидирующим институтом в своей области, к работам которого китайская сторона проявляет большой интерес. Вместе с тем следует отметить, что в последние годы и коллеги из Поднебесной многого достигли в области авиационного материаловедения".
Справка
Пекинский институт авиационных материалов является ведущим китайским институтом, основной деятельностью которого является исследование, разработка и внедрение авиационных материалов и технологий. ПИАМ входит в структуру крупного научно-технического комплекса АVIC TECH, который в свою очередь подчиняется Корпорации авиационной промышленности Китая (AVIC).
Свою продукцию для совместного проекта готов поставлять и холдинг "Авиационное оборудование", который разрабатывает и производит 18 видов авиационных систем и агрегатов.
В девяти из них, которые являются приоритетными, холдинг имеет компетенции интегратора. В их числе - системы электроснабжения и пожарной защиты, шасси, вспомогательная силовая установка, кислородная система, парашюты и средства десантирования, средства аварийного покидания и наземного обслуживания.
"Сейчас холдинг "Авиационное оборудование" работает над созданием уникальных и перспективных систем, которые будут удовлетворять требованиям не только отечественных, но и зарубежных заказчиков, - сообщил "Эксперт Online" генеральный директор холдинга "Авиационное оборудование" Максим Кузюк. - Мы готовы участвовать в проекте по созданию нового широкофюзеляжного самолета. Системы, которые мы создаем, максимально унифицированы и большинство из них могут быть модифицированы под любой борт. Это снизит затраты на разработку, поставку и послепродажное обслуживание".
Вероятнее всего, поставщики систем будут выбираться на конкурсной основе.
"Мы готовы к участию в тендерах, как с проверенными временем системами, так и с нашими новейшими разработками, в зависимости от того, какие требования к оборудованию будет предъявлять заказчик. Сейчас Холдинг "Авиационное оборудование" успешно сотрудничает с ОАК по целому ряду проектов, и у нас есть уверенность в том, что нас пригласят в качестве одного из основных партнеров в рамках этой программы", - говорит Максим Кузюк.
Как ранее говорил вице-премьер Дмитрий Рогозин, сейчас сектор дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов почти потерян для российского авиастроения. Около 80% перевозок на подобных самолетах приходится на технику, произведенную компаниями Airbus и Boeing. Поэтому совместный проект России и Китая при выходе на международный рынок обязательно встретится с суровой конкуренцией. Однако у нас есть и необходимые технологии, полученные при модернизации разработанного еще в СССР ИЛ-96 - единственного широкофюзеляжного самолета России. Подобные лайнеры отличает ширина фюзеляжа в 5-6 метров против четырех метров у обычных самолетов, они могут вместить до 10 кресел в ряд. Из-за вместительности их намного чаще используют как дальнемагистральные. Привлечение Китая, также нуждающегося в подобных самолетах, поможет заметно увеличить количество планируемых к постройке лайнеров и за счет этого улучшить основные финансовые показатели проекта и реализовать передовые инженерные разработки.
"Российские инженеры до сих пор остаются одними из самых сильных специалистов в мире в области военной технической инженерии, - пояснил "Эксперт Online" Иван Андриевский, первый вице-президент общероссийской общественной организации "Российский союз инженеров". - Китайские инженеры нередко перенимают опыт у российских коллег. Наша страна обладает уникальными знаниями в области самолето- и ракетостроения. Россия выступает одним из лидеров в этой области. Именно поэтому те же китайские специалисты активно сотрудничают с отечественными компаниями и учебными заведениями, которые добились весьма значительных успехов в этом вопросе. Но наши китайские коллеги сильны в электронных технологиях и преуспевают в разнообразных высокотехнологичных областях".
Летом этого года ОАК и COMAC планируют представить технико-экономическое обоснование проекта правительствам своих стран. В ближайшее время стороны приступят к реализации следующего этапа работы над проектом. Предстоит определить, как будет вестись разработка основных систем самолета, направления его продвижения и наиболее эффективные форматы участия сторон. Но даже при нормальном темпе ведения переговоров серийное производство может быть налажено только к концу этого десятилетия.
"Сейчас центральным вопросом переговоров будет, кто в рамках партнерства получит больше преференций, рынок сбыта деталей, каковы будут объемы вложений обеих сторон, - пояснил "Эксперт Online" Антон Данилов-Данильян, сопредседатель "Деловой России". - Как производственник скажу, что с китайцами очень не просто вести переговоры в таких делах, они мыслят категориями тысячелетий. Но чем быстрее договоримся, тем быстрее приблизимся к тому, чтобы составить конкуренцию американским и европейским дальнемагистральным лайнерам"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
Cambodia Airways начала выполнять рейсы между китайским Макао и Владивостоком
Декабрь 23, 2025
В ОДК-Сатурн более сотни мастеров повысили квалификацию в 2025 году