Коммерсантъ - Волгоград
19 августа 2014, 08:58
Россия еще полетает на чужих
Объявленное правительством РФ импортозамещение комплектующих западного и украинского производства в авиапроме возможно только в одном варианте - через глубокую кооперацию именно с западными партнерами
Самой теме импортозамещения была посвящена только одна конференция "Производственная кооперация авиастроительных корпораций - вызовы времени", хотя о "вызовах времени" и реакции авиапрома в кулуарах говорили практически все участники форума.
"В последние несколько месяцев появились вызовы, на которые мы должны отреагировать. В первую очередь, возникли вопросы по поставкам с Украины, начинаются проблемы с поставками комплектующих из других стран. Но пока задачи решаются точечно, хотя надо смотреть на перспективу и, исходя из этого, вырабатывать государственную политику", - сказал замдиректора департамента авиапрома Минпромторга РФ Сергей Фоминых.
Напомним, то, что называют вызовами времени, - это и начало санкционной войны, и осложнение отношений с Украиной, на территории которой целый ряд предприятий связан с российским авиапромом. Так с ГП "Антонов" в России связан целый ряд проектов - производство самолетов Ан‑148 (ВАСО, Воронеж), Ан‑140 ("Авиакор", Самара), проект возобновления производства самолета Ан‑124 "Руслан" новой генерации, техническое сопровождение работающих в России "Русланов", а также других самолетов линейки "Антонов". Кроме того, запорожский завод "Мотор Сич" поставляет двигатели для всех эксплуатирующихся в России самолетов линейки "Ан", самолетов Як‑40, Як‑42, Ан‑12, Бе‑12, Бе‑200, а также авиадвигатели для практически всех гражданских вертолетов российского производства. Еще в апреле госконцерн "Укроборонпром" "временно приостановил все отгрузки" в Россию продукции двойного назначения. В июне президент Украины Петр Порошенко распорядился полностью прекратить сотрудничество с Россией в сфере ВПК.
Как признают участники форума, "никто не исключает, что в дальнейшем санкции Запада могут коснуться поставок авиадвигателей и авионики". Первой всерьез пострадала от западных санкций авиакомпания "Добролет", 100‑процентная "дочка" "Аэрофлота", у которой были аннулированы договоры лизинга самолетов Boeing-737-800. В конце мая Владимир Путин на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме объявил курс России на импортозамещение.
Между тем четкой программы, как, в каких направлениях и в какие сроки будет происходить импортозамещение в гражданском авиастроении, нет. Эксперты сомневаются в способности российских предприятий в короткие сроки (2-3 года) обеспечить замещение иностранных комплектующих, особенно - авионики и двигателей. "Эти сроки и требования касаются только военной техники", - говорит глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. В ОАК отмечают, что по каждому типу воздушных судов должны быть свои подходы. Так, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов считает, что заменой западным среднемагистральным самолетам является глубоко модернизированный Ту‑204 СМ, к серийному выпуску которого готов ульяновский завод "Авиастар-СП", и надо, чтобы государство оказало содействие в закупках авиакомпаниями самолетов, которые полностью отвечают всем современным требованиям ИКАО "и являются воплощением даже более передовой авиационной конструкторской мысли, чем аналогичные самолеты западного производства", "но при этом в них не более 1 % иностранных комплектующих". В то же время SSJ‑100, как отмечает гендиректор ООО "ОАК-закупки" Юрий Ушаков, в большей части состоит из комплектующих западного производства, в аналогичной ситуации находится создаваемый МС‑21. "В гражданской авиатехнике мы пока не имеем больших проблем, санкции ее, к счастью, не коснулись, но готовиться к такому варианту все равно нужно", - заметил господин Ушаков. Он также выразил надежду, что поставки авиадвигателей с АО "Мотор Сич" сохранятся в прежних объемах и никак не повлияют ни на работу авиакомпаний, ни на развитие проекта Ан‑148. В возможности продолжения проекта Ан‑140 господин Ушаков не уверен и отмечает, что "на сегодня проект не нашел поддержки". В то же время перспективы импортозамещения авионики он видит в переориентации на юго-восток и ее создании в кооперации с Китаем.
Между тем директор по закупкам корпорации "Иркут" Олег Нестеров заявил, что решение проблемы импортозамещения западных комплектующих возможно только через кооперацию с западными поставщиками-производителями: "Продукт (для финальной сборки перспективных самолетов. - "Ъ") можно брать только тот, который способен конкурировать на международном рынке. Поэтому революции и расторжения заключенных контрактов за западными партнерами и срочного подписания контрактов с российскими поставщиками не будет. Мы идем другим путем, эволюционным: привозим технологии, делаем так, чтобы наши западные партнеры сотрудничали с российскими поставщиками и создавали производства на территории России".
Эволюционный вариант признает и господин Фоминых, отмечающий, что "для выхода на мировой рынок необходима конкурентоспособность", а это невозможно без кооперации с западными партнерами, но "это работа далеко не одного года". При этом господин Фоминых надеется, что западные партнеры не откажутся от сотрудничества, направленного в перспективе на импортозамещение, "чему свидетельство - кооперация с Airbus".
Олег Пантелеев считает, что западные компании не откажутся фактического участия в процессе импортозамещения. "Российский рынок на самом деле - это около 900 магистральных и региональных самолетов, работающих на внутренний и международный рынок. Это слишком большая потенциальная прибыль, слишком большой кусок пирога, чтобы наши зарубежные партнеры от него отказались. Должны произойти очень серьезные и негативные события, чтобы Запад перекрыл нам доступ к свои технологиям в сфере гражданской авиации", - сказал эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Волгоград». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции