Дело
4 июня 2002, 13:43
На "Старт". Внимание
Став в годы Великой Отечественной войны пунктом передислокации многих производств, Куйбышевская область получила возможность развить собственную промышленность. Перевезенные заводы так и остались в Куйбышеве. Среди них оказался и завод аэродромного оборудования, организованный в 1941 году на базе эвакуированного из Киева экспериментального завода. В годы войны завод выпускал агрегаты стрелково-пушечного и бомбардировочного вооружения самолетов, а в 1952 году приступил к освоению производства средств наземного обслуживания самолетов. Завод стал производить передвижные гидроустановки, заправщики, самоходные площадки обслуживания СПО-15М, передвижные контрольно-ремонтные лаборатории и мастерские на шасси автомобилей высокой проходимости, аварийно-тормозные установки и многое другое, нужное в аэродромном хозяйстве оборудование. Завод стал ведущим в России специализированным предприятием по производству наземного аэродромного оборудования с широким диапазоном возможностей, способных удовлетворить практически все технические потребности по обслуживанию и ремонту любых видов гражданских и военных самолетов и вертолетов.
К началу 90-х спрос на продукцию завода стал падать, а государство взяло курс на конверсию. Завод аэродромного оборудования как нельзя лучше подходил на роль экспериментальной конверсионной площадки, поскольку считалось, что большинство выпускаемых заводом изделий может применяться в других отраслях. В рамках конверсии завод собирался наладить и выпуск новой продукции, в частности оборудования для ремонта и технического обслуживания автомобилей. Но с конверсией получилось неважно, и к середине 90-х, когда на заводе появились внешние инвесторы, он пребывал в далеко не лучшем состоянии - кредиторская задолженность в несколько десятков миллиардов рублей, дебиторская по госзаказам - наоборот, в пару миллиардов, и все.
Между Европой и Азией
В середине 90-х идея получить управление заводом пришла в голову бизнесменам Дмитрию и Александру Гольдштейнам, которые среди прочего были и совладельцами фирмы под геополитическим названием "Евроазиатский концерн". Эта компания летом
1996 года скупила у работников завода около 30% акций предприятия и сместила с поста директора Владимира Доронина, которого взяли на работу в областную администрацию. Пост председателя совета директоров занял представитель концерна Валерий Семенычев. Однако полного контроля Евроазиатскому концерну добиться не удалось - свой пакет акций "Старта" концерн смог довести лишь до 42%. Но оставалась надежда на 10-процентный пакет акций, который принадлежал самарскому Фонду имущества. Как раз на декабрь 1996 года и был назначен соответствующий аукцион по продаже этого пакета.
Однако, как выяснилось, на этот пакет, кроме Евроазиатского концерна, были и другие претенденты. Например, ФПГ "Двигатели НК", Самарский филиал банка "Российский кредит", Самараагробанк и даже московский банк "Росинвест". И все же акции достались "Евроазиатскому концерну", причем не без помощи руководства "Старта". "Мы провели определенную работу, чтобы этот пакет достался концерну с минимальными затратами", - заявлял тогда генеральный директор предприятия Александр Митлин.
Собрав 52% акций "Старта", Евроазиатский концерн провел внеочередное собрание акционеров предприятия, на котором был сменен состав совета директоров предприятия. Председателем совета директоров остался Валерий Семенычев, а Владимир Доронин, много лет проработавший директором "Старта", лишился своего места в совете директоров предприятия. Другими акционерами завода оставались ЧИФ "Нефтел" (20%) и трудовой коллектив.
В 1997 году у владельцев Евроазиатского концерна, среди которых, кроме Гольдштейнов, были еще несколько человек, возникли разногласия. Было созвано два общих собрания акционеров концерна, избраны два генеральных директора и сделано две печати. Для завода "Старт" эта ситуация стала, конечно, большой неприятностью. Только суд определил, с кем из акционеров должен иметь дело "Старт": победил Дмитрий Гольдштейн, избранный в совет директоров "Старта".
Пока владельцы Евроазиатского концерна разбирались между собой, директор "Старта" Александр Митлин провел реструктуризацию производства, сокращение штатов и перевел рабочих предприятия на контрактную основу. Обсуждались возможности очень привлекательных контрактов, например, производство электрических обогревателей. Впечатляли перспективами переговоры с концерном Daewoo по поводу возможности "отверточной" сборки корейских автомобилей на "Старте". Говорили, что якобы корейский производитель выбирал между АВИАКОРОМ и "Стартом". Так это было или нет - доподлинно не известно, но в результате, как известно, корейцы не выбрали никого.
Внимание, марш
К концу 1998 года Евроазиатский концерн стал с гораздо меньшим энтузиазмом, чем два года назад, относиться к "Старту". Кстати появился и потенциальный покупатель - группа компаний "СОК", которая, видимо, по достоинству оценила возможности производственных площадей и помещений "Старта". А может быть, и название завода, как нельзя лучше подходящее для названия спортивного комплекса. На этапе переговоров прессой высказывались предположения о том, что на мощностях завода группой компаний будет развернуто производство каких-либо комплектующих для АВТОВАЗа, однако этого не произошло.
"СОК" купил пакет акций, принадлежавший Евроазиатскому концерну, - вернее, взял акции в доверительное управление, в котором пакет и находится по сей день, и приступил к реструктуризации собственности. В ноябре 1998 года суд ввел на заводе внешнее управление, арбитражным управляющим предприятия стал Геннадий Серафимов. Причем на этом этапе участие в борьбе за контроль над заводом принял генеральный директор "Моторостроителя" Игорь Шитарев.
К этому времени финансовое положение "Старта", который и без того имел огромное количество долгов, ухудшалось с каждым днем. На АО "Старт" изготавливались системы для дозаправки самолетов, и 91% заказов приходился на "оборонку". Чтобы как-то платить зарплату, еще в начале 90-х предприятие вынуждено было взять кредиты в Средневолжском коммерческом банке. Прогоревший банк переуступил долги АО "Старт" своим кредиторам. Те, в свою очередь, сразу же потребовали оплаты долгов. Претензии предъявили гипсовый комбинат, "Самаравторцветмет" (1,3 млрд неденоминированных рублей), "Самаранефтепродукт" (3,5 млрд рублей), "Самарасимплекс" (1,3 млрд рублей). Большие долги остались у АО "Старт" перед "Водоканалом" и "Самараэнерго". Со всеми кредиторами предприятие вело переговоры об отсрочке платежей. И с большинством удалось договориться. Упорство проявило Сызранское автотранспортное предприятие, которому АО "Старт" оказалось должно около 400 млн рублей. Логично, если учесть довольно тесные взаимоотношения владельцев автотранспортного предприятия с группой компаний "СОК".
Внешнее управление на заводе продлялось несколько раз, а группа компаний "СОК" тем временем развернула на площадях завода производство оконных конструкций и мебели - этим занимаются ЗАО "СТАРТ-Мебель" (76% акций принадлежат ООО "Сок-Мебель", 24% - ОАО "Старт") и ЗАО "Старт-Перспектива" (76% - ООО "Самарские оконные конструкции", 24% - ОАО "Старт"). Одно из зданий завода было переделано в спортивно-оздоровительный комплекс - этим занимается ОАО "Спорткомплекс "СТАРТ" (76% - ООО "Сок-старт", 24% - ОАО "Старт"). Общая площадь комплекса - 2500 квадратных метров, площадь спортзалов - более 1200 квадратных метров. Здесь в зале рукопашного боя площадью 130 квадратных метров теперь проходят тренировки служб охраны "СОКа", шоколадной фабрики "РОССИЯ", "ЛукОЙЛа", КРЦ "Звезда". Общее управление недвижимостью осуществляет ЗАО "Старт-Сатис" (76% - ООО "САТИС", 24% - ОАО "Старт").
На сегодняшний день 76% акций ЗАО "Завод аэродромного оборудования", во владение которого плавно перешли ликвидные активы "Старта", находятся в управлении группы компаний "СОК", а оставшиеся 24% принадлежат ОАО "Старт". С кредиторами завод заключил мировое соглашение. Расплачиваться придется, видимо, 24% акций ЗАО "Завод аэродромного оборудования". Как говорит генеральный директор ОАО "Старт" Александр Митлин, если кредиторы не будут этим удовлетворены, процесс банкротства будет возобновлен, и в качестве оплаты долгов будут использованы основные средства, которые у ОАО "Старт" все же еще есть.
Был у "Старта" и новый перспективный проект - производство 2-местного учебно-тренировочного самолета А-23М. Планировалось, что производство этих легких самолетов стоимостью $25,5 тысяч будет осуществляться на ОАО "Старт" с подключением других предприятий ВПК региона. Генеральным конструктором самолета был Игорь Вахрушев. Увы, он трагически погиб в июне 2000 года на авиашоу в Смышляевке во время пилотирования А-23М. После этого тема производства этого самолета на "Старте" уже не поднималась.
По словам Александра Митлина, на сегодняшний день группа компаний "СОК" вложила средства в обеспечение производственного процесса: в частности, в ремонт производственных помещений. Это для сравнения с "Евроазиатским концерном", который в завод ничего не вкладывал. Однако заказы у завода есть - и в этом году, и вплоть до 2004 года. Поэтому говорить о том, что крупнейшее некогда предприятие по производству аэродромного оборудования закрылось окончательно, нельзя.
Надо говорить, что оно работает....
Авторские права на данный материал принадлежат «Дело». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции