О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В Росавиацию поступила первая заявка на иностранных пилотов

В понедельник, 23 июня, крупнейший российский авиаперевозчик "Аэрофлот" направил Росавиации письмо с запросом на получение квоты на иностранцев - командиров воздушных судов в размере 80 человек

По данным "Известий", в понедельник, 23 июня, крупнейший российский авиаперевозчик "Аэрофлот" направил Росавиации письмо с запросом на получение квоты на иностранцев - командиров воздушных судов в размере 80 человек. За месяц до вступления в силу закона о допуске иностранных пилотов в российское небо это единственная заявка от авиакомпаний.

"С учетом существующего дефицита командиров воздушных судов (КВС), необходимости обеспечения собственных программ ввода в строй КВС из числа вторых пилотов - граждан РФ, реализации проектов, связанных с обеспечением региональных авиаперевозок (включая транспортную доступность Республики Крым), развития сектора бюджетных перевозок Группе "Аэрофлот", осуществляющей около 40% авиаперевозок от общей доли российского рынка, требуется минимальная квота на привлечение иностранных граждан в количестве 80 КВС (74 КВС на воздушные суда Airbus A320 и 6 КВС на Boeing 737)", - говорится в письме гендиректора "Аэрофлота" Виталия Савельева руководителю Росавиации Александру Нерадько (текст заявки есть у "Известий").

В пресс-службе "Аэрофлота" сообщили, что компания к настоящему времени рассмотрела 174 заявки от иностранных соискателей на позиции командиров воздушных судов из 32 стран, в основном из Европы. Из них отобрано два десятка кандидатур КВС, они прошли через необходимые тренинговые и тестовые процедуры. К 21 июля, как рассчитывают в компании, иностранные пилоты будут готовы к работе.

Прежде законодательство не позволяло авиакомпаниям нанимать в качестве командиров воздушных судов иностранных граждан. Такой запрет содержался в ст. 56 Воздушного кодекса России. 20 апреля 2014 года президент Владимир Путин подписал поправки (73-ФЗ), которые на 5 лет отменяют запрет. Закон в полной мере вступает в силу с 21 июля, то есть через месяц, - с этого момента иностранные летчики смогут сесть за штурвалы самолетов.

По новому закону трудовой договор с иностранцем "может быть заключен в течение 5 лет со дня вступления в силу закона" (с 21 июля 2014 года), а максимальная численность таких пилотов, порядок их распределения между авиаперевозчиками и условия, при которых допускается заключение трудового договора, устанавливаются правительством РФ. Право распределять между российскими авиакомпаниями квоты, по которым авиакомпании могут заключать трудовые договоры с иностранными пилотами, уже передано Росавиации, о чем сообщили "Известиям" в Министерстве транспорта России.

- Вопрос квот и распределения их между авиакомпаниями - в компетенции Росавиации, - сказал "Известиям" замминистра транспорта Валерий Окулов.

При этом он исходит из принципиальной позиции, по которой сами договоры будут заключаться в этом году на 5 лет и к 2019 году авиакомпании должны попрощаться с иностранными пилотами.

- Пятилетнее ограничение для приема на работу для иностранных пилотов означает, что трудовой договор с иностранным пилотом, изъявившим желание работать в российской авиакомпании, может быть заключен в течение 5 лет с момента вступления в силу 73-ФЗ. Предельный срок действия подобного договора - до 21 июля 2019 года. После этой даты заключение подобных договоров не предусмотрено, - отметил Окулов.

В Росавиации тоже не смогли назвать точное общее число квот, которое планируется вот-вот уже распределять между авиакомпаниями. Ранее на межведомственных отраслевых совещаниях нехватка командиров воздушных судов оценивалась в 150-200 человек, но лимит еще не утвержден правительством. Когда правительство оформит лимиты, пока не ясно. Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича (он курирует транспорт) Алия Самигуллина сообщила "Известиям", что ее руководитель находится в командировке и прояснить ситуацию не сможет.

- Цифра 200 означает то количество пилотов, которое всего могут принять на работу все вместе взятые российские авиакомпании в период действия принятого закона. Сегодня сложился дефицит этих специалистов, объем квоты отражает этот дефицит, - сказал "Известиям" первый зампредседателя Комитета по транспорту Госдумы Михаил Брячак.

Глава общественного совета при Росавиации Петр Дейнекин поддержал позицию депутата Брячяка, заявив "Известиям" о том, что общее число иностранных граждан, которые будут приняты на работу в российские авиакомпании в качестве командиров воздушных судов, не должно превышать 200 мест за все 5 лет, которые отведены законом. По их мнению, речь идет об исчерпывающем лимите трудовых договоров и каждый новый контракт будет безвозвратно снижать остаток.

По мнению экспертов, авиакомпании не спешили подавать заявки из-за резко изменившейся международной обстановки.

Кроме того, по данным источника в отрасли, несмотря на вступление закона о найме иностранных пилотов в силу, участники рынка пока не могут посадить их за штурвал.

- Есть еще юридические нюансы - Минтранс не принял пока некоторые ведомственные приказы, без которых иностранные летчики не могут начать летать на самолетах российских компаний. Но мы надеемся, что в ближайший месяц все эти вопросы будут решены, - отмечает источник "Известий".

По словам представителя перевозчика, "Аэрофлот", по сути, был единственным последовательным лоббистом по допуску иностранных пилотов в России, несмотря на упорное сопротивление профсоюзов и определенных госструктур. Отрасль растет огромными темпами - по 15-20% в год, а пилотов становится только меньше, отмечают в компании. В целом "Аэрофлот" оценивает дефицит первых пилотов в отечественной авиаотрасли на уровне 1 тыс. человек. Ранее представители "Аэрофлота" сообщали, что компания готова принять на работу 200 командиров воздушных судов, а общая потребность в иностранных пилотах в России достигает порядка 800 человек.

В авиакомпании "Трансаэро" не раскрывают информацию о том, сколько иностранных пилотов обратилось к ним по вопросу трудоустройства и почему компания еще не направила заявки в Росавиацию.

Напомним, проект закона о допуске иностранцев на рынок труда в качестве командиров воздушных судов лоббировался отраслью с лета 2011 года, в то время как профсоюз летного состава России и объединение ветеранов гражданской авиации России в лице клуба "Опыт" активно возражали против отмены запрета на допуск иностранных пилотов. Профсоюзы опасаются, что такой допуск снизит средние зарплаты пилотов (сейчас доходят до 400 тыс. рублей с учетом сверхнормативных переработок)....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка