Курсив.kz
18 сентября 2014, 09:22
Рынку авиатоплива РК прописали конкуренцию
Согласно докладу IATA, отсутствие конкуренции на казахстанском рынке поставок авиационного топлива привело к рыночной цене на 30-40% выше уровня, который мог бы сложиться при наличии конкуренции
К такому заключению пришли участники круглого стола "Авиатопливо в Казахстане". В мероприятии приняли участие руководители и эксперты IATA, Министерства инвестиций и развития, Министерства энергетики, Министерства национальной экономики РК, Национальной Палаты Предпринимателей, Ассоциации "KAZENERGY", Союза транспортников Казахстана "KAZLOGISTICS", компаний "КазМунайГаз-Аэро", "Airport Management Group", "Air Astana", "SCAT", "Lufthansa", "Turkish Airlines", а также приглашенные эксперты Федеральной службы по тарифам Российской Федерации и международного информационно-ценового агентства "Argus Media".
Высокая стоимость авиационного топлива увеличивает эксплуатационные расходы воздушного транспорта при полетах в/из Казахстана, что приводит к более высокой стоимости авиабилетов и грузоперевозок, и в итоге ограничивает воздушное сообщение страны. Об этом заявил, выступая с докладом, глава департамента авиатоплива IATA Ласанта Субасингхе. Согласно докладу IATA (экземпляр имеется в редакции kursiv.kz), отсутствие конкуренции на казахстанском рынке поставок авиационного топлива привело к рыночной цене, которая на 30-40% выше уровня, который мог бы сложиться при наличии конкуренции. К такому выводу эксперты IATA пришли, основываясь на информации, полученной посредством интервью с авиакомпаниями и аэропортами.
В среднем по индустрии, говорится в докладе, в 2013 году расходы на авиационное топливо составили приблизительно 30% эксплуатационных расходов авиакомпаний. В Казахстане же данные расходы составляют 36% эксплуатационных расходов. Следовательно, уверены в IATA, наличие конкуренции на рынке поставок авиатоплива в аэропортах уменьшит эксплуатационные расходы на 5-7%, что в переводе на стоимость перевозки составит около 4,5-5%. Эластичность спроса (чувствительность пассажиров к изменениям цен) для Казахстана оценена в -0,9, поэтому такое сокращение транспортных расходов приведет к увеличению международного пассажиропотока на 3,5-5%.
С учетом роста пассажиропотока и увеличения количества международных направлений из Казахстана, в IATA предполагают, что к 2020 году Казахстану потребуется на 20-22% больше авиатоплива, чем в настоящее время. По подсчетам экспертов IATA, даже с увеличением нефтеперерабатывающих мощностей в Казахстане, начиная с 2018 года, скорее всего, местное производство авиационного топлива не будет достаточным для удовлетворения растущего спроса к 2020 году. В этой связи IATA рекомендует обеспечить более легкий доступ к рынку авиатоплива с необходимыми методами стимулирования для импортеров и экспортеров.
Согласно графику для распределения внутреннего производства для аэропортов и авиакомпаний на 2014 год, разработанному бывшими Министерством нефти и газа и Министерством транспорта и коммуникаций, общее количество произведенного авиатоплива всеми НПЗ составляет примерно 360 тыс. тонн. Согласно данным IATA, общий предполагаемый спрос на авиатопливо в Казахстане на 2014 год составляет 600 тыс. тонн.
По итогам круглого стола было решено создать рабочую группу под руководством НПП с методическим содействием IATA и СТК "KAZLOGISTICS", которая выработала бы конкретные предложения в Правительство РК для:
- Внедрения прозрачного ценообразования на авиатопливо;
- Создания условий для открытого рынка поставки топлива в аэропортах, включая способность авиакомпаний для самостоятельного снабжения авиатопливом;
- Внедрения открытого доступа к топливной инфраструктуре аэропортов.
Рабочая группа во главе с НПП должна представить свои предложения уже до 31 декабря.
Между тем, невозможно точно рассчитать, как изменения в системе снабжения авиатопливом повлияют на цену авиабилета. Сложность, по мнению главы Департамента авиатоплива IATA, состоит в том, что кресла в самолете продают по разным ценам. "Очень трудно определить, сколько мест было продано за 50 долларов, а сколько - за 75, или 100. Авиакомпании работают на конкуренции. Если у них затраты будут меньше, дополнительная выручка, если можно так выразиться, будет временной. Они это используют для того, чтобы конкурировать с другими авиакомпаниями и, значит, уменьшат цены, но насколько это будет наглядно, я не могу сказать", - пояснил г-н Субасингхе.
По его словам, высокие цены на керосин в основном влияют на иностранные авиакомпании и маленькие казахстанские авиакомпании, которые не могут сами себе поставлять топливо. "В Казахстане два крупных казахстанских перевозчика ("Air Astana и "SCAT" - kursiv.kz) большую часть авиакеросина сами себе поставляют. Поэтому там больших изменений не будет", - отметил он....
Авторские права на данный материал принадлежат «Курсив.kz». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Февраль 11, 2025
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за январь 2025 года
Февраль 14, 2025
В 2025 году вертолет санитарной авиации в Рязанской области совершил семь вылетов
Февраль 14, 2025
В Перми самолет выкатился за пределы ВПП
Февраль 14, 2025
"Аэрофлот" планирует вернуть к полетам поврежденный борт в течение двух дней