АвиаПорт.Ru
17 сентября 2014, 21:49
Перевозчик за всех в ответе
Министерство культуры занялось проблемой туристов, регулярно застревающих за пределами Родины из-за банкротств туроператоров. Чиновники выступили с инициативой усилить ответственность авиаперевозчиков
Минкульт России очень переживает за отечественных туристов и предлагает изменить законодательство таким образом, чтобы перевозчик, доставивший их на отдых за рубеж, взял на себя обязательство вернуть их на Родину. Проект изменений в закон о туристской деятельности, предусматривающий увеличение ответственности авиаперевозчиков, опубликован на сайте regulation.gov.ru и будет обсуждается в открытом доступе до 16 октября. Авторы идеи - эксперты Ассоциации туроператоров России - ставят целью прекратить практику полетов авиакомпаний в долг, что должно благотворно сказаться на рынке туристических услуг и качестве отдыха наших соотечественников. Откликнувшиеся авиаперевозчики возражений не высказали, а вот профильное министерство, хоть и в крайне сдержанной форме, дало понять, что вся полнота ответственности должна лежать на туроператоре.
Проект подразумевает внесение изменений в ряд законодательных актов, в том числе, в закон о туристской деятельности. Его предлагается дополнить пунктом, обязывающим туроператора выдавать туристу электронный билет, подтверждающий перевозку по оговоренному маршруту, как минимум за 24 часа до вылета. Вместе с этим, туроператоров обязывают предоставлять соответствующие финансовые гарантии перевозчику. Соответственно, турист вступает во взаимоотношения напрямую с перевозчиком, а не с туроператором. И ответственность за возврат туриста с отдыха ложится уже на авиакомпанию. Инициаторы считают, что при таком раскладе авиакомпании "разучатся" возить в кредит, и застрявших за пределами Родины путешественников станет значительно меньше. "Неправильно, когда в коммерческих взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, туроператоров и авиакомпаний, ответственность и риски несут не они сами, а туристы. Если авиакомпания кого-то куда-то увезла, она обязана его вернуть", - говорит первый вице-президент АТОР Владимир Канторович.
Когда информация о готовящемся проекте только появилась в СМИ, читатели восприняли идею представителей туротрасли как попытку лишить их возможности покупать билеты за рубеж в один конец из-за формулировки об электронном билете, "который подтверждает право туриста на перевозку до пункта назначения и обратно". Однако в тексте законопроекта речь не идет именно о билетах round trip. Пассажиру предлагается получить документ на перевозку "по маршруту, согласованному в договоре", так что если путешественник пожелает возвращаться самостоятельно или перемещаться по более сложному маршруту, перечить ему никто не станет. Речь идет лишь о том, что если авиакомпания не имеет предоплаты за перевозку туриста по всему маршруту, то она вообще не должна увозить его из России. А если она по собственной инициативе решила работать в долг, то турист не должен из-за этого пострадать.
"За" такую инициативу высказалась авиакомпания "Трансаэро", активно работающая на туристическом рынке. По словам представителя перевозчика, такая практика давно реализуется авиакомпанией. "Наличие у туристов обратных билетов или изначальное оформление билета на прямой и обратный перелет является обязательной частью контрактов между авиакомпанией и ее партнерами-туроператорами", - сказали агентству "АвиаПорт" в пресс-службе компании. Между тем, по словам В.Канторовича, далеко не все подходят к оказанию туристских услуг настолько цивилизованно. В ряде случаев ввиду личных взаимоотношений туроператора и перевозчика турист попадает в такую ситуацию, когда его возвращение оператор предполагает оплачивать уже в тот момент, когда тот находится за рубежом.
Некоторые другие перевозчики придерживаются обратной точки зрения. "Этот пункт только ухудшает положение авиаперевозчика, перекладывая на него ответственность за вывоз пассажиров. То, что обратная перевозка оформлена в виде билета, вовсе не означает, что она оплачена турфирмой. То есть обязательство авиакомпании перевозить пассажира будет уже зафиксировано, а долгов меньше не станет", - рассуждает собеседник агентства. Кроме того, по его мнению. Инициатива туротрасли не учитывает технических возможностей перевозчиков. "Слоты на чартерные рейсы зачастую подтверждаются аэропортами на небольшую глубину - выписка будет технически невозможна. Полноценный электронный билет на чартер оформляться не может и не должен - на нем нет тарифа", - говорит специалист. Согласно мировой практике, утверждают представители пепевозчиков, авиакомпании в таких случаях заключают договор не с пассажиром, а с турфирмой - фрахтователем чартерной емкости.
Однако Минтранс, по-видимому, воспринял инициативу без особого энтузиазма. Несмотря на заверения Ростуризма, что с транспортным ведомством все согласовано, отвечая на вопрос "АвиаПорта", представитель пресс-службы министерства сказал, что чартерную перевозку они рассматривают как составляющую часть туристического продукта. "Пассажир заключает договор не напрямую с авиакомпанией, а с туроператором, и в случае неожиданной отмены запланированного рейса турист вынужден обращаться со всеми вопросами к туроператору, а не к авиаперевозчику. При этом в договоре не указана стоимость билета, то есть пассажир, приезжая в аэропорт, не имеет на руках электронного билета на перевозку", - объясняют в министерстве. При этом, если вторая составляющая турпакета - размещение в гостинице - клиента не интересует, ему рекомендуется вообще не пользоваться услугами туроператора. "В случае, если турист хочет совершить перелет без дальнейшего размещения в гостинице, рекомендуется в целях надежности пользоваться регулярными авиарейсами, а не заключать договор с туроператором", - говорят в Минтрансе.
Дискуссия между авиакомпаниями и туроператорами о распределении ответственности идет очень давно. Первые стремятся продавать вторым как можно больше кресел блоками, давая "в нагрузку" места в широкофюзеляжных самолетах или премиальных классах, вторые вынуждены продавать их ниже себестоимости, из-за чего возникает кассовый разрыв, приводящий в итоге к банкротству. И если в условиях растущего рынка и нехватки мощностей операторы в начале сезона активно боролись за возможность выкупить блоки мест, то теперь, когда парки перевозчиков разрослись, а туристический поток стал снижаться, перевозку можно купить в любой момент, говорят на рынке. Далеко не все специалисты отрасли вообще берутся судить, что будет следующим летом, но некоторые предполагают, что практика продажи блоков мест вообще прекратится, и авиаперевозчики окажутся в крайне невыгодном положении, когда уже туроператоры смогут диктовать свои условия. Однако обсуждаемый законопроект должен исключить случаи внезапного проявления перевозчиком повышенной лояльности и его согласия летать в долг.
В свете всего происходящего, необходимость пересматривать правовые аспекты туроператорской деятельности и организации массового отдыха за рубежом не сомневается уже почти никто. Сами участники рынка признают, что вынуждены работать в условиях отсутствия должного законодательного регулирования, демпинга со стороны недобросовестных коллег, непрофессиональных агентов и давления авиакомпаний. Авиакомпании показывают значительный убыток из-за невыплат со стороны туроператоров. И если после первой серии массовых банкротств туристические власти закрутили гайки самим операторам, то теперь, после второй и более громкой волны, стало понятно, что сами они свои ряды почистить не способны. Теперь эта почетная обязанность может лечь на плечи авиаперевозчиков....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 6, 2024
Аэрофлот открывает полеты в Улан-Удэ
Декабрь 6, 2024
тест
Декабрь 6, 2024
Почему споттинг в Узбекистане превращается в настоящий "подзаборинг"?
Декабрь 6, 2024
Россельхознадзор пресек попытки ввоза небезопасной растительной продукции в ручной клади и багаже пассажиров аэропортов Московского авиаузла