Независимое обозрение
31 мая 2002, 14:14
На старых "стратегах" далеко не улетишь
Как сообщили "Независимому Обозрению" в пресс-службе ОКБ "Сухой", уникальная боевая машина, способная взлетать с небольших аэродромов, быть невидимой для вражеских радаров и эффективно уничтожать как воздушные, так и наземные цели, должна быть подготовлена для серийного производства к 2008-9 годам.
Растянутость в сроках объясняется чрезвычайной дороговизной проекта. По словам гендиректора Росавиакосмоса Юрия Коптева, только на первом этапе затраты оцениваются в 1,5 млрд. долларов. Это деньги, которые в ближайшие пять лет должны быть потрачены только на проведение научных и опытно-конструкторских работ. Стоимость исследований значительно удорожается тем, что за время, которое прошло с начала разработки (еще при СССР) суховского истребителя пятого поколения С-37 Беркут и микояновского изделия "1.44", последние успели основательно устареть. В результате командование ВВС недавно объявило, что эти машины, хотя и прошли уже летные испытания, ни при каких обстоятельствах военным ведомством закупаться не будут. Таким образом, придется создавать практически новую модель, а это потребует немало времени и денег. Ни того, ни другого у Минобороны нет.
Пока русский "стелс" еще даже не вышел из стадии бумажной проработки, в Соединенных Штатах его аналоги уже поставляются в ВВС (как F-22 фирмы "Локхид Мартин") или проходят испытания (как многофункциональный легкий истребитель "JSF" той же фирмы). Что, впрочем, неудивительно, ведь наш оборонный бюджет в 30 раз меньше американского. Между тем новый самолет необходим России не только для поддержания боеспособности Военно-воздушных сил. Продажа авиатехники составляет 60% всего отечественного оружейного экспорта (выручка от которого в прошлом году равнялась 4,4 млрд. долл.), и без создания нового самолета уже к концу десятилетия России попросту нечего будет предложить иностранным клиентам.
Как сообщил корреспонденту "НО" гендиректор ОКБ "Сухой" Михаил Погосян, хотя истребитель пятого поколения во многом ориентирован на экспорт, успешность затеи в целом все равно будет напрямую зависеть от главного заказчика - Минобороны. По его оценке, чтобы производство нового самолета стало рентабельным, объем поставок должен быть не менее 500-600 машин с отпускной стоимостью на мировом рынке порядка 35-40 млн. долларов за каждую. Для своих Вооруженных сил отпускная цена будет несколько ниже, но и в этом случае, чтобы оживить залежавшийся на полках НИИ и КБ проект, военным придется основательно раскошелиться.
Между тем практика последних лет показывает, что вопреки собственным широковещательным заявлениям, будто альтернативы крылатому оружию у нации нет, военное ведомство практически ничего не делает для того, чтобы оно появилось на свет. Все, чего удалось достичь за последние годы, - это поднять в воздух и облетать на разных режимах "воздушные лаборатории", имеющиеся в одном экземпляре: самолет РСК "МиГ" и суховский прототип истребителя будущего с обратной стреловидностью крыла Беркут. Да и это делалось почти полностью за счет собственных средств компаний. Военные же вместо денег ограничились выдачей двум ведущим самолетостроительным фирмам (ныне работающим почти полностью на зарубежных заказчиков) тактико-технических требований для перспективного самолета.
И это вполне объяснимо. При колоссальном дефиците средств люди в погонах параллельно с проектом истребителя пятого поколения решили запустить еще одну дорогостоящую программу. Под впечатлением от молниеносной победы американцев в Афганистане, достигнутой в основном за счет применения воздушных сил, главком ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов заявил, что на вооружение дальней авиации страны в скором времени поступят еще три мощных стратегических бомбардировщика Ту-160. В настоящее время эти ракетоносцы, строительство которых было начато еще в советские времена, в разной степени готовности находятся в цехах Казанского авиационного производственного объединения (КАПО). Первая из машин, постройка которой финансируется в рамках Государственного оборонного заказа-2002, будет передана военным уже в конце года. В результате завершения программы Россия будет располагать парком из восемнадцати сверхзвуковых бомбардировщиков, способных наносить высокоточные удары как ядерным, так и обычным оружием в любой точке планеты. Параллельно с достройкой новых самолетов на КАПО будет производиться модернизация уже эксплуатирующихся машин, в результате чего их ударная мощь возрастет в несколько раз. Ту-160 получат усовершенствованное бортовое оборудование и крылатые ракеты большой дальности нового поколения. Доработка бортов, с тем чтобы придать им способность успешно решать задачи в войнах и локальных конфликтах XXI века, в сумме будет стоить около 4 млрд. долларов. Сумму, в которую обойдется изготовление трех самых дорогих в военной авиации самолетов, а также стоимость и количество ультрасовременных ракет Х-555 и Х-101, которыми их собираются оснастить, военные не разглашают. Тем не менее, как сообщил "Независимому Обозрению" источник в Минобороны, степень готовности строящихся ныне в Казани Ту-160 составляет от 65 до 85%. Что касается дальнобойных крылатых ракет, то цена их американского аналога "Томагавк" составляет около 1 млн. долларов за экземпляр.
Чтобы хотя бы попытаться удержать паритет с Соединенными Штатами по этим вооружениям, требуется выпустить несколько сот "крылаток". Наиболее "продвинутой" считается ракета Х-101, судя по рассекреченной информации, опережающая новейшие зарубежные разработки на 10-15 лет. Это оружие будущего, разработанное в КБ "Радуга", способно попасть в футбольные ворота с расстояния свыше 5 тысяч километров. Русский "Томагавк" прокладывает свой маршрут, прижимаясь к земной поверхности. Благодаря этому, а также применению на Х-101 технологии "стелс", обнаружить ее и тем более сбить практически невозможно.
Установка на суперстрелах не только ядерных, но и обычных боеголовок существенно расширит возможности стратегической авиации России. Отныне ее можно будет применять не только в маловероятном глобальном ядерном конфликте, но и в нарастающих региональных войнах, как это успешно делали ВВС США в Афганистане, Ираке и на Балканах.
Реалии нашей экономики, как признает военное руководство страны, едва ли позволят России как минимум до 2010-х годов обзавестись стратегическими бомбардировщиками, сравнимыми с новейшими американскими невидимками В-2. Каждый из этих самолетов обходится бюджету США в 1 млрд. долларов. Таких денег в нашей казне нет. Достройка в Казани трех ракетоносцев, оснащение 37-й воздушной армии (дальняя авиация) перспективными крылатыми ракетами, а также модернизация парка крылатых "стратегов" Ту-160 и Ту-95МС, как полагают в военном ведомстве, позволят России с минимальными затратами усилить свою воздушную мощь.
Это, однако, не означает, что Россия полностью отказалась от разработки перспективного авиационного комплекса. По словам Василия Александрова, генерального директора Авиационного научно-технического комплекса (АНТК) им. Туполева, конкурс на разработку стратегического бомбардировщика нового поколения может быть объявлен уже в ближайшее время. На уровне научно-исследовательских разработок аналогичная работа ведется и в ОКБ Сухого. Тем не менее приступить к реализации проекта в металле победитель тендера, даже по самым оптимистическим прогнозам, сможет не раньше чем через 10-15 лет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции