О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Формулировка доклада о причинах крушения малайзийского самолета уводит нас от реалий"

Совет по вопросам безопасности Нидерландов опубликовал предварительный доклад о причинах крушения Boeing над Украиной

Совет по вопросам безопасности Нидерландов опубликовал предварительный доклад о причинах крушения Boeing над Украиной. Ведущий Анатолий Кузичев обсудил результаты расследования с председателем комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олегом Смирновым и политологом, экспертом по международным отношениям Михаилом Троицким в эфире "Коммерсантъ FM".

Олег Смирнов:  "Доклад не конкретен, он не базируется на методике и результатах расследования госкомиссии, которая некоторое время занималась этим делом. И этот доклад нас удивляет, и меня тоже по-человечески. Не как профессионала, а как человека. С человеческой точки зрения, почему он удивил меня и огорчил: погибло 192 голландца из 298 пассажиров. И в этом документе даже нет намека на то, чтобы потребовать от Украины отчета о том, что она грубо нарушила все международный правила, связанные с обязательным запретом воздушных зон над военными действиями, где летают ракеты, самолеты, снаряды, пули. Обязаны были запретить полеты. Но Украина не признала массовое убийство своих детей, женщин в массовом порядке на востоке Украины, своих граждан войной, не признало. И Европа, и США поддержали в этом Украину, что это не война. Тогда что это? Это что, компьютерная игрушка, когда 192 голландца погибли? И они погибли, будучи заложниками решений и поддержки Украины со стороны своего правительства. Это не косвенная, это прямая вина Украины, и с этого надо рассматривать начало этой катастрофы".

Олег Смирнов: "Украина полностью, самостоятельно рулила и управляла воздушным движением в своей воздушной национальной зоне, без передоверия кому-либо. И вот, кстати говоря, у нас до сих пор нет ответа, в связи с чем был изменен курс самолета на 14 градусов севернее, и в связи с чем была изменена высота на 600 м. Такое впечатление, что его вели в нужную точку для более удобного попадания… Командир корабля имеет право принимать решение вопреки всем командам, если он работает для безопасности полета. Бывают мгновения, когда некогда согласовать, все решают доли секунды, и командир корабля принимает решение. Но подобные вещи — изменение курса и высоты — экипаж производит только с разрешения земли, если он идет по коридору. И вот это изменение курса было сделано по команде украинского диспетчера, также как и изменение высоты, экипаж выполнил команду украинского диспетчера".

Олег Смирнов:  "Расследование этой авиакатастрофы с первых шагов имеет колоссальные нарушения существующих международных правил и национальных авиационных правил. Все расследования катастроф регламентированы, расписано по пунктам в томах, что сделать, как сделать. Нарушение в том, что государственная комиссия должна быть назначена в день катастрофы. Она была назначена через две недели. К трупам Порошенко организовал подход только на седьмой день. Порошенко главнокомандующий, он должен был кнопку нажать, и огонь прекращен, все. И только он мог бы это сделать. А что такое трупы семь дней при температуре плюс 30 днем в тени и ночью 25? Вы сами представляете, во что это превратилось. А части самолета и тела, которые остались после пассажиров, это материалы, по которым происходит главное изучение причин катастрофы. И дальше идет постоянное торможение работы назначенной комиссии. По сути дела, комиссия еще ни разу не проработала нормально. Потом уехали оттуда, и сейчас там никого нет. А элементарная школа расследования говорит, что любое преступление нужно расследовать по свежим следам".

Михаил Троицкий:  "Всегда есть "серые" зоны — такие места, где не идет полномасштабная война, но имеет место гражданский конфликт, в ходе которого применяется мелкое стрелковое оружие, может быть, даже артиллерийские системы. "Град" — это все равно артиллерийская система, которая вообще не нацелена на поражение чего-либо летящего в воздухе. Там даже применялись, как известно, ракеты, которые могут поражать вертолеты на низких высотах. Но, естественно, не ожидалось, что у сторон конфликта есть возможность поражать самолеты на такой большой высоте. Например, когда летишь в Сингапур, пролетаешь над Афганистаном. Почему можно лететь над северными районами Афганистана и над Пакистаном, где идет в северных районах иногда гражданская вона? Это такая "серая" зона, никто не ожидал, очевидно. Естественно, это решение все-таки принимается совместно властями. Власти могут запретить, и нет вопросов. Но авиакомпании тоже несут часть ответственности, и многие авиакомпании летали, — "Аэрофлот" тоже летал там, и множество самолетов, десятки рейсов над этой зоной. Но это не снимает ответственности с Украины".

Олег Смирнов:  "Расследованием любой катастрофы должны заниматься профессионалы. Это аксиома. И эти профессионалы — как раз среди членов правительственной комиссии. И вот эта правительственная комиссия по сей день не работает, она не допускается на место катастрофы. А за это время могли прийти в негодность остатки самолета. И от осадков, и от пыли, и от взрывов, которые там происходят. Да просто от попадания другого оружия, которое используется. За это же время будут утрачены многие другие нюансы".

Михаил Троицкий:  "Все-таки полтора месяца никогда не хватало никакой, даже государственной, сформированной со всем соблюдением правил, комиссии для того, чтобы прийти к окончательным выводам. И, кстати, обломки самолета зачастую собирали на глубине нескольких километров, на дне океана. Нельзя требовать окончательных выводов сейчас. Вряд ли даже изучение обломков сможет нам показать, откуда была запущена ракета, если будет признано, что это ракета. С самолета, с земли, с территории, контролируемой ополченцами, с какой-то другой территории, как это произошло. Мы не можем этого ожидать от анализа того, что произошло с самолетом. Текущий доклад имел цель выяснить, не было ли что-то реально плохого с самолетом, что нужно учесть немедленно в эксплуатации других самолетов".

Олег Смирнов:  "Самое главное: необходимо завершить работу комиссии так, как это предписывают все международные документы по расследованию авиакатастроф, и выявить причину в результате работы этой комиссии, этого происшествия. Затем компетентным органам, судам и прокуратуре необходимо установить по выводам комиссии виновника этой авиакатастрофы и жестко его наказать. Если это не будет сделано, если это спустится на тормозах, то мы все с вами и еще 6 млрд населения земного шара останемся под великой угрозой очередного беспутного человека".

Михаил Троицкий:  "Мой прогноз таков: не будет сделано однозначных выводов, настолько однозначных, которые нельзя было бы отвергнуть одной из сторон, интерпретировать или просто отвергнуть на основании каких-то эмоциональных этических причин. Это всегда будет возможно, тем более, в ситуации, когда эта вся ситуация может стать предметом информационной борьбы, пропаганды и так далее. Но надо надеяться, что более определенные выводы будут сделаны"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка