Курсив.kz
18 сентября 2014, 09:22
Рынку авиатоплива РК прописали конкуренцию
Согласно докладу IATA, отсутствие конкуренции на казахстанском рынке поставок авиационного топлива привело к рыночной цене на 30-40% выше уровня, который мог бы сложиться при наличии конкуренции
К такому заключению пришли участники круглого стола "Авиатопливо в Казахстане". В мероприятии приняли участие руководители и эксперты IATA, Министерства инвестиций и развития, Министерства энергетики, Министерства национальной экономики РК, Национальной Палаты Предпринимателей, Ассоциации "KAZENERGY", Союза транспортников Казахстана "KAZLOGISTICS", компаний "КазМунайГаз-Аэро", "Airport Management Group", "Air Astana", "SCAT", "Lufthansa", "Turkish Airlines", а также приглашенные эксперты Федеральной службы по тарифам Российской Федерации и международного информационно-ценового агентства "Argus Media".
Высокая стоимость авиационного топлива увеличивает эксплуатационные расходы воздушного транспорта при полетах в/из Казахстана, что приводит к более высокой стоимости авиабилетов и грузоперевозок, и в итоге ограничивает воздушное сообщение страны. Об этом заявил, выступая с докладом, глава департамента авиатоплива IATA Ласанта Субасингхе. Согласно докладу IATA (экземпляр имеется в редакции kursiv.kz), отсутствие конкуренции на казахстанском рынке поставок авиационного топлива привело к рыночной цене, которая на 30-40% выше уровня, который мог бы сложиться при наличии конкуренции. К такому выводу эксперты IATA пришли, основываясь на информации, полученной посредством интервью с авиакомпаниями и аэропортами.
В среднем по индустрии, говорится в докладе, в 2013 году расходы на авиационное топливо составили приблизительно 30% эксплуатационных расходов авиакомпаний. В Казахстане же данные расходы составляют 36% эксплуатационных расходов. Следовательно, уверены в IATA, наличие конкуренции на рынке поставок авиатоплива в аэропортах уменьшит эксплуатационные расходы на 5-7%, что в переводе на стоимость перевозки составит около 4,5-5%. Эластичность спроса (чувствительность пассажиров к изменениям цен) для Казахстана оценена в -0,9, поэтому такое сокращение транспортных расходов приведет к увеличению международного пассажиропотока на 3,5-5%.
С учетом роста пассажиропотока и увеличения количества международных направлений из Казахстана, в IATA предполагают, что к 2020 году Казахстану потребуется на 20-22% больше авиатоплива, чем в настоящее время. По подсчетам экспертов IATA, даже с увеличением нефтеперерабатывающих мощностей в Казахстане, начиная с 2018 года, скорее всего, местное производство авиационного топлива не будет достаточным для удовлетворения растущего спроса к 2020 году. В этой связи IATA рекомендует обеспечить более легкий доступ к рынку авиатоплива с необходимыми методами стимулирования для импортеров и экспортеров.
Согласно графику для распределения внутреннего производства для аэропортов и авиакомпаний на 2014 год, разработанному бывшими Министерством нефти и газа и Министерством транспорта и коммуникаций, общее количество произведенного авиатоплива всеми НПЗ составляет примерно 360 тыс. тонн. Согласно данным IATA, общий предполагаемый спрос на авиатопливо в Казахстане на 2014 год составляет 600 тыс. тонн.
По итогам круглого стола было решено создать рабочую группу под руководством НПП с методическим содействием IATA и СТК "KAZLOGISTICS", которая выработала бы конкретные предложения в Правительство РК для:
- Внедрения прозрачного ценообразования на авиатопливо;
- Создания условий для открытого рынка поставки топлива в аэропортах, включая способность авиакомпаний для самостоятельного снабжения авиатопливом;
- Внедрения открытого доступа к топливной инфраструктуре аэропортов.
Рабочая группа во главе с НПП должна представить свои предложения уже до 31 декабря.
Между тем, невозможно точно рассчитать, как изменения в системе снабжения авиатопливом повлияют на цену авиабилета. Сложность, по мнению главы Департамента авиатоплива IATA, состоит в том, что кресла в самолете продают по разным ценам. "Очень трудно определить, сколько мест было продано за 50 долларов, а сколько - за 75, или 100. Авиакомпании работают на конкуренции. Если у них затраты будут меньше, дополнительная выручка, если можно так выразиться, будет временной. Они это используют для того, чтобы конкурировать с другими авиакомпаниями и, значит, уменьшат цены, но насколько это будет наглядно, я не могу сказать", - пояснил г-н Субасингхе.
По его словам, высокие цены на керосин в основном влияют на иностранные авиакомпании и маленькие казахстанские авиакомпании, которые не могут сами себе поставлять топливо. "В Казахстане два крупных казахстанских перевозчика ("Air Astana и "SCAT" - kursiv.kz) большую часть авиакеросина сами себе поставляют. Поэтому там больших изменений не будет", - отметил он....
Авторские права на данный материал принадлежат «Курсив.kz». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции