Коммерсантъ FM
2 сентября 2014, 10:22
"Авиационно-технической экспертизы недостаточно, чтобы сделать вывод о виновности экипажа"
Дело о крушении Ту-204 во "Внуково" закрыто в связи со смертью обвиняемого. Такое решение принял Следственный комитет России. Глава адвокатской компании "Трещев и партнеры" Александр Трещев обсудил ситуацию с ведущим "Коммерсантъ FM" Петром Косенко
Авиакатастрофа произошла 29 декабря 2012 года. Самолет авиакомпании Red Wings, летевший из Чехии, после приземления в аэропорту выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, разрушился на три части и загорелся. Одна часть фюзеляжа упала на Киевское шоссе и перекрыла движение в сторону Московской области. На борту находились восемь человек, пятеро из них погибли. В том числе, командир корабля и его бортинженер.
- По информации, которая пришла сегодня, Следственный комитет приводит данные авиационно-технической экспертизы, согласно которой виноваты в крушении пилот и бортинженер. Поскольку они погибли во время крушения, то дело прекращено, это формальная позиция. Почему дело прекращено именно сейчас, так долго длились экспертизы?
- Мы все слышим, как часто Следственный комитет возбуждает уголовные дела. Но тех, что доходят до суда, гораздо меньше. Также и здесь. Я тоже поражаюсь: практически полтора года прошло, и через полтора года сделать вывод, что виноваты пилот и бортинженер, прекратить уголовное дело, - так расходуются деньги налогоплательщиков. Такие экспертизы не делаются полтора года, это все какая-то текучка и неорганизованность людей, которые этим занимались, следователей и следственной группы.
- Я правильно понимаю, что гораздо быстрее обычно проводятся такие экспертизы?
- Конечно. Надо взять за эталон образцовые следственные действия. На следствие дается два месяца, потому что бесконечно продлевается. И уголовных дел, которые расследуются, заканчиваются, доводятся до суда в течение двух месяцев, - ничтожный процент по сравнению с теми, которые длятся годами, месяцами и потом по таким основаниям прекращаются.
- Получается, что просто особо никто не был заинтересован в том, чтобы эта экспертиза как можно быстрее была проведена?
- Да, конечно. Потому что у следователя одновременно расследуется большое количество дел. И в очередь поставили и поставили. Это резонансное дело, погибло, на секундочку, пять человек. Кто виновен в гибели остальных людей, что делать их родственникам, кому они должны предъявлять иски? Они должны предъявлять иски авиакомпании, которая допустила управлять самолетом людей некомпетентных и неподготовленных. Здесь остается больше вопросов, чем ответов, которые были получены за эти полтора, почти два года.
- У меня обывательский вопрос как у человека юридически не очень сильно подкованного. Виновными в авиакатастрофе признаны пилот и бортинженер, согласно экспертизе. Но насколько я понимаю, окончательно вину у нас определяет суд все-таки по закону?
- При определенных обстоятельствах у следователя есть основания прекратить уголовное преследование в связи со смертью человека, который подозревается в совершении преступления.
- Да, преследование. Но говорится о виновности. Здесь важный момент: могу ли я в эфире говорить о виновности этих людей, называть их виновными на основании только того, что была проведена некая экспертиза?
- Здесь я согласен, родственники могут оспорить это постановление следователя и требовать продолжения следствия. У нас люди настолько безграмотны и третированы следственными органами, что вряд ли будут отстаивать доброе имя, если таковое было на самом деле. Мне приходилось участвовать не в одном деле, связанном с авиакатастрофами. Очень часто списываются причины не на те обстоятельства, которые фактически имели место быть под разными предлогами, - политическими, экономическими, конфликты интересов. Поэтому я согласен, что одной лишь авиационно-технической экспертизы недостаточно, чтобы сделать бесспорный вывод о виновности двух лиц, которые уже погибли.
- Кстати, о конфликте интересов. Мы помним, что как раз на момент этой авиакатастрофы компания Red Wings принадлежала Александру Лебедеву, известному банкиру.
- Да.
- Как раз эта авиакатастрофа послужила поводом для отзыва лицензии у авиакомпании, после чего она не была обанкрочена, а была продана. Ее продали группе инвесторов. Сейчас эта авиакомпания летает благополучно, и, по-моему, чуть ли даже не в Крым, но я могу ошибаться. С учетом вновь открывшихся обстоятельств, имеют ли родственники тех же самых оставшихся пострадавших членов экипажа шансы, даже обратившись с исками к авиакомпании, получить какие-то компенсации?
- Уже маловероятно, поскольку нынешние владельцы не имеют никакого отношения к той катастрофе. Для людей это практически бесперспективно. Если бы на них работала армия адвокатов, наверное, можно было бы что-то установить. Но здесь еще непонятно, кто больше пострадал: Александр Лебедев, который вынужден был продать компанию значительно дешевле, чем она стоила, был ли это спецзаказ, чтобы использовать эту ситуацию для того, чтобы отдавить у него компанию. Вопросов очень много. Но вы правы, если смотреть в корень, то родственникам погибших людей никто не ответил ни на какие вопросы. Они точно пострадавшие, и никто не искупил вину, и никто не собирается этого делать. Это грустно и печально....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции