Интерфакс
28 августа 2014, 08:37
Ставка на взлет
Проект пассажирского самолета нового поколения МС-21 обеспечили госгарантиями на $400 млн. Первый летный образец машины обещают построить к концу 2015 года
Корпорация "Иркут" получила госгарантии на инвестиционный проект "Ближне-средний магистральный самолет МС-21". Согласно распоряжению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева государственные гарантии предоставляются на сумму до $400 млн, они обеспечат обязательство корпорации по кредиту в ОАО "Сбербанк РФ" на аналогичную сумму сроком на 10 лет в рамках генерального соглашения об открытии невозобновляемой рамочной кредитной линии на сумму более $1 млрд.
Ранее Медведев подписал постановление, которое изменило правила предоставления госгарантий РФ по облигационным займам ОАО "ОПК "Оборонпром" на финансирование создания перспективных двигателей для гражданской авиации. Эти изменения позволят упорядочить административные процедуры и сократить временные издержки.
"Государственная поддержка позволит уменьшить финансовую нагрузку ОАО "ОПК "Оборонпром" для привлечения средств из внешних источников на инвестиционные проекты по созданию перспективных двигателей и своевременно подготовить их для проведения программы летных испытаний на опытном образце нового магистрального самолета МС-21", - говорится в сообщении на сайте правительства РФ.
Общая стоимость инвестиционного проекта по созданию самолета, по информации пресс-службы правительства РФ, составляет $3,9 млрд. Это основной перспективный проект авиационной промышленности РФ в сегменте гражданской авиации.
Президент корпорации "Иркут" Олег Демченко сообщил, что на базе МС-21 в будущем создадут семейство среднемагистральных самолетов.
"Базовой будет "трехсотка" (МС-21-300)- это 180 мест и выше, до 200 мест. Потом будет "двухсотка" (МС-21-200) - это 150 мест. Ну и третий вариант - "четырехсотка" (МС-21-400). Мы пока не определились по этому проекту окончательно, это должен быть двухпроходный или однопроходный самолет", - сказал он на "Фарнборо-2014". Демченко добавил, что в качестве базового был выбран МС-21-300, потому что "трехсотка" - это самый востребованный авиакомпаниями самолет, у него самый насыщенный рынок
Строительство МС-21 финансируется в рамках программы развития отечественного авиастроения. Согласно утвержденному плану реализации госпрограммы "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы" в 2014-2016 годах создание опытного образца и первый полет магистрального самолета планируется осуществить в 2016 году.
Проект МС-21 входит во второй этап госпрограммы, рассчитанный на 2016-2020 годы. Лайнер должен сменить Ту-154 и аналогичные ближне- и среднемагистральные пассажирские самолеты. При этом в случае неудачи с этим проектом, отрасль по прогнозам Минпромторга, потерять половину всей выручки.
В ведомстве отмечают, что выкатка российского среднемагистрального самолета намечена на конец 2015 года.
"Мы жестко пытаемся остаться в графике - соответственно, в конце 2015 года летный образец построить. Это является целью нашего госконтракта. То есть, по большому счету, выкатка самолета МС-21 - это конец 2015 года", - сообщил журналистам на авиасалоне "Фарнборо-2014" замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь.
Он добавил, что в Минпромторге надеются, на своевременную поставку опытных образцов двигателей для МС-21 со стороны американской компании Pratt & Whitney. Тогда все испытания начнутся в запланированные сроки.
"У нас есть очень большая программа с компанией Pratt & Whitney. Мы очень надеемся, что она пересмотрена не будет. Недавно Госдеп подал экспортную лицензию на наиболее чувствительную часть двигателя FADEC (цифровая система управления - ИФ). Поэтому мы надеемся, что опытные двигатели будут в срок нам поставлены и мы их подвесим к самолету", - отметил замминистра.
Стоит отметить, что единственным исполнителем госзаказов на разработку и сертификацию самолетов семейства МС-21 определена корпорация "Иркут", которая входит в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). При этом к созданию отечественного лайнера подключились и другие российские корпорации и компании.
Генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Владислав Масалов сообщил, что летные испытания перспективного двигателя ПД-14 для МС-21 начнутся во втором квартале 2015 года.
"Летающая лаборатория выбрана. Самолет мы подобрали совместно с ЛИИ имени Громова, и ведется работа по выпуску документации привязки мотора к летающей лаборатории. А первые испытательные полеты намечены на второй квартал 2015 года", - сказал Масалов "Интерфаксу-АВН" на международном авиасалоне "Фарнборо-2014".
Кроме того, по его данным, уже в 2014 году изготовят материальную часть четвертого, пятого и шестого опытных двигателей, а первые стендовые сертификационные испытания состоятся в сентябре.
"При испытаниях газогенератора были определены сложности по турбине высокого давления в части сопловых лопаток. ОАО "Авиадвигатель" совместно с ВИАМ разрабатывает программу улучшения этого узла. Она должна быть реализована к сентябрю", - подчеркнул гендиректор ОДК.
Он добавил, что заложенные в четвертый двигатель технические характеристики конкурентны и достижимы. "Остальное покажут испытания", - отметил Масалов.
Другие предприятия дивизиона ОДК ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (УМПО) и НПП "Мотор" в августе завершили создание первого моноколеса ротора компрессора высокого давления (РКВД) пятой ступени двигателя ПД-14. По данным пресс-службы УМПО, в течение 2014-2015 годов компаниям предстоит изготовить еще два моноколеса РКВД первой и второй ступеней.
Силовой элемент для хвостового оперения МС-21 представил на выставке "Оборонэкспо-2014" в Жуковском холдинг "РТ-Химкомпозит", также в кооперации по производству самолета участвует ЗАО "Авиастар-СП".
Холдинг "Авиационное оборудование" в свою очередь неоднократно заявлял о намерениях поучаствовать в создании МС-21.
"МС-21 - это один из тех проектов, в которые мы должны попасть. В первую волну поставщиков мы не попали, потому что не смогли предложить системных решений, за исключением замков и гидроцилиндров для шасси, которые производят наши предприятия. По остальным системам мы ведем работу, чтобы создать конкурентоспособный продукт, который мы сможем предложить корпорации "Иркут" и стать их поставщиком", - сообщил "Интерфаксу-АВН" на форуме "Технологии в машиностроении" директор холдинга Максим Кузюк.
Ранее пресс-служба "Авиационного оборудования" сообщала, что до конца 2015 года холдинг планирует завершить опытно-конструкторские работы по созданию четырех уникальных авиационных систем для МС-21.
"Работы по разработке нового оборудования холдинг проведет в рамках контракта с министерством промышленности и торговли РФ, заключенного по результатам конкурса, проведенного Минпромторгом. Общий объем инвестиций составит 610 млн рублей, из которых 120 млн рублей - внебюджетные средства", - говорится в сообщении, пресс-службы холдинга
По условиям контракта, холдинг "Авиационное оборудование" разрабатывает уникальную систему пожарной защиты повышенной надежности. Ее вес должен быть на 20% меньше аналогов, в частности, за счет огнетушителей. Систему, возможно, установят и на другом российском самолете Sukhoi Superjet 100.
"Авиационное оборудование" также создаст для МС-21 и SSJ100 аварийную кислородную систему, которая будет снабжать экипаж самолета кислородом при аварийной разгерметизации кабины на высоте до 12 тыс. 500 метров и защищать от дыма и токсичных газов. Кроме того, в холдинге разработают систему нейтрального газа, который будет защищать топливные баки самолета от взрыва путем их наддува, а также комплект приводов управления механизацией крыла и рулевыми поверхностями самолета.
По словам Кузюка, подобные разработки позволят снизить зависимость российских авиастроителей от зарубежных поставщиков, а все оборудование не будет уступать импортному.
Напомним, что ранее на авиасалоне "Фарнборо-2014" президент ОАК Михаил Погосян сообщил, что доля комплектующих российского производства в лайнере МС-21 будет выше, чем в самолете Sukhoi Superjet 100.
"Говоря об импортозамещении, мы системно работаем над тем, чтоб увеличить долю российских комплектующих там, где мы сегодня уже создали конкурентоспособные продукты. И, собственно, в программе МС-21, например, доля российских комплектующих, с учетом тех инвестиций, которые были сделаны в последнее время, несколько выше, чем в программе "Сухой Суперджет 100", - отметил Погосян.
Основные проекты ОАК в области гражданской авиации реализуются с привлечением широкой международной кооперации, но многие ключевые узлы и агрегаты, по словам Погосяна, в конечном счете, производятся на территории России. Однако он считает, что, несмотря на импортозамещение, гражданское авиастроение останется сферой активного международного взаимодействия.
Замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь также отметил, что добиваться импортозамещения в гражданской авиации любой ценой нецелесообразно.
"Что касается магистральных и широкофюзеляжных самолетов, то глупо настаивать на импортозамещении того, чего у нас по большому счету нет", - сказал он на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса".
Замглавы Минпромторга добавил, что в итоге это может поставить под угрозу транспортную безопасность страны и снизить мобильность населения. Призывы не покупать "Боинги", а покупать российские самолеты МС-21, которые, возможно, появятся только с 2018 года, он прокомментировал скептически.
"А до этого летать не будем? Будем ездить на поездах? Есть же хорошее слово "трезвость", - заметил Слюсарь.
Впрочем, параллельно с разработкой нового российского самолета корпорация "Иркут" формирует портфель заказов на лайнер. В настоящее время заявок достаточно, чтобы загрузить корпорацию работой минимум на пять лет.
"У нас уже законтрактовано 175 самолетов, получены авансы. Это твердые контракты. И 50 самолетов - это "мягкие" контракты", - сообщил "Интерфаксу-АВН" президент корпорации "Иркут" Олег Демченко....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 29, 2025
Аэрофлот успешно прошел сертификацию на ремонт авиационных двигателей
Ноябрь 1, 2025
Cartier в обуви пассажира обнаружили домодедовские таможенники
Ноябрь 1, 2025
Работники Управления ФГУП "УВО Минтранса России" отмечены ведомственными наградами ко Дню народного единства
Ноябрь 1, 2025
Аэропорт Шереметьево объявил тендер на развертывание дополнительного комплекса противодействия БПЛА
