АвиаПорт.Ru
7 июля 2014, 21:13
"Чем больше придет инвесторов, тем больше будет пользы для предприятия"
Аэропорту Перми выгодно, чтобы состоялся повторный конкурс по отбору инвесторов - это позволило бы продать актив максимально дорого, полагает генеральный директор ОАО "Международный аэропорт "Пермь" Э.Кошенсков
- Недавно холдинг "Аэропорты Регионов" получил от ФАС разрешение на покупку "Большое Савино". На каком этапе сейчас находится работа по привлечению инвесторов в аэропорт?
- Результаты первоначального конкурса губернатор Пермского края Виктор Федорович Басаргин отменил. Тех обещаний, которые были даны инвесторам при подписании, больше нет. В январе-феврале этого года губернатор снова поставил перед нами задачу провести проектные работы по реконструкции перрона и по одновременному строительству здания нового аэровокзала. В соответствии с его поручениями, мы провели конкурс по отбору проектных организаций, и отобрали две: "Ленаэропроект", которая сейчас занимается реконструкцией перрона и аэродромной инфраструктуры, и ООО "Спектрум-холдинг групп", которая занимается строительством нового аэровокзального комплекса. Оба проекта мы пытаемся скоординировать, чтобы не получилось так, что перрон построен - аэровокзала нет, или наоборот. В ноябре оба проекта подадим в Главгосэкспертизу, получим разрешение и, начиная с 2015 года, приступим к реализации проекта. Также к концу текущего года должна определиться ситуация с инвестором.
- Что известно про планы потенциальных инвесторов? Кто будет платить за проделанную работу?
- В соответствии с тем же поручением губернатора этим вопросом сейчас занимается Корпорация развития Пермского края. А мы, аэропорт, сейчас являемся заказчиком по этим двум проектам. Платим из своей прибыли. Нам это обошлось в 107 млн рублей. Как обычно, есть кое-что, что не учли при первоначальном расчете, как всегда при строительстве. Как ремонт дома: обои содрали, а там трещина. Трещину замазали - надо проводку поменять.
- Какие права ФАС сейчас дал "Аэропортам Регионов"?
- Аэропорты в России являются субъектами естественных монополий. Для того, чтобы проводить сделки с ними, необходим конкурс. Надо пройти процедуру согласования с ФАС при покупке таких активов. Именно об этом как раз и шла речь, что "Кольцово-инвест" подали заявку в ФАС, и им согласовали возможность приобретения этого актива. Если кто-то еще обратится в антимонопольную службу с таким же предложением, то и ему могут согласовать. Речь не идет о том, чтобы признать итоги прежнего конкурса.
- То есть это еще не значит, что "Ренова" сейчас придет и будет вкладывать деньги?
- Ни в коем случае. Я как бизнесмен понимаю, что чем больше придет инвесторов, тем больше будет пользы для предприятия, потому что всегда можно поторговаться: кто больше даст - тот актив и получит. У нас чисто экономический подход. Мне выгодно, чтобы кто-то заплатил за аэропорт, потому что это выгодно Пермскому краю. А мы - собственность Пермского края. Конечно, это не мое дело, потому что я всего лишь нанятый руководитель. Но мне кажется, аэропорту было бы лучше, если бы был конкурс. Мне кажется, так и будет, потому что наше предприятие довольно хорошее по всем показателям. Думаю, "Кольцово-Инвест" - это только первая ласточка. Может и "Базэл" еще подадут. Может еще кто-то.
- Есть ли какие-то, например, игроки краевого уровня, которых такой актив мог бы заинтересовать?
- Я не обладаю в достаточной мере информацией по этому поводу, говорить за кого-то не могу, но теоретически они существуют - Пермский край богатый. У нас и "Лукойл" рядом, и "Уралкалий", например. Пока "Кольцово-Инвест" впереди всех, а кто будет следующий, и будет ли кто-то, я пока не готов сказать. Список потенциальных аэропортовых инвесторов, конечно, расширяется. Но аэропорт, его инфраструктура и взаимоотношения, которые складываются вокруг этой инфраструктуры, крайне специфичны. Чтобы вкладывать деньги, надо эту специфику знать. Если реально смотреть на вещи, большого числа претендентов не будет, максимум 3-4 предприятия.
- Могут ли в аэропорт Перми зайти иностранные инвесторы?
- У нас аэродром совместного базирования - мы его делим с военными. Наверное, иностранные инвесторы могут быть, но вопрос в том, насколько им это будет интересно с точки зрения ограничений. Самолеты стоят на дежурстве, в любой момент поднялись - полетели. Учения проходят - были сложности же с тем, чтобы рейсовые наши самолеты выпускать. В соответствии с Воздушным кодексом, у них приоритет воздушного пространства.
- Как вы это все согласовываете?
- Сложно, но на самом деле, мы живем хорошо и понимаем друг друга. Мы понимаем, что государственная авиация - это наши защитники, пытаемся им помогать и под них подстроиться. Но, тем не менее, если есть возможность, они нам тоже готовы всегда помочь и больших проблем тут не возникает.
- А чем военные могут помочь?
- У них сейчас материально-техническая база сильно поднимается. Взять даже вопросы, связанные с уборкой взлетно-посадочной полосы. Мы хоть и приобретаем свою технику сейчас, но иногда и к ним обращаемся. Отказов с их стороны никогда не было. Вопросы с деньгами, конечно, кого угодно могут поссорить, но пока ничего такого не было.
- Вопросы реконструкции аэродрома как-то могут на ваши взаимоотношения повлиять?
- Наши взаимоотношения регламентируются законом, ведомственными документами, поэтому большого изменения не будет. Это же только пассажир увидит: новые комфортные здания, туалеты, диваны, зона досмотра, - это все для пассажира. Для военных ничего принципиально не изменится: было 25 рейсов в сутки, станет, условно, 35. Процедуры, технологии взаимодействия между службами у нас работают. Изменения какие-то, если будет необходимо в них внести, мы внесем. Могут возникнуть проблемы, когда у нас пассажиропоток перевалит за 2-2,5 млн человек в год. За прошлый год госавиация выполнила порядка 1400 полетов, мы - 2400, итого получается приличная цифра. Пока проблем с пропускной способностью ВПП нет, но не исключено, что они могут возникнуть в будущем.
- Вы, наверняка, к этому готовитесь?
- Мы к этому готовимся, почему и заказали проект, чтобы сделать магистральную рулежную дорожку, построить еще одну рулежную дорожку, сократить время самих операций по взлету-посадке. Мы такие задачи "Ленаэропоректу" ставили, как они будут их решать - пока не понятно. У нас сам перрон очень узкий для воздушных судов. И есть определенные ограничения, как его можно расширить. Надо дождаться решения проектировщика.
- Что вы должны получить в итоге реализации этого проекта?
- Новые рулежные дорожки, расширенный перрон с большей несущей способностью и большим числом мест стоянок для воздушных судов первого класса и выше. Но я не готов сказать, какая будет конфигурация, как это будет выглядеть в итоге. Мы знаем, что реконструкции подлежат перрон, рулежки, светосигнальное оборудование и вододренажная система. Возможно на этапе проектирования будут внесены изменения, но чего-то сверхординарного сейчас, скорее всего, не будет. ВПП у нас свежая, в 2004 году ее запустили. Мы занимаемся профилактическими мероприятиями: заливкой швов, сколов и трещин, которые надо заделывать.
- За полосой кто ухаживает: вы или военные?
- Если вернуться к Воздушному кодексу, на всех аэродромах совместного базирования действуют требования, которые предъявляются к гражданской авиации. Там ничего не прописано, кто должен этим заниматься, но прописано, какие есть требования. У нас принято, что ремонтом занимаемся мы. Хотя, еще раз говорю, сколько мы обращались к военным, они ни в чем не отказывали: людьми помогали, машинами. Но занимаемся этим мы, потому что мы являемся держателями свидетельства аэродрома и на нас лежит ответственность за его эксплуатационно-техническое состояние.
- Терминал в итоге как должен выглядеть, какие возможности представлять?
- В соответствии с теми проработками, которые нам Lufthansa Consulting делала еще в 2010 году, есть и техническое задание (ТЗ) по проектированию. Мы оттолкнулись от этого задания, и, когда вели проработку уже ТЗ на отбор инвестора, в его основу положили ТЗ Lufthansa Consulting. Там четко написано, что пропускная способность должна быть не меньше 340 человек на международных линиях, на внутренних - 480 человек в час. Эти данные немножко обновились. Предпроектные данные нам проектный институт должен представить в самое ближайшее время, мы их должны рассмотреть, согласовать, и на основе этого будет более подробная информация. Пока предварительно получается так, что общая площадь аэровокзального комплекса подросла и будет не 25 тыс. кв. метров, а 27 тыс. кв. метров. Но это связано с тем, что в аэропорту обязательно должна быть какая-то неавиационная деятельность: ларьки, магазины, офисные помещения. За счет этого и площадь увеличилась.
- Есть ли возможность применить схему государственно-частного партнерства в пермском аэропорту?
- Пока про это ничего не было сказано, но варианты, наверно, всякие имеют право на существование. Нам самое главное - к концу 2016 года построить новые аэровокзальный комплекс и перрон. В таких условиях нам нельзя работать, а пассажирам - улетать. Это, наверно, в первую очередь будет вопрос к инвестору. Пока мы далеки от этого этапа. Нам бы хоть проект сделать - понять, кто это будет строить и из каких источников это будет финансироваться. Что будет можно сказать только после того, как будет сделан проект.
- Какие приоритеты будут у аэропорта после реконструкции: международные или региональные, внутренние перевозки?
- Региональные перевозки не только для жителей Перми, но и для всей России сейчас становятся актуальными. Потому что лететь через Москву становится долго. Напрямую у нас, например, в прошлом году летал в Екатеринбург самолет. Грузился почти по 90%, 1,5 тыс. рублей стоил. Сейчас есть ФЦП по региональным перевозкам, она у нас на контроле, востребована нашими жителями, потому что загрузка на всех рейсах более 70%. Но без дотаций стоимость билетов была бы другая. В ближайшей перспективе мы будем развивать это направление. Мы уже сейчас в тесном взаимодействии находимся с компаниями, которые участвуют в этой программе, скидки им предоставляем на аэропортовое обслуживание от 40% до 60%. Но пока все действует за счет дотаций из бюджета. Надо понимать, что компания тоже закладывает свою норму прибыли. И если не будет поддержки, то работать за копейки на свой страх и риск никто не будет.
- Какие зарубежные направления вам сейчас интересны?
- Мы сейчас смотрим на восток. Это связано с тем, в первую очередь, что в Пермском крае очень активно развивается сотрудничество с Китайской Народной Республикой. Планируется расширение этого взаимодействия. Не только Китай... вообще центр активности сдвигается на восток: там месторождения, там строительство. Приоритет для нас Иркутск, Новосибирск, Китай. Но, к сожалению, пока интереса у авиакомпаний нет.
- Какие у вас планы по организации авиасообщения с Крымом?
- Мы, наверно, один из первых, кто начал туда летать. Со 2 июня рейсы с Симферополь выполняет авиакомпания "Былина", она не вошла в ФЦП и не получает дотаций. С 24 июня вышел на линию "Ямал" - выполняет два рейса в неделю. Там стоимость билета немного ниже. Этот рейс ждали, но дешевые билеты немедленно закончились. На первом рейсе "Ямала" 70-80 пассажиров было на А320, а "Былиной" меньше 50 человек не летает. У нас есть ощущение, что это направление тоже раскатают.
- Многие российские регионы сейчас пытаются развивать внутренний туризм. Есть ли соответствующие программы в Пермском крае? Какую роль в них может сыграть аэропорт?
- К нам много туристов приезжает. В основном это иностранцы: их интересуют природа, рыбалка, исторические объекты на севере Пермского края. Встречи с министерством культуры проводили, но пока ничего нового....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции