PrimaMedia
15 августа 2014, 10:45
Пилот дальневосточной авиакомпании "Аврора": Я с детства мечтал летать
Пилот - инструктор самолета Airbus А319 дальневосточной авиакомпании "Аврора" рассказал о своей профессии, главном качестве командира самолета и благодарных пассажирах
- В детстве многие мальчики мечтают стать космонавтами и летчиками. А вы кем хотели стать?
- Я тоже, как и все, хотел стать летчиком. Так радовался, когда отец подарил мне первый пластмассовый самолетик. В подростковом возрасте читал много литературы о летчиках. Особое впечатление произвела "Повесть о настоящем человека" Бориса Полевого. В итоге я смог сохранить свою мечту до того момента, когда нужно было выбирать жизненный путь, и поступил в летное училище.
- Где проходили обучение?
- Я поставил себе планку: получить только высшее летное образование. В то время это можно было сделать только в двух городах СССР: в Актюбинске (Казахстан) и Кировограде (Украина). Мой выбор пал на Актюбинск. Конечно, сначала было трудно, после морского климата привыкнуть к степям Казахстана не просто. Но за 4 года я привык. Тем более, учеба была очень интересной. Самые яркие воспоминания - прыжки с парашютом, первый учебный и первый самостоятельный полет, когда инструктор остается на земле и два курсанта, вчерашних школьника, управляют воздушным судном. Впечатления неизгладимые.
- Сколько лет вы в профессии? Сколько часов налетали?
- Я отработал 28 лет, налетал 13 тысяч часов. Но это не такая большая цифра, наши ветераны авиации налетали значительно больше меня.
- Помните свой первый рейс? Куда летели? Какие чувства испытывали?
- Конечно. Такое не забывается. Это было 6 января 1986 года, я и мой первый инструктор Вячеслав Иванович Журавлев летели на ЯК-40 из Владивостока в Благовещенск с посадкой в Хабаровске. Было очень интересно и волнительно. Ведь учебные полеты проходят без пассажиров, а тогда у меня за спиной были 32 человека. К тому же хотелось показать свою выучку и не ударить в грязь лицом перед опытным командиром.
- За то время, что вы в профессии, какой самый необычный случай произошел на борту вашего самолета?
- Это случилось на воздушном судне авиакомпании "Владивосток Авиа" Airbus A330. Мы летели в Москву. Я дважды выходил в пассажирский салон и заметил женщину, которая стояла возле своего кресла. Я подошел поинтересоваться, что случилось, и увидел, что на ее месте лежал огромный кот весом больше 15 кг. Его хвост свисал в проходе, а голова лежала на коленях пассажира соседнего кресла. Женщина с гордостью рассказала, что везет гиганта на выставку. Так она и простояла весь полет.
- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий пилот?
- Выдержкой и хладнокровием. Это самое важное.
- Полет воздушного судна делится на несколько этапов. Какие моменты самые напряженные?
- Думаю, посадка. Ведь одинаковых посадок не бывает. На этот процесс влияет много факторов: скорость и направление ветра, температура воздуха и т.д.
- Испытываете ли вы волнение каждый раз перед полетом? Если да, оно помогает или мешает сконцентрироваться?
- Когда пилот не будет испытывать волнения перед взлетом или посадкой, ему надо уходить из профессии. Бывает, становятся влажными ладони. Медики утверждают, что у каждого пилота на взлете и посадке учащается пульс, увеличивается давление. От этого никуда не деться. Это нормальная реакция организма, которая помогает сконцентрироваться на особо важных этапах полета.
- Если на борту самолета, которым вы управляете, находится ваша семья, сильнее переживаете?
- Когда управляю самолетом, где находится моя семья, испытываю юношескую гордость. Это очень приятно. Моя жена и старший сын летали на моих самолетах в качестве пассажиров неоднократно. Они остались довольны и, как мне кажется, даже начали относиться ко мне по-другому: больше зауважали (смеется).
- Почему командир воздушного судна обращается к пассажирам во время взлета и посадки?
- Во-первых, пассажиры должны чувствовать, что экипаж не просто управляет самолетом, но и выполняет работу для них. И пилоты, и бортпроводники - все работают на пассажиров, чтобы обеспечить максимальный комфорт. Во-вторых, конечно же, некоторые люди волнуются. И если они слышат спокойный уверенный голос командира, это снимает напряженность.
- О чем думает пилот на высоте несколько тысяч метров над землей?
- О разном. Нельзя сказать, что он думает только о том, как бы быстрее долететь. У пилотов обыкновенная жизнь, обыкновенная работа. И мысли, как и у всех, о себе, о семье, о чем угодно.
- Каждый полет уникален, или это привычное дело?
- Привычка недопустима. Если человек начинает относиться к профессии, как к рутине, нужно задуматься, а тем ли он занимается. Можно летать по одному и тому же маршруту много месяцев, но абсолютно одинаковых полетов не будет.
- Обычно пассажиры во время полета успевают почитать книги, посмотреть фильмы, обсудить какие-то вопросы. Насколько быстро проходит время полета для вас?
- Несмотря на то, что произошла большая автоматизация и компьютеризация полета, работы у пилота много. Постоянный контроль, ведение радиосвязи, настройка различных навигационных средств.
- У российских пассажиров есть традиция: хлопать в ладоши при удачной и мягкой посадке. Слышит ли пилот аплодисменты? Что они для вас значат?
- Звукоизоляция кабины пилотов не позволяет слышать аплодисменты. Но, в любом случае, мне об этом после полета с удовольствием рассказывают бортпроводники. Конечно, чертовски приятно. Это доказывает, что ты не зря выбрал эту профессию.
- Классифицируют ли летчики самолеты, как автомобили: тип, удобства и т.д.? Вам какие самолеты нравятся?
- Летчики делят самолеты, в первую очередь, по уровню оборудования. Я освоил много типов воздушных судов, сейчас летаю на Airbus A319. Влюбился в этот самолет. Это шедевр: большая автоматизация, все сделано для точности навигации и для безопасности.
- Пилот - это мужская или женская профессия?
- Мужская. Это мое личное мнение.
- У вас есть какие-нибудь профессиональные приметы?
- Бога, конечно, нет, но наказать может. Если возвращаюсь за чем-то забытым, обязательно посмотрю в зеркало.
- За годы работы пилотом вы, наверняка, побывали в разных городах и странах. Какие запомнились вам больше всего?
- Есть старый добрый анекдот на эту тему. Папа-летчик вернулся из Парижа, дочь расспрашивает, как там. Он ей отвечает: "Замечательно. Полоса 4 тысячи метров, освещение отличное, диспетчеры работают хорошо". Так и в жизни. Мы прилетаем, стоим час-два и вылетаем обратно. Но в этом плане мне помогла учеба.
- Работа пилота отнимает много времени. Получается, семья для тех, кто в небе, уходит на второй план?
- Работа, конечно, отнимает уйму времени. Но семья всегда на первом месте. Если у человека есть любимая работа и любимая семья, жизнь удалась.
- Насколько сегодня престижна профессия пилота?
- Что бы там ни говорили, престижность любой профессии измеряется зарплатой. В 80-90-ее года похвастаться было нечем. Сейчас зарплата пилота выросла и престижность тоже. Кто только не хочет стать пилотом!
- В какое время суток вам больше нравится летать: днем или ночью?
- Днем интереснее, шире обзор. Ночью хорошо летать в большие европейские или азиатские города, где не жалеют электричества (улыбается).
- Сколько полетов в день совершает пилот?
- Есть определенные саннормы. Разрешается работать до 12 часов. В это время обычно укладывается один или два полета.
- Если долго не летаете, например, находитесь в отпуске, тянет в небо, или от такой необыкновенной работы тоже накапливается усталость?
- В небо тянет всегда. Если человек выбрал для себя профессию летчика, то без работы, как и без семьи, жизнь не имеет смысла.
- Пилотом нужно родиться или можно стать?
- По статистике на Земле только 5% населения способны управлять самолетом. Сначала нужно попасть в эти 5%, а потом научиться.
- 17 августа в России будут отмечать День Воздушного Флота. Что бы хотели пожелать своим коллегам по отрасли?
- Мягких посадок....
Авторские права на данный материал принадлежат «PrimaMedia». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции