Lenta.Ru
9 сентября 2014, 18:12
Развалился в воздухе...
Малайзийский лайнер был сбит - таков основной вывод доклада относительно причин катастрофы самолета "Боинг-777" на Украине 17 июля 2014 года, представленного Советом безопасности Нидерландов
Множество чрезвычайно энергоемких объектов
Под этим сухим определением скрываются непосредственные "виновники" гибели лайнера, который, как сообщается в докладе, "развалился в воздухе в результате конструктивных повреждений, вызванных большим числом чрезвычайно энергоемких объектов, которые проникли в самолет извне". Это определение подтверждает давно признанный всеми факт - самолет был сбит, однако не позволяет дать ответ на вопрос, каким именно оружием.
Доклад подтверждает, что до момента катастрофы самолет Boeing-777-200-ER, серийный номер 28411, выпущенный в США в 1997 году и оснащенный двигателями Rolls-Royce Trent 892B был полностью исправен: ни предполетный осмотр, ни данные бортового параметрического самописца ничего подозрительного не показали.
Расшифровка данных бортового самописца также не содержит сведений, указывающих на обстоятельства катастрофы: пилоты ничего не успели сообщить на землю о неисправностях. Вместе с тем, в докладе содержится расшифровка последних секунд радиообмена лайнера с землей, и последующих переговоров украинских и российских диспетчеров.
Отметка 13:19:21: Ростовский диспетчер (RST), к зоне ответственности которого приближается лайнер, выходит на связь со своим днепропетровским коллегой (DNP), посредством телефона (TEL), и просит указать малайзийскому лайнеру нужное направление полета.
RST DNP TEL So. Dniepr. Rostov one. Can you give a course (direction) for Malaysian to Rostov to the RND point, we have three of those there
DNP RST TEL To the Malaysian that is seventeen?
RST DNP TEL TEL Yes, we will return it back then to TIKNA
DNP RST Great (ok)
RST DNP TEL Yes, thanks
Отметка 13:19:49: Днепропетровский диспетчер немедленно выходит на связь с лайнером (MH17) по радио (RAD), указывая ему направление полета:
DNP MH17 RAD MALASIAN one seven, due traffic proceed direct to point ROMEO NOVEMBER DELTA
Отметка 13:19:56, лайнер сообщает, что принял указание диспетчера:
MH17 DNP RAD ROMEO NOVEMBER DELTA, MALASIAN one seven
Эта передача, завершившаяся в 13:19:59, стала последним сообщением с борта лайнера.
Отметка 13:20:00: Днепропетровский диспетчер указывает экипажу дальнейшее направление полета:
DNP MH17 RAD MALASIAN one seven, and after point ROMEO NOVEMBER DELTA expect direct to TIKNA
На это сообщение ответа уже не последовало. С 13:21:10 по 13:22:02 Днепропетровск пытается связаться с лайнером, не получая ответа, после чего выходит на связь с Ростовом. Ростовский диспетчер подтверждает, что не наблюдает цель, которая, судя по всему, разрушилась.
Вопросы следствия
С момента публикации доклада расследование причин катастрофы окончательно делится на два направления. Первое - собственно авиационное, призванное обезопасить полеты гражданской авиации и исключить их появление в зоне, где возможно применение систем ПВО и боевой авиации, и второе, имеющее скорее военно-политический характер, которое должно установить, по чьей инициативе и каким оружием был сбит лайнер.
Ответ на второй вопрос доклад не дает. Не установлено, какими средствами поражения и при каких обстоятельствах были нанесены соответствующие повреждения. Напомним, основные имеющиеся версии говорят о том, что лайнер мог быть сбит с земли ракетой ЗРК "Бук", которая была выпущена, по мнению Киева, с территории контролируемой ополченцами из российского комплекса. Российская версия событий, в свою очередь, указывает на то, что в районе боевых действий были развернуты украинские ЗРК данного типа, а также на радарах наблюдались украинские боевые самолеты.
Приведенные в докладе фотографии частей фюзеляжа самолета, получивших повреждения, не позволяют пока дать окончательного ответа на вопрос об их происхождении - остается надеяться, что соответствующие исследования будут завершены к моменту публикации окончательного доклада, который должен быть представлен в следующем году.
Представленные фотоснимки для "Ленты.ру" прокомментировал главком ВВС России в 1992-1998 годах, генерал армии Петр Степанович Дейнекин: "Следы поражения зенитной ракетой комплекса "Бук" были заметны на фото, которые появились в электронных СМИ в первые же дни после катастрофы, и здесь сомнений нет. Однако обстоятельства катастрофы, в сочетании со вбросом в сеть фото якобы российского комплекса и "записей переговоров", позволяют говорить о том, что это провокация." - отметил Дейнекин.
"Нужно также заметить, что Украина, в случае если она действительно подозревала возможность наличия в зоне конфликта российских средств ПВО, должна была немедленно закрыть небо для полетов гражданской авиации - так, как она сделала это над Крымом 1 марта 2014 года. Здесь этого сделано не было. На мой взгляд, они хотели свалить гибель лайнера на Россию, но слишком рано сами его сбили" - отметил генерал. Собеседник "Ленты.ру" также заметил, что следствие до сих пор не дало ни одного ответа на вопросы, сформулированные Минобороны России, не комментируя возможное наличие украинских радаров и средств ПВО в зоне боевых действий.
По мнению Дейнекина, к организации следствия есть большие вопросы: "То, что лайнер был сбит ракетой - было ясно уже через один-два дня, и тратить на установление этого факта более месяца совершенно не нужно. Создается впечатление, что понимая обстоятельства катастрофы, Нидерланды стремятся замылить следствие, и заставить забыть о нем до того, что истина будет уже не интересна никому кроме родственников жертв".
Эволюция истины
Несомненно, выводы доклада будут использовать в своих интересах все вовлеченные стороны. В украинских и ряде российских СМИ доклад оценивают как подтверждающий версию о вине ополчения ДНР или ЛНР, опираясь при этом на еще июльские данные (в виде видеозаписей и фото из соцсетей) о наличии на контролируемой ополченцами территории как минимум одной самоходной огневой установки ЗРК "Бук". Эта же версия является основной и на Западе.
Российская сторона, как минимум, представив данные собственных радаров и спутниковые фото, располагает, таким образом, более надежными аргументами в пользу собственной версии, нежели снимки из соцсетей. В свою очередь, ни США, ни их союзники по НАТО, располагающие, в совокупности, намного более внушительным арсеналом средств объективного контроля, не спешат обнародовать данные с этих средств. В сочетании с неспешным расследованием, это действительно наводит на мысли о желании спустить дело на тормозах, в виду того, что версия о вине России или поддерживаемых ей ополченцев не подтверждается, а выдвигать обвинения в адрес Украины - политически нецелесообразно.
Это самые плохие условия для расследования, которые только можно предположить: истина, поставленная в зависимость от политической конъюнктуры, может трансформироваться до неузнаваемости....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 29, 2024
Аэрофлот представил новый бессрочный уровень программы "Аэрофлот Бонус"
Ноябрь 29, 2024
Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 9 месяцев 2024 года
Ноябрь 29, 2024
Открыты продажи на новые дополнительные рейсы Аэрофлота из Москвы в города Дальнего Востока
Ноябрь 28, 2024
Авиационный пресс-клуб соберётся на двадцать третью встречу