Коммерсантъ
22 августа 2014, 08:26
Авиабилеты берегут от керосина
Рост цен на нефтепродукты на розничном рынке обеспокоил правительство. Первой отреагировала Росавиация, заявившая, что цены на авиакеросин выросли на 6-7%, что может привести к росту цен на авиабилеты
Росавиация вчера сообщила, что в июне--августе в 30 аэропортах Поволжья, Сибири и южных регионов зафиксирован значительный рост стоимости авиакеросина. Его цена за тонну в среднем выросла на 6-7% (от 1 тыс. до 4 тыс. руб.). "Необоснованные действия предприятий по топливообеспечению ведут к подрыву экономической деятельности авиаперевозчиков, в первую очередь уже находящихся под введенными санкциями со стороны западных государств (пока под санкции попал лишь "Добролет".- "Ъ")",- заявляют в Росавиации. В ведомстве полагают, что ситуация может отразиться на стоимости билетов, а также снизит темпы роста перевозок на региональных маршрутах.
Как говорят в Росавиации, ведущие авиакомпании уже обратились с просьбой принять экстренные меры господдержки отрасли. Официально эту позицию из крупных компаний пока поддержала "Трансаэро", заявившая, что "необоснованный рост цен на авиакеросин может оказать самое негативное влияние на деятельность перевозчиков". В среднем долю топлива в затратах авиакомпаний можно оценить в 35-40%, говорят собеседники "Ъ" на рынке. В "Аэрофлоте" и "Сибири" (работает под брендом S7) "Ъ" заявили, что господдержки не просили. Но в "Сибири" отмечают рост цен на авиакеросин на 3% "в нетипичный период".
Источник "Ъ" в "Аэрофлоте" говорит, что у компании есть две системы закупок керосина. В 33 из 53 аэропортов компания получает топливо по годовым контрактам, привязанным к мировым рынкам нефтепродуктов и курсу доллара, и здесь в апреле--августе прошло снижение цен на 3-4%. В аэропортах с ценообразованием по тарифам центра регистрации тарифов при Торгово-клиринговой палате (20 пунктов, доля в закупках компании - около 25%) за последние пять месяцев "фиксируются колебания в пределах 10%": снижение цен в мае--июне с последующим ростом в июле. Больше всего проблем в аэропортах с одним ТЗК, особенно в принадлежащих ЛУКОЙЛу (в Самаре, Сургуте, Сыктывкаре и Тюмени), отмечает собеседник "Ъ".
В нефтекомпаниях претензии Росавиации отвергают. "Выводы Росавиации о необоснованном росте цен ошибочны, так как основаны на сравнении цен, устанавливаемых для разовых заправок компаний, которые не заключают долгосрочные контракты",- говорят в "Роснефти" (владеет ТЗК в 12 аэропортах). Долю спотовых заправок в компании оценили в 3-10% от общего объема. "Цены по долгосрочным контрактам привязаны к рыночным индикаторам и из-за высокой конкуренции имеют ежегодную тенденцию к снижению",- говорят в "Роснефти". В "Газпромнефть-Аэро" также заявили, что цены "формируются в соответствии с основными рыночными тенденциями и традиционно находятся в нижнем сегменте рынка, а основной объем продаж приходится на долгосрочные формульные контракты". В ЛУКОЙЛе от комментариев отказались.
Но, как уже писал "Ъ", рост коснулся цен и на другие нефтепродукты. Так, по данным Росстата, розничные цены на автобензин на прошлой неделе выросли на 0,2% (до этого две недели росли по 0,3%); на дизтопливо - на 0,1%. Это происходит из-за пиков оптовых цен в июле (см. "Ъ" от 19 августа).Такое положение уже вызвало беспокойство правительства: по данным "Ъ", цены обсуждались в среду на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Как говорят источники "Ъ", в Минэнерго ситуацию в целом считают стабильной. "Никаких особенно резких заявлений на совещании не было, ситуация рабочая",- говорит один из них. Однако в ФАС ее оценивают более критично из-за высоких цен в опте. Как заявил "Ъ" начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин, сейчас служба не видит серьезного роста цен при реализации авиакеросина нефтекомпаниями. "Что касается услуг по заправке самолетов и стоимости авиакеросина на ТЗК, то сейчас мы анализируем ситуацию",- добавил он.
Источники "Ъ" на рынке говорят, что ситуация с авиакеросином стабильна. По данным ИАЦ "Кортес", с начала года он подорожал только на 0,2% в оптовом сегменте. Биржевые цены на керосин по сравнению с концом августа 2013 года увеличились с 31 тыс. руб. за тонну до 32,5 тыс. руб. Максим Назаров из Reuters согласен, что колебания цен на авиакеросин не особо отличаются от рынка других нефтепродуктов, на рынке не видят резких и необоснованных изменений с учетом летнего пика авиаперевозок. Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко считает, что нынешнее подорожание вряд ли заметно скажется на пассажирах: глубина продаж билетов сейчас составляет минимум три недели, "к тому же в сентябре с окончанием высокого сезона упадет спрос на керосин"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции