О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вне рынка, вне конкуренции?

Red Wings имеет шанс стать нерыночным игроком: эксплуатировать парк самолетов исключительно российского производства, зависеть от господдержки и получать установленную минимальную маржу

Авиакомпания Red Wings имеет все шансы стать первым нерыночным игроком на российском рынке. Предполагается, что она будет эксплуатировать парк самолетов исключительно российского производства, зависеть от господдержки и получать установленную минимальную норму рентабельности. В руководстве авиакомпании к такому вектору развития готовы.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь на "Международном авиатранспортном форуме", прошедшем в Ульяновске, озвучил позицию ведомства о том, что России нужна авиакомпания, которая будет оперировать парком воздушных судов исключительно российского производства. Он отметил, что эта мера позволит обеспечить транспортную безопасность государства, позволит увеличить серийность производства воздушных судов и эффективно справляться с "детскими болезнями" новой продукции российского авиапрома.

Первым шагом, который позволит сформировать такую авиакомпанию, в ведомстве называют достройку на заводе "Авиастар-СП" 11 самолетов Ту-204 и Ту-204СМ, которые находятся в разных стадиях производства. Как ожидается, они будут переданы этой авиакомпании на льготных условиях в 2014-2016 годах. К этому парку будут добавлены десять самолетов Sukhoi Superjet 100: как отмечают источники на рынке, руководство "Объединенной авиастроительной корпорации" заявило о готовности поставить первые пять машин в кратчайшие сроки. Флот будет дополнен региональными воздушными судами. Кроме того, авиакомпания станет "площадкой для лидерной эксплуатации и вывода на рынок в будущем самолетов МС-21". Замминистра не ответил на вопрос об источниках финансирования процесса, но можно с уверенностью сказать, что по большей части это будут бюджетные средства.

В правительстве пока не говорят открытым текстом, на базе какой авиакомпании будет развиваться этот процесс, но участники рынка уверены, что это секрет Полишинеля. "Все это будет в рамках Red Wings, кроме них Ту-204 никто не эксплуатирует", - полагает руководитель завода "Авиастар-СП" Сергей Дементьев. В руководстве авиакомпании также считают, что вопрос уже решен, и готовятся к работе в новой, внерыночной бизнес-модели.

Руководство Red Wings признает, что основную свою маржинальность перевозчик получает за счет государственных субсидий на полеты в Крым и Калининград. В компании также говорят, что озвучиваемая сегодня цена Ту-204СМ, их неподтвержденная остаточная стоимость, а значит - высокие лизинговые ставки, и топливная неэффективность в сравнении с аналогичными самолетами Boeing и Airbus закономерно отбивают интерес коммерческих авиакомпаний. Однако при условии получения самолетов по низкой стоимости, к примеру - за счет крупной госсубсидии, эти воздушные суда могут хотя бы не приносить авиаперевозчику убытков. Сейчас себестоимость одной машины составляет около 2 млрд рублей, и снизить ее нужно не менее чем в 1,5 раза, полагают собеседники "АвиаПорта".

Компания готова вводить в эксплуатацию и другие воздушные суда российского производства, начиная от близкого к воплощению МС-21 и заканчивая пока гипотетическим Ил-114. В руководстве Red Wings отмечают, что специалисты компании смогут эффективно эксплуатировать воздушные суда при условии наличия подходящих маршрутов. И при таком раскладе даже готовы взять на себя обязательства по первоначальной "обкатке" новой техники с полным осознанием, что выносить сор из избы, как "Аэрофлот" при обкатке "Суперджетов", она не сможет.

Red Wings согласна выполнить задачу, поставленную государством, но при соблюдении ряда встречных условий. В коротком списке значатся господдержка покупки воздушных судов, назначение на подходящие маршруты, гарантия остаточной стоимости отечественной техники и целевые субсидии на перевозку. В самой компании говорят, что таким образом получится обеспечить минимальный уровень маржинальности, сравнимый с прибылью от перевозок, к примеру, в Турцию: на большее перевозчик не претендует.

Нужно отметить, что руководство компании прекрасно понимает, что судьба авиакомпании с момента начала такого сотрудничества с государством будет зависеть вовсе не от умелого менеджмента, а от воли чиновников и размера бюджетных вливаний. В правительственных кабинетах такую схему совместной работы поддержать готовы, и пытаются определиться с механизмами субсидирования перевозчика. Одним из способов рассматривается прямая господдержка для авиакомпаний, которые эксплуатируют российскую технику. Но это явно прямо противоречит нормам Всемирной торговой организации, на открытый конфликт с которой в правительстве пойти пока не готовы. "Мы не были большими сторонниками вступления в ВТО, - отметил Ю.Слюсарь. - Но мы будем принимать меры, которые укладываются в возможности ВТО". Он отметил, что формальных нарушений международных правил Россия себе позволить не может, но воспользуется любой возможностью, которая не запрещена правилами организации: стимулирование ввоза сырья и комплектующих и установление пошлин на ввоз готовой продукции, запрет на покупку зарубежной техники за счет бюджетных средств и других.

Тем временем в Минтрансе уже продумали механизм поддержки, который нормам ВТО формально не противоречит. Пока он касается только полетов в Крым. В ведомстве предлагают внести изменения в правила предоставления субсидий на полеты в Симферополь: новым условием станет зависимость величины субсидии от количества кресел, которые будут предлагаться по спецтарифу. Так перевозчик, предлагающий до 19 кресел на маршруте Казань - Симферополь - Казань по цене 2200 рублей, получит такую же сумму из госбюджета. Если количество кресел по спецтарифу будет от 20 до 39 мест, к размеру субсидии будет применен коэффициент 1,1, при квоте 40-59 мест коэффициент вырастет до 1,5. При количестве же кресел по спецтарифу более 60 размер субсидии достигнет 2,0. Пока эта мера находится на согласовании в правительстве, ожидается, что документ будет подписан не ранее ноября.

Впрочем, насколько актуальным станет беспокойство по поводу ВТО уже в самом ближайшем будущем, сейчас спрогнозировать непросто. В кулуарах прямо говорится о том, что Россия рада бы выйти из ВТО, с участием в организации связывается и снижение темпов роста ВВП. А в партии КПРФ уже даже подготовили законопроект о денонсации протокола о присоединении к ВТО: на рассмотрении нижней палаты парламента он окажется уже в начале осенней сессии....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка