О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Первый в Нижнем - четвертый в Москве

Строительство нового терминала началось в нижегородском аэропорту "Стригино". До конца 2015 года планируется ввести в эксплуатацию здание, рассчитанное на обслуживание 1,5 млн пассажиров в год

Строительство нового терминала началось в нижегородском аэропорту "Стригино". До конца 2015 года планируется ввести в эксплуатацию здание площадью 27,8 тыс. квадратных метров, рассчитанное на обслуживание 1,5 млн пассажиров в год. В дальнейшем аэропорт рассчитывает увеличивать пассажиропоток за счет перетягивания трафика из Московского авиационного узла.

Строительство нового терминала аэропорта "Стригино" началось в четверг в Нижегородской области. Здание нового аэровокзала расположится на участке площадью 84,97 тыс. кв. м к северу от существующего терминала. Участок, на котором ведется застройка, принадлежит региональным властям, оператору аэропорта он передан в аренду на 49 лет. Здание площадью в 27,8 тыс. кв.м. планируется сдать в эксплуатацию уже в декабре 2015 года. Планируемая пропускная способность после ввода в эксплуатацию нового комплекса достигнет 1,5 млн человек в год. По различным оценкам, стоимость проекта может превышать 4,7 млрд рублей, официально его стоимость не раскрывается.

Реализацией проекта занимается управляющая компания "Аэропорты Регионов", входящая в состав группы "Ренова" Виктора Вексельберга. В 2011 году структура, принадлежащая бизнесмену, договорилась с областными властями о получении контроля над аэропортом. В мае 2012 года ОАО "Аэропорт Кольцово", входящее в группу "Ренова" приобрело 74,99% акций ОАО "Международный аэропорт Нижний Новгород". Согласно условиям контракта, группа должна была внести в уставный капитал аэропорта 2,7 млрд рублей, которые предназначались на строительство нового аэровокзального комплекса.

Концепцию нового терминала разработала британская компания Hinton & Associates, а генеральным подрядчиком по проекту стала чешская компания PSJ. Для строительной компании "Стригино" - первый опыт по возведению аэровокзала, хотя она и принимала участие в строительстве инфраструктуры для пражского аэропорта им. Вацлава Гавела. В основном в портфеле компании жилая, коммерческая недвижимость, промышленные и логистические комплексы. Однако в "Аэропортах Регионов" не сомневаются в компетенциях генерального подрядчика по проекту и уверены, что здание будет возведено в срок. "Можно с уверенностью утверждать, что через полтора года мы будем отмечать новоселье в новом терминале", - заявил на церемонии торжественного начала строительства глава управляющей компании Евгений Чудновский.

Аэровокзальный комплекс будет оборудован четырьмя телетрапами и 19 стойками регистрации. На втором этаже здания разместится зона вылета, на третьем - зона прилета. Объем коммерческих площадей аэропорта составит около 1,5 тыс. кв.м. Парковочные площади смогут вместить до 800 автомобилей. "Отличительной особенностью аэровокзального комплекса станет автоматизированная система обработки багажа и система автоматического контроля возникновения очередей в зонах обслуживания пассажиров", - сообщают в компании.

Новый терминал аэропорта рассчитан скорее на ближнесрочную перспективу. По прогнозам, к 2018 году пассажиропоток аэропорта достигнет 4,5 млн человек в год. По словам управляющего директора группы компаний "Ренова" Евгения Ольховика, пассажиропоток "Стригино" уже сейчас существенно превосходит ожидания инвесторов, и по итогам 2014 года должен превысить 1 млн человек. "Если темпы роста пассажиропотока в нижегородском аэропорту сохраняться, мы будем думать о перспективах и сроках строительства остальных терминалов. Финансовые средства в дальнейшие проекты мы инвестировать готовы", - говорит он. Впрочем, временно исполняющий обязанности губернатора Нижегородской области Валерий Шанцев настроен более решительно: информагентства приводят его обещания, согласно которым уже к 2018 году будет сооружен второй терминал аэропорта, а после чемпионата мира по футболу 2018 года будет построен третий терминал и гостиничный комплекс. Велика вероятность, что второй или третий терминал разместятся на месте существующего сегодня, который придется снести.

Дальнейший рост пассажиропотока "Стригино" в "Аэропортах Регионов" намерены обеспечить за счет пассажиров из Московского авиационного узла. "Необходимо реализовывать совместный проект по развитию аэропорта Нижнего Новгорода как части московского узла, - говорит Е.Чудновский. - Здесь речь не идет о пуске аэроэкспрессов, а скорее о строительстве высокоскоростной магистрали, соединяющей Москву и Казань. При реализации подобного проекта время доставки пассажиров из Москвы в Нижний Новгород составит 90 минут, что сопоставимо со временем, потраченным на путь из центра Москвы до одного из аэропортов столицы". Если данный проект будет реализован, и пропускная способность новых терминалов будет позволять обслуживать большой пассажиропоток, то нижегородский аэропорт может претендовать на звание четвертого аэропорта Москвы, считает глава компании. По его мнению, при такой схеме развития пассажиропоток может пересечь и планку в 6 млн пассажиров.

Аэропорт "Стригино" уже претендовал на статус четвертого в московском авиационном узле - несмотря на удаленность от столицы более чем в 350 км. В.Шанцев уже обсуждал с Минтрансом возможность сделать нижегородский аэропорт базой для низкобюджетных перевозчиков. В письме министру транспорта РФ Максиму Соколову Валерий Шанцев заявлял, что Стригино - территориально наиболее близкий к Москве действующий международный пассажирский аэропорт и "оптимальная база для создания аэропорта-лоукостера". Кроме того, для его развития не требуется бюджетных средств, подчеркивал губернатор.

В "Ренове" ранее заявляли, что готовы вложить собственные средства в строительство станции железнодорожного сообщения в аэропорту, если проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) будет окончательно одобрен.

Возможность увязать железнодорожное и авиационное сообщение - это большой плюс для региона, однако в отрасли сомневаются, сможет ли "Стригино" стать игроком московского рынка. В Росавиации к этой идее относятся со скепсисом, утверждая, что удаленность в 80 км от города - это предел, при котором сохраняется тяготение пассажира к аэропорту. Однако при возможности покупки сквозного билета на поезд и самолет, а также прохождения регистрации, досмотра и сдачи багажа на вокзале в Москве, схема может стать привлекательной для пассажира.

Критическим является и наличие спецтарифа для пассажира: его траты на проезд не должны превысить его экономию на перелете, а лучше - остаться существенно ниже этой планки. По предварительным оценкам РЖД, билет на ВСМ от Москвы до Нижнего Новгорода будет стоить более 2 тыс. рублей, говорилось на слушаниях в Госдуме. Исходя из этого, аэропорту придется снизить стоимость билета для пассажира не менее чем на ту же сумму, что может быть проблематично для "Аэропортов Регионов". Повлиять на цену билета, возможно, удастся за счет сокращения затрат на обслуживание в аэропорту, которая составляет до 20% себестоимости перевозки. Но даже при сокращении этой суммы вдвое (то есть при нулевых сборах в Нижнем Новгороде - аэропорте вылета или прилета) экономия авиакомпании в пересчете на пассажира составит порядка одной десятой от конечной стоимости билета. Притом уже сегодня в "Стригино" вложены крупные суммы денежных средств, что не позволит аэропорту сильно снизить ставки аэропортовых сборов. Впрочем, при полетах с востока страны дополнительная экономия может возникать за счет сокращения времени подлета от Нижнего Новгорода до столичного аэропорта и соответствующей экономии топлива, за счет отсутствия очередей в зоне аэропорта, потенциально - и за счет сокращения времени оборота на земле. Оценить эти преимущества пока затруднительно.

В любом случае, мировая практика показывает, что определенный эффект от соседства аэропорта и скоростной железнодорожной магистрали получают и авиаторы, и железнодорожники. Вопрос же заключается в том, смогут ли представители аэропортового холдинга привести весомые доказательства целесообразности прокладки ВСМ в непосредственной близости от аэровокзала....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка