Ведомости
29 мая 2002, 10:56
Потанин продает моторы
Единый технологический комплекс в Перми объединяет компанию "Пермские моторы" (ПМ) , Пермский моторный завод (ПМЗ, головное предприятие) , конструкторское бюро "Авиадвигатель", компанию "Протон-ПМ" и ряд других фирм. Эти предприятия занимаются разработкой, выпуском и ремонтом авиадвигателей ПС-90А. Кроме того, холдинг проектирует и производит газотурбинные установки (ГТУ) по заказу "Газпрома". В портфеле заказов доли авиационного и газового направлений примерно равны.
Структурам "Интерроса" принадлежат контрольные пакеты ПМЗ и "Протона-ПМ", а также около 37% акций ПМ. Около 26% акций ПМЗ контролируют структуры, близкие к АО "Технологии моторов", 49% акций которого, в свою очередь, принадлежат "Газпрому". Наконец, еще 25% акций ПМЗ принадлежит компании Aviam Holding, связанной с американским партнером "Интерроса" по пермским проектам - компанией Pratt&Whitney.
"Группа ("Интеррос") уже достигла принципиальной договоренности о продаже пермских предприятий с одним из потенциальных покупателей. Переговоры находятся в завершающей стадии. Думаю, что они могут быть завершены в ближайшее время", - сказал "Ведомостям" осведомленный источник в "Интерросе", отказавшись назвать покупателя акций.
Еще один источник, владеющий информацией об этих переговорах, говорит, что "Интеррос" получил сразу несколько предложений о выкупе акций ПМЗ и других предприятий пермского комплекса. Предложения начали поступать вскоре после того, как государство в лице Минимущества и Росавиакосмоса предложило изменить схему создания НПО "Пермские моторы", которую еще год назад смоделировал и представил правительству "Интеррос".
Холдинг предлагал передать Минимуществу 51% акций НПО "Пермские моторы", а частным акционерам, связанным с "Интерросом", Pratt&Whitney и "Газпромом", - 49% акций. В свою очередь, НПО владело бы блокпакетами акций ПМЗ, "Протона", "Авиадвигателя" и прочих компаний комплекса: планировалось, что этими акциями частные акционеры внесут свой вклад в уставный капитал новой компании. А государство вложило бы дорогую интеллектуальную собственность и свои акции пермских предприятий. Кроме того, государство списало бы бюджетную задолженность "Пермских моторов", которая составляет 800 млн руб.
Чиновники хотели большего. По данным источника, близкого к сделке "Интерроса", сначала Росавиакосмос предложил Pratt&Whitney уступить часть своего пакета государству, что вызвало возмущение американцев. "А теперь государство хочет, чтобы контролируемый им холдинг владел не блокирующими, а контрольными пакетами акций всех предприятий", - говорит собеседник "Ведомостей".
В результате "Интеррос" разочаровался в проекте. Не случайно еще несколько месяцев назад гендиректор компании Андрей Клишас причислил пермские активы к "портфельным".
Юрий Дмитриев, начальник управления программ авиадвигателей и эксплуатации авиационной техники Росавиакосмоса, говорит, что пока никакого решения по реструктуризации "Пермских моторов" правительство не приняло: "Против первоначального варианта реструктуризации "Пермских моторов" выступили сразу несколько крупных акционеров. В результате он был отвергнут, сейчас рассматривается несколько альтернативных вариантов, но все они в очень сыром виде".
Продолжать переговоры с властями - или прекратить их - предстоит покупателю пермских предприятий, которого источники, близкие к сделке, называть отказываются. Представитель одного из крупнейших машиностроительных объединений России говорит, что слышал о переговорах "Интерроса" с двумя возможными покупателями - НПО "Сатурн" (его костяк составляют "Рыбинские моторы") и нынешними акционерами "Пермских моторов", близкими к "Газпрому" (имеется в виду АО "Технологии моторов"). Гендиректор "Сатурна" Юрий Ласточкин сказал "Ведомостям", что официальных предложений от Потанина не получал, но был бы готов их рассмотреть. В "Технологиях моторов" комментариев получить не удалось.
Кто бы ни купил пермские компании, аналитики считают, что "Интерросу" имеет смысл от них избавиться.
"Учитывая, что "Пермские моторы" - это низкорентабельный проект с неясными перспективами, то новость о намерениях "Интерроса" выйти из этого проекта позитивна", - говорит аналитик "Ренессанс-Капитала" Владимир Титков. Управленческая команда "Интерроса", считает он, будет меньше отвлекаться от работы со своим главным активом - "Норильским никелем". "Отчасти это мне напоминает историю "Роспрома", где менеджмент сосредоточился на наиболее перспективном проекте - "ЮКОСе". Итог - быстрый рост капитализации компании - известен", - говорит Титков....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции