Воздушно-космическая оборона
18 августа 2014, 10:20
Передел в небе
Индия, Китай, Россия наращивают авиационные группировки, в то же время военно-воздушным силам Европы и Северной Америки не хватает средств
Возможности быстрого реагирования ВВС стран мира на сложившуюся обстановку в 2013 г. подтвердились при выполнении различных боевых задач - от участия в вооруженном конфликте в Мали до переброски гуманитарной помощи пострадавшим от наводнения на Филиппинах.
В ходе операции в Мали, которая началась в январе 2013 г., поддержку военно-воздушным силам Франции оказывали самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У), заправщики, военно-транспортные самолеты (ВТС) различных европейских государств и США. Это сотрудничество в определенной мере является показательным и наглядно демонстрирует высокий уровень слаженности, которого можно достичь за относительно небольшой промежуток времени. Вероятно, подобного взаимодействия предстоит добиваться и ВВС государств - участников международных сил содействия безопасности ISAF (International Security Assistance Force) в Афганистане для оказания действенной поддержки правительству страны после вывода основного воинского контингента в конце этого года. Одновременно ВВС Афганистана оснащаются новой техникой, в частности в феврале 2013-го принято решение передать им 20 турбовинтовых учебно-боевых самолетов (УБС) EMB-314 "Супер Тукано" (Super Tucano) производства американской компании "Сьерра-Невада" (Sierra Nevada) и бразильской "Эмбраер" (Embraer). Наращиваются возможности военно-транспортной авиации (ВТА) Афганистана, в состав которой были введены ВТС С-27A производства "Аления Норт-Америка" (Alenia North America) и C-130H компании "Локхид Мартин" (Lockheed Martin).
Несмотря на секвестр
В Соединенных Штатах секвестрирование оборонного бюджета, одобренное конгрессом, может оказать на ВВС страны крайне негативное влияние в долгосрочной перспективе. С целью экономии денежных средств рассматривается возможность вывода из состава военно-воздушных сил целых типов техники. Как в прошлом, так и в текущем году американскими законодателями неоднократно обсуждалась возможность сокращения всех штурмовиков A-10 производства "Фэйрчайлд Репаблик" (Fairchild-Republic) в связи с тем, что их эффективность при выполнении боевых задач в Афганистане была относительно невысокой. Однако несмотря на постоянно возникающие предложения о секвестре, американские ВВС по-прежнему численно превосходят аналогичные силы любого потенциального противника.
Вместе с тем отрыв постоянно сокращается. В частности, общее количество самолетов в военно-воздушных силах стран Азиатско-Тихоокеанского региона на данный момент примерно на 800 единиц меньше, чем в строю ВВС США.
В текущем году американские военные получили последние заказанные ВТС C-17 производства "Боинга" (Boeing). Пять таких самолетов переданы военно-воздушным силам Индии. Ожидается, что завод компании "Боинг" в Лонг-Бич (Калифорния) прекратит сборку С-17 в 2015 г.
Несмотря на значительное сокращение оборонных расходов многих стран мира, из состава всех национальных ВВС было выведено относительно небольшое количество авиатехники - всего около 75 единиц. По данным справочника "Уорлд эйр форсез-2014" (World Air Forces 2014 г.) компании "Флайт Глоубал" (Flight Global), всего на данный момент в строю находится более 63 тыс. машин различного назначения. Из них 50,7 тысячи составляют боевые и специальные самолеты, заправщики и транспортники, боевые вертолеты и учебно-тренировочные самолеты (УТС). Около 5300 единиц включены в состав оплаченных контрактов и будут переданы в ВВС в ближайшее время. Ожидается приобретение еще примерно 6800 машин.
На Северную Америку из общего мирового парка военных самолетов приходится около 14,1 тыс. В то же время в каждой из отдельных категорий летательных аппаратов этот регион располагает относительно небольшим количеством авиатехники.
Рост количества авиатехники по сравнению с 2013 годом наблюдался, таким образом, в Северной Америке, АТР, Латинской Америке, России и странах Содружества Независимых Государств. Напротив, сокращение парка произошло в Европе, Африке, странах Ближнего Востока. Например, ВВС Германии вывели из своего состава самолеты F-4 "Фантом" производства "Макдоннелл Дуглас" (McDonnell Douglas). Франция распрощалась с истребителями "Мираж-F1" (Mirage F1), выпускавшимися авиакомпанией "Дассо" (Dassault). Великобритания сократила парк ВТС за счет C-130K компании "Локхид Мартин" (Lockheed Martin) и VC10 производства "Виккерс" (Vickers).
Потери и приобретения
Внутренние конфликты в странах Ближнего Востока привели к потерям в военно-воздушных силах региона и соответственно к существенному их сокращению. Согласно оценочным данным парк ВВС охваченной гражданской войной Сирии сократился с 715 до 473 машин. Уменьшение количества авиатехники в строю произошло и в нестабильном Египте, в частности из строя было выведено 105 устаревших истребителей F-6 и F-7 производства КНР. В определенной мере Израиль, который проводит активные воздушные операции с участием боевых самолетов и беспилотных летательных аппаратов в районе Синая и границы с Сирией, может сократить столь существенный спад. В настоящее время страна ведет переговоры с США по вопросу приобретения новейших малозаметных истребителей 5-го поколения F-35 "Лайтнинг-2" (Lightning II). Израиль может также в недалеком будущем приобрести значительное количество авиатехники с целью противостояния Ирану. В настоящее время в США проходят обучение израильские экипажи ВТС С-130J. Именно Израиль намерен стать первым международным оператором конвертоплана V-22 "Оспри" (Osprey) производства компаний "Белл" (Bell) и "Боинг". Согласно заявлению министра обороны США Чака Хейгела в эту ближневосточную страну будет поставлено шесть конвертопланов V-22.
Что касается региона АТР, то здесь рост количества авиатехники, вероятно, вызван программой модернизации ВВС Индии. Военно-воздушные силы страны ввели в строй ВТС С-17, 20 УТС PC-7 Mk II производства компании "Пилатус" (Pilatus) и три морских патрульных и противолодочных самолета P-8I "Посейдон" (Poseidon).
В состав ВВС Индонезии были включены УТС G120TP, а также Т-50 производства "Кориа аэроспейс индастриз" (Korea Aerospace Industries - KAI).
ВВС Китая также усиливаются. Были проведены летные испытания ВТС Y-20 "Сянь" (Xian), увеличилось количество испытательных полетов с палубы авианосца "Ляонин" морских истребителей "Цзянь-15" (J-15).
Старый Свет сокращает закупки
Крупнейшая в мире программа по созданию малозаметного истребителя пятого поколения F-35 "Лайтнинг-2" развивается достаточно успешно. После года стендовых испытаний самолет F-35C (версия с коротким взлетом и посадкой) успешно взлетел с палубы универсального десантного корабля "Уосп" LHD-1 (USS Wasp). С истребителей семейства F-35 были также проведены стрельбы ракетными боеприпасами. Относительно недавно компания "Локхид Мартин" получила от Пентагона новые заказы на производство этих самолетов. Республика Корея, в частности, приняла решение закупить от 40 до 60 F-35. Вместе с тем ряд стран отказывается от приобретения этих самолетов. Например, Нидерланды приняли решение сократить число планируемых к закупке F-35 с 85 до 37 машин, а Италия - с 90 до 45.
Европейский истребитель "Тайфун", в создании которого принимает участие ряд государств Западной Европы, испытывает определенные сложности на международном рынке вооружений. Вместе с тем разработчик самолета - компания "БАЕ Системз" (BAE Systems) возобновила поставки самолетов в Саудовскую Аравию, в составе ВВС которой находятся 32 из 72 заказанных истребителей. Были проведены летные испытания третьей производственной серии (Tranche 3) "Тайфуна".
Начались поставки ВТС A400M производства компании "Эрбас" (Airbus). В настоящее время два самолета переданы ВВС Франции, до конца года ожидается начало поставок военно-воздушным силам Турции. Однако Испания сократила заказы на A400M с 27 до 14 машин.
Определенные проблемы проявляются и в секторе боевых вертолетов. Франция и Германия подписали соглашение с "NH индастриз" (NH Industries) и компанией "Эрбас хеликоптерс" (Airbus Helicopters) о сокращении объема заказов на боевой вертолет "Тайгер" (Tiger) и NH90....
Авторские права на данный материал принадлежат «Воздушно-космическая оборона». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции