АвиаПорт.Ru
5 июня 2014, 21:54
Авиаторы изобретают колесо
Разрабатываемая "Авиационным оборудованием" совместно с ЦАГИ и ОАК технология электропривода колеса шасси позволит воздушным судам отечественного производства снизить объем вредных выбросов во время руления
Холдинг "Авиационное оборудование", входящий в состав госкорпорации Ростех, совместно с ЦАГИ и "Объединенной авиастроительной корпорацией" (ОАК) ведет разработку электропривода колеса шасси. Пока для воздушного судна (ВС) Sukhoi Superjet 100. Осенью 2014 года опытные образцы должны встать на стендовые испытания. Показать уже интегрированный в самолетные системы опытный образец электропривода колеса (ЭПК) в компаниях планируют на авиасалоне МАКС в 2015 году. Как рассказал руководитель холдинга "Авиационное оборудование" Максим Кузюк, объем инвестиций в разработку и постановку в серийное производство перспективного изделия должен составить примерно 600 млн рублей до 2015 года.
Устройство будет представлять из себя электродвигатель, интегрированный напрямую в систему шасси, что позволит осуществлять руление по перрону без использования основных двигателей, в том числе и хвостом вперед, и позволит эксплуатанту отказаться от использования перронных тягачей. Максимальная скорость движения с использованием ЭПК составит до 40 км в час. Такая характеристика была признана специалистами государственного НИИ гражданской авиации достаточной.
Создание новой системы для SSJ-100 в ОАК приветствуют. "Это направление очень перспективное, потому что оно позволяет существенно экономить топливо и ресурс двигателя, и улучшает экологические характеристики, - говорит глава авиастроительной корпорации Михаил Погосян, - Мы представили свои требования, и на уровне наших инженерных служб и инженерных специалистов холдинга трансформировали эти требования в техническое задание. Мы совместно проработали возможность реализации и определили сроки реализации программы".
В ЦАГИ утверждают, что суммарное время руления на земле в среднем составляет 26 минут, а для загруженных аэропортов это даже оптимистичная оценка. Эти цифры подтверждают и самолетостроители. Как рассказал "АвиаПорту" директор научно-технического центра ОАК Владимир Каргопольцев, сейчас только время ожидания тягача в аэропорту может составлять до 15 минут, а стоимость такого ожидания составит в среднем 77 долларов. Таким образом, экономия времени использования маршевых двигателей на земле может достигать и 40 минут. Он привел подсчеты зарубежных авиакомпаний, которые говорят, что экономия при использовании ЭПК может составить до $3,5 на пассажира. Денежная выгода появится и за счет экономии топлива до 200 литров за процедуру взлета, и за счет соответствия новым экологическим нормам. С 2016 года эксплуатантам придется платить штрафы за эксплуатацию самолетов без систем экологически-чистого руления.
Sukhoi Superjet 100 был выбран для отработки технологии неслучайно. Это не единичный самолет, у него есть реальные эксплуатанты. Кроме того, существует несколько бортов, принадлежащих разработчику, на которых можно исследовать работу электропривода колеса.
Уже на текущем этапе разработчикам пришлось столкнуться с рядом технических проблем. Так диапазон центровки воздушного судна потребовал от разработчиков системы решить вопрос с размещением ЭПК не на передней стойке шасси, как у зарубежных аналогов, а на основных стойках. Передняя стойка действительно выглядит привлекательно для размещения системы: внутри достаточно свободного пространства, там нет тормозной системы, рассказали специалисты. Но при нагрузке на нее в размере менее 10% не исключена пробуксовка колеса.
Специалисты оценивают утяжеление конструкции самолета от установки новой системы как умеренное. "Дополнительная масса, которую нужно "навесить" на основные стойки, составит до 300 кг, - привел расчеты генеральный конструктор предприятия "Авиаагрегат", входящего в "Авиационное оборудование", Михаил Козлов. - Нужно решить вопрос с усилением конструкции стоек". Он добавил, что еще одной важной проблемой является энергообеспечение системы: ее стартовая мощность должна составить 140-160 кВт, и существующие вспомогательные силовые установки не справятся с этой задачей.
"Проблема энергообеспечения борта является междисциплинарной и должна решаться полностью для самолета", - говорит В.Каргопольцев. Объем совместных работ с научным сообществом по этому направлению в ОАК называют беспрецедентным. Перспективная концепция заключается в том, чтобы обеспечивать часть потребностей самолета за счет внутреннего энергоузла на системе топливных элементов - электрохимических генераторах. В нем также будут присутствовать суперконденсаторы, выдающие пиковые токи для запуска установки, и инверторы. При этом электрохимические генераторы с высоким КПД в будущем рассматриваются в качестве возможной замены традиционных вспомогательных силовых установок.
Эксплуатанты пока не готовы давать подробные оценки разработке ОАК и холдинга "Авиационное оборудование", но настроены скорее заинтересованно. "На первый взгляд тема интересная, однако требует более детального изучения для объективной оценки перспективы ее реализации", - сообщили "АвиаПорту" в компании "Трансаэро". Генеральный директор авиакомпании "Московия", эксплуатирующей самолеты Sukhoi Superjet 100, Михаил Алексеев сказал агентству, что технология, которая позволит сократить расход топлива и сохранить ресурс двигателя, не может не быть интересна компании. "Становятся не актуальными и услуги тягача, - добавил он. - Все это важно для самолета, рассчитанного на эксплуатацию на коротких плечах, а значит - с частыми взлетами и посадками".
Тем временем, неясно, какое количество суперконденсаторов потребуется для нормального функционирования системы электропривода колеса шасси. "Сомневаюсь, что в крупных аэропортах возможно оптимизировать движение так, чтобы от места стоянки до взлета воздушное судно не совершало остановок, - считает руководитель "Аэропорт Инвестментс" Сергей Детенышев. - В пиковые нагрузки количество остановок может достигать десяти для одной взлетно-посадочной операции". Источник в аэропорту "Шереметьево" подтвердил, что на практике это невозможно, и самолеты в любом случае будут стоять в очереди. Во Внуково затруднились ответить на вопрос агентства, сообщив, что технически возможно все, но в том, реализуемо ли это на практике - не уверены. В "Домодедово" на момент сдачи материала не ответили на запрос агентства....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции