РИА "Новости" - Украина
7 августа 2014, 16:01
"Антонов" раздора. Как выживет предприятие без кооперации с РФ
С 1 августа вокруг на госпредприятии "Антонов" сменился руководитель. Минпромполитики Украины назначило и. о. президента - генерального конструктора предприятия Сергея Меренкова
С 1 августа вокруг на госпредприятии "Антонов" сменился руководитель. Минпромполитики Украины назначило исполняющим обязанности президента - генерального конструктора предприятия Сергея Меренкова вместо уволенного ранее руководителя Дмитрия Кивы.
Новый глава предприятия уже заявил, что Минпромполитики поставило перед ним ряд задач. Одно из главных направлений деятельности - повышение доходности предприятия. Кроме того, "Антонов" должен снизить уровень кооперационной зависимости по комплектующим в свете "непростых" отношений Украины с Россией. По словам Меренкова, на долю российских смежников приходится 60 - 65% в производстве антоновских самолетов. В качестве примера замещения в деле выбора поставщиков комплектующих к самолету Меренков назвал российский проект строительства самолета "Сухой Суперджет 100". Правда, замещение в проекте состоялось с российских производителей на западных, да и конечная цена самолета (если судить по каталожным предложением) достигла верхних пределов в сегменте воздушных суден аналогичного класса. Единственное, что в этом проекте смогла доказать российская школа самолетостроения, что может обойтись в разработке гражданских судов без помощи украинских авиаконструкторов - "Антонов" к проекту не привлекался.
Теперь уже Украина хочет пойти по российскому пути и доказать довольно сложную теорему: как обойти российское производство. Тем более что кооперационные проекты "Антонова" с российским самолетостроением достаточно многочисленны. До недавнего времени эти работы велись как в гражданском, так и в военно-транспортном сегменте.
В настоящее время главными проектами российско-украинского сотрудничества в самолетостроении является строительство самолетов семейства Ан-148/158 и Ан-140 в гражданском сегменте и разработка военно-транспортного самолета Ан-70 и проекта модернизации сверхтяжелого транспортника Ан-124 для военно-транспортной авиации и перевозки негабаритных грузов.
Первыми детищами кооперации по количеству собранных самолетов в России и Украине были и остаются самолеты Ан-140 и Ан-148 (с дальнейшим расширением семейства до моделей Ан-158, Ан-178). За это время налажено производство самолетов, как на Воронежском акционерном самолетостроительном обществе, так и на ГП "Антонов" (серийный завод "Антонов", бывший завод "Авиант", а в советские времена - Киевский государственный авиационный завод (КиГАЗ). Уровень кооперационного производства достиг довольно высоких параметров: заводы в РФ и Украине производят самолеты не только полностью, но и частями, по заказу второй стороны. За время реализации проекта было собрано 18 Ан-140 и более двух десятков Ан-148 всех модификаций.
По такому же принципу в начале 2000-х было организовано производство самолетов Ан-140. Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) выступило базой для освоения производства этого типа самолетов в Украине, а затем оказало помощь (в основном, безвозмездную) по организации сборки Ан-140 сначала в Иране, а затем - в России, на самарском "Авиакоре". Кстати, без помощи ХГАПП производство в Самаре вряд ли смогло в заявленные сроки выполнить контракт с МО РФ на поставку 9 самолетов Ан-140. Все фюзеляжи и центропланы военных самолетов Ан-140, для ВВС и ВМФ РФ были собраны в Самаре из задела харьковских самолетостроителей, при их активном участии.
Если гражданское направление сотрудничества "Антонова" с российскими предприятиями финансировалось из госбюджета РФ только в интересах местных производственных площадок, то разработка военно-транспортного самолета Ан-70 не могла состояться без финансирования проекта со стороны российского военного ведомства. За время реализации проекта, начиная с распада СССР, участие российской стороны в проекте оценивается в сумму почти миллиард долларов. Все это время "Антонов" получал через российское военное ведомство средства на разработку самолета, его госиспытания и доработки по их результатам. Ближе к 2019 году МО РФ планировало закупку партии Ан-70, согласно Госпрограмме развития вооружений до 2020 года. Обязательства Украины предоставить для закупки самолет, прошедший госиспытания двух стран и принятый на вооружение содержатся в соответствующем межправительственном соглашении.
Еще один перспективный проект, который Украина может реализовать только с помощью РФ, — это возобновление производства сверхтяжелых самолетов Ан-124 "Руслан". Украинские мощности по производству этих самолетов в Киеве фактически были полностью ликвидированы в начале 90х годов. Производственные заделы в количестве трех машин были исчерпаны к началу 2000-х годов. Последний самолет этого типа завод "Авиант" продал в 2004 году. Как и на "Авианте", мощности ульяновского завода "Авиастар" позволили завершить строительство самолетов из советского задела, и обеспечить модернизацию и ремонт "Русланов" из состава Военно-транспортной авиации ВС РФ. В настоящее время "Авиастар" рассматривается как безальтернативная площадка для возобновления производства самолетов этого типа.
Все перечисленные проекты кооперации ведут свою историю не первый десяток лет. К сожалению, работа по новым направлениям российского самолетостроения, скорее всего, продолжится уже без "Антонова". Со сменой власти Украина потеряла перспективу участия в разработке военно-транспортного самолета МТА (Multirole transport aircraft). Контракт между Россией и Индией подписан несколько лет назад, и пока что темпы его реализации не могут удовлетворять. Несмотря на прошедшее время, стороны до сих пор не вышли из стадии опытно-конструкторских работ. До смены власти в Киеве глава ОАК Михаил Погосян допускал возможность привлечения "Антонова" к работам по этому проекту. После смены власти вопрос уже не поднимался. Российская сторона, несмотря на безусловный потенциал украинских специалистов в разработке транспортных самолетов, вряд ли прибегнет к помощи "Антонова".
Таким образом, отказ от кооперации по этим проектам приведет флагман украинского самолетостроения в плачевное состояние. Чтобы уменьшить кооперационную зависимость от российской стороны, необходимо искать поставщиков комплектующих, например, в ЕС, Китае и других индустриально развитых странах. В разработке Ан-148 проблема расширения смежников за счет европейских производителей уже решалась, однако, производителей подбирали с прицелом на дальнейшие продажи самолетов в странах производителей комплектующих.
Однако, если в гражданском сегменте такое решение имеет право на жизнь, то в военных поставках действуют иные правила. Производители комплектующих должны быть свои или союзные. Поэтому, если РФ все-таки примет Ан-70 на вооружение, то все производство самолета будет налажено без участия Украины. Кстати, проект Ан-124 вряд ли может в нынешней ситуации претендовать на бюджетное финансирование - причины лежат на поверхности. Ведь только украинские руководители могут одновременно "дружить" с противниками - НАТО и ОДКБ. Остальные все-таки склонны выбирать одного единственного партнера по системе безопасности....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости" - Украина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции