О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

UFS Investment Company: Трансаэро: одна из первых на авиарынке, одна из лучших по доходности на рынке облигаций

Российский рынок авиаперевозок растет быстрее мирового и европейского рынков. По данным Федерального агентства воздушного транспорта РФ, объем перевозок, осуществленных российскими авиакомпаниями в 2013 году, увеличился на 14,2% по сравнению с 2012 годом

Российский рынок авиаперевозок растет быстрее мирового и европейского рынков. По данным Федерального агентства воздушного транспорта РФ, объем перевозок, осуществленных российскими авиакомпаниями в 2013 году, увеличился на 14,2% по сравнению с 2012 годом, в то время как прирост в целом по миру составил всего 5,0%, а по Европе - 4,0%. При этом средний темп роста российского пассажирооборота в 2005-2013 годах достиг 11,6%. Общий объем российского рынка в 2013 году, включая перевозки российских и иностранных авиакомпаний, составил порядка 103,6 млн пассажиров. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в 2014 году, даже несмотря на возросшую геополитическую напряженность, мировая авиаотрасль продолжит рост. Ожидается, что в 2014 году объем пассажирских перевозок увеличится на 5,8%, а спрос на грузовые авиаперевозки возрастет на 4,0%.

Основные игроки. Для рынка характерна высокая консолидация. Сейчас на TOP-5 российских авиакомпаний приходится 64% всего пассажирского трафика, тогда как в 2005 году доля не превышала 35%. Уровень присутствия на российском рынке авиаперевозок иностранных авиалиний стабилен: их доля в 2005-2013 годах традиционно находится в диапазоне 17-20%. В TOP-5 рынка по показателю пассажиропотока входят "Аэрофлот" (с долей присутствия 24%), "Трансаэро" (14%), S-7 (11%), ЮТэйр (10%) и "Уральские авиалинии" (5,2%).

23 года успеха. "Трансаэро" - первая частная российская авиакомпания, начавшая работу в 1991 году с чартерного рейса по маршруту Москва - Тель-Авив - Москва. Доля "Трансаэро" на российском рынке гражданской авиации составляет 14%. Это второе место в России после компании "Аэрофлот" с долей присутствия 24%. Среднегодовой темп роста "Трансаэро" за последние 5 лет значительно выше, чем в целом по отрасли. Среди российских грузовых компаний "Трансаэро" занимает 3-е место по объему грузооборота и 1-е место по грузообороту на внутренних воздушных линиях.

В 1993 году "Трансаэро" первой в российской гражданской авиации начала эксплуатацию самолетов Boeing. На сегодняшний день компания обладает самым большим парком широкофюзеляжных дальнемагистральных воздушных судов в России, СНГ и Восточной Европе, а также является единственным в этом регионе эксплуататором пассажирских самолетов Boeing-747. В 2013 году парк пополнился 9 авиалайнерами и, по состоянию на 31 декабря 2013 года, состоял из 103 авиалайнеров. В связи с увеличением количества эксплуатируемых судов общий налет парка в 2013 году вырос на 12%.

Общая маршрутная сеть компании составляет более 200 направлений полетов по России и странам Европы, Азии, Америки и Африки.

В рейтинге безопасности крупнейших авиакомпаний мира агентства JACDEC "Трансаэро" занимает 16-е место в мире и 6-е место в Европе и является единственной российской авиакомпанией, входящей в первую тридцатку этого рейтинга. Кроме этого, "Трансаэро" - единственная транспортная компания России, которой присвоен наивысший рейтинг корпоративной социальной ответственности ААА (s).

Акционеры, заинтересованные в развитии. Уставный капитал "Трансаэро" разделен на 153,846 млн обыкновенных акций. Основными акционерами являются председатель совета директоров А.П. Плешаков (18,39%), его супруга, глава авиакомпании, О.А. Плешакова (18,23%) и его мать Т.Г. Анодина (3%). Около 13,5% акций числятся на балансе "Трансаэро-финансы" в качестве казначейских.

Новая стратегия - внимание на финансовую устойчивость. В октябре 2013 года советом директоров в дополнение к принятой годом ранее "Программе сокращения расходов" была одобрена новая стратегия развития компании на 2013-2018 годы - "Рациональный рост, эффективность и концентрация", параметры которой не раскрываются. Из озвученных менеджментом заявлений следует, что в ближайшие годы "Трансаэро" намерена сосредоточиться на повышении финансовой эффективности компании в ущерб темпам роста бизнеса, а также будет стремиться к увеличению сроков заимствований и расширению присутствия на публичных долговых рынках. Во исполнение прошлой стратегии, которая была нацелена на активное развитие всех сегментов авиаперевозок и предполагала в связи с этим расширение и оптимизацию парка самолетов, за последние 5 лет количество воздушных судов было увеличено более чем в два раза. Полагаем, следование принципам новой стратегии позитивно скажется на кредитном профиле, особенно в части долговой нагрузки, так как компания закончила наращивание летных мощностей.

Итоги 2013 года и I полугодия 2014 года

Операционные показатели. В 2013 году авиакомпания показала самый высокий темп роста пассажирского потока (+21%) и самый высокий процент загрузки пассажирских кресел (83,61%) среди пяти крупнейших авиакомпаний Российской Федерации. Пассажирооборот "Трансаэро" вырос на 14,7% по сравнению с 2012 годом, а число перевезенных пассажиров - на 21% и составило 12,5 млн человек. По итогам года авиакомпания также стала лидером отрасли по грузообороту на внутрироссийских воздушных линиях с ростом показателя на 6% год-к-году. При этом тоннокилометраж вырос на 13,6%. Однако по итогам I полугодия текущего года "Трансаэро" продемонстрировала минимальный темп роста перевозок (+4,8%) среди ведущих отечественных авиакомпаний. В целом, пятерка крупнейших авиакомпаний перевезла в I полугодии 2014 года 26,6 млн человек, увеличив перевозки на 11,5 %.

По итогам 2013 года доходы "Трансаэро" составили 110,2 млрд руб. и были сформированы на 72% и 19% за счет международных и внутренних пассажирских перевозок соответственно, на 4% за счет перевозок грузов и почты, 5% пришлось на прочие доходы.

В 2013 году выручка достигла 106 млрд руб., увеличившись на 15,3% по сравнению с уровнем 2012 года, при росте пассажирооборота на 14,7%. Операционная прибыль выросла на 31% до 10,6 млрд руб., показатель EBITDA - на 27% до 15,1 млрд руб. Одним из главных достижений стало завершение года с чистой прибылью в размере 788 млн руб. против убытка в 228 млн руб. годом ранее. Эффективность деятельности также улучшилась: операционная рентабельность поднялась на 1,2 п. п. до 10%, по показателю EBITDA - на 1,3 п. п., составив 14,3%.

По итогам I полугодия 2014 года, несмотря на сложную ситуацию в отечественной транспортной отрасли, компания показала еще более сильные финансовые результаты. Кредитный профиль немного укрепился. Выручка "Трансаэро" достигла 48,6 млрд руб. (+7% год- к- году), показав темп роста, опережающий рост пассажиропотока (+4,8%). Выручка от продаж грузовых перевозок выросла на 20% и составила 2,0 млрд руб. Операционная прибыль увеличилась на 58,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составила 6,57 млрд руб., чистая прибыль - на 61% до 750 млн руб. Показатель EBITDA составил 8,2 млрд руб. (+16,6%), а рентабельность по EBITDA поднялась на 1,42 п. п. До 16,92%.

Кредитный профиль укрепляется. Долговая нагрузка по-прежнему высокая и в несколько раз превышает комфортный уровень. Общий долг группы (с учетом обязательств по финансовому лизингу) увеличился в I полугодии 2014 года еще на 2,3% до 93,9 млрд руб. после 19%-го увеличения в 2013 году, что стало следствием масштабных модернизации и капитального ремонта парка воздушных судов. Общая задолженность без учета обязательств по финансовой аренде выросла по сравнению с началом года на 10%. Вместе с тем структура займов продолжает улучшаться. Доля долгосрочных кредитов и займов на конец I полугодия 2014 года составила 61% против 49% на начало года. В июле-августе текущего года Группой были увеличены сроки кредитования на общую сумму 9 млрд руб. по кредитам от ряда банков. Соотношение Чистый долг/EBITDA LTM, без учета финансовой аренды, за счет роста показателя EBITDA в последние 4 квартала, сократилось до 3,22х против 3,48х на начало года. С учетом финансовой аренды долговая нагрузка в этих терминах по-прежнему превышает комфортный уровень, однако имеет положительную тенденцию: Чистый долг/EBITDA LTM на конец I полугодия 2014 года с учетом обязательств по финансовой аренде составил 5,8х, в то время как на конец 2013 году он находился на уровне 6,62х, а на конец 2011 года - на уровне 8,34х.

"Трансаэро" на рынке ценных бумаг

Акции. Акции "Трансаэро" (Тикер: TAER) торгуются на Московской бирже и включены в отраслевой индекс транспортных компаний. С 27 мая 2014 года акции были переведены из котировального списка "Б" в список "А" второго уровня, однако по-прежнему их ликвидность ограничена.

На протяжении последнего года бумаги "Трансаэро" демонстрируют опережающую динамику как по сравнению с российским рынком в целом, так и с индексом акций транспортных компаний. С начала года котировки акций "Трансаэро" выросли на 31% с 155 руб. по состоянию на 30 декабря 2013 года до 203 руб. на 8 сентября 2014 года, а исторический максимум был зафиксирован 14 августа 2014 года - 210,75 руб. За этот период отраслевой индекс Московской биржи "Транспорт" снизился на 36%, индекс ММВБ - на 2%. Рыночная капитализация компании на 8 сентября 2014 года достигла 31,2 млрд руб., тогда как у ближайших конкурентов "Аэрофлота" - 52,2 млрд руб., "ЮТэйр"- 8,7 млрд рублей.

Облигации. Впервые на рынок публичного долга "Трансаэро" вышла в 2006 году с дебютным выпуском 3-летних облигаций на 2,5 млрд руб., который был успешно погашен в феврале 2009 года. В настоящее время в обращении находятся 3 выпуска биржевых рублевых облигаций общим объемом 8 млрд руб.: Трансаэро, БО-01 (дюрация 0,48 г., YTM - 12,6%, G-спред - 424 б. п.), Трансаэро, БО-02 (дюрация - 1,2 г., YTР - 12,83%, G-спред - 425 б. п.) и Трансаэро, БО-03 (дюрация - 1,07 г., YTР - 13,63%, G-спред - 510 б. п.). На данный момент зарегистрированы еще два выпуска облигаций БО-04 и БО-05 общим объемом 6 млрд руб., которые авиакомпания планирует разместить в случае необходимости диверсификации и увеличения дюрации кредитного портфеля. В сентябре 2013 года "Трансаэро" успешно исполнила оферту, своевременно и в полном объеме выкупив предъявленные 11% облигаций выпуска БО-01 (с погашением в марте 2015 года). Очередные оферты запланированы на октябрь 2015 года по выпуску Трансаэро, БО-03 и ноябрь 2015 года по выпуску Трансаэро, БО-02.

Идеи в облигациях. Мы отмечаем улучшение кредитного профиля "Трансаэро" и приветствуем стремление компании снизить темпы расширения парка, сосредоточившись на приоритетной задачи - повышении эффективности за счет оптимизации затрат.

Мы позитивно смотрим на облигации "Трансаэро" и рассчитываем, что в среднесрочной перспективе они покажут динамику лучше рынка в целом. Обращающиеся выпуски достаточно ликвидны. Спреды к кривой ОФЗ в 420-500 б. п. выглядят привлекательно и не отражают реальные кредитные риски эмитента. В качестве торговой идеи в расчете на снижение доходности мы выделяем выпуск Трансаэро, БО-03. По нашим оценкам, потенциал ее снижения составляет 40-50 б. п. Как актив под стратегию удержания до погашения больший интерес представляет выпуск Трансаэро, БО-01....
Авторские права на данный материал принадлежат «Finam.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка