Труд
19 сентября 2014, 09:56
Что нам стоит самолет построить?
Пора понять: России придется самой строить самолеты. Найдутся ли в стране нормальные рабочие руки? Рассказывает вице-президент по персоналу Объединенной авиастроительной корпорации Светлана Крайчинская
Санкции против крупнейших российских компаний, в число которых входит и Объединенная авиастроительная корпорация, с новой остротой ставят все тот же вопрос: на чем будет летать Россия, если вдруг нам обломают крылья боингов? А разговоры о возобновлении масштабного производства отечественных лайнеров упираются в другой навязший в зубах вопрос: где найти десятки тысяч рабочих и специалистов для авиационной отрасли?
- Не все так фатально. Да, в 90-е в отрасли был кадровый кризис: люди уходили с авиапредприятий, заказов не было. Но в последнее десятилетие ситуация существенно изменилась. Количество самолетов, произведенных в России, год от года растет (за последние шесть лет оно выросло более чем вдвое, до 111 штук в прошлом году). При этом поставки гражданских лайнеров выросли почти в пять раз - до 29 воздушных судов в 2013-м. Задачи перед отраслью стоят амбициозные. Для их решения нужно в течение ближайшего десятилетия привлечь на предприятия авиапрома по всем регионам до 25 тысяч рабочих кадров. Это непросто: региональный рынок труда ограничен, и мобильность трудовых ресурсов тоже ограничена. Для привлечения квалифицированных специалистов ОАК выработала приоритетные направления на перспективу. Первое и главное - привлечение молодежи из вузов и техникумов. Сформирована система опорных вузов и техникумов корпорации из числа профильных учебных заведений. Создан авиационный образовательный кластер, в который вошли 15 вузов. В число опорных входят и 13 техникумов, колледжей и лицеев, обеспечивающих подготовку кадров авиационного профиля в регионах. Такая система должна обеспечить приток в отрасль хорошо подготовленных молодых специалистов. Такая же система формируется и на уровне среднего общего образования. Пока что она включает десяток школ в России. В Казани, где расположено несколько авиапредприятий, создан специальный авиационный класс: сажаем ребят за тренажеры, устраиваем экскурсии на заводы, развиваем программы профориентации. Некоторые захотят пойти в летные училища, кто-то поступит в авиационные вузы и техникумы. В любом случае мы сформируем у ребят интерес к отрасли и к будущим крылатым профессиям.
- Но помимо романтики в таких случаях помогает и достойная зарплата?
- Уровень оплаты труда в отрасли процентов на 20 выше среднего заработка по стране. За три года средняя зарплата работников ОАК выросла на треть.
- Тем не менее не все выпускники авиационных институтов приходят работать в отрасль.
- Зная об этой проблеме, мы привлекаем студентов к стажировкам на авиапредприятиях. Причем стараемся показать ребятам заводы, работающие не только в их регионах, но и в других. Для этого разработана программа корпоративных межрегиональных стажировок. Мы ожидаем притока выпускников вузов на региональные предприятия. Успешно работает и программа базовых кафедр. Кафедры профильных вузов размещаются на ведущих предприятиях отрасли. Начиная с третьего курса (а иногда и с первого) студенты получают возможность работать на предприятии и обучаться по месту работы. У них появляются преподаватели и наставники из числа работников заводов и конструкторских бюро. Ребята лучше понимают специфику производства, после окончания вуза они готовы к работе на предприятиях.
- В кризисные для авиастроения годы многие специалисты ушли из отрасли. Могут ли они сегодня вернуться?
- Такое направление привлечения кадров тоже есть. Но нужно понимать, что, уйдя из отрасли, специалист зачастую теряет квалификацию. Поэтому в первую очередь программа возвращения ориентирована на тех инженеров и рабочих, которые работали все эти годы по своей специальности в промышленности.
- Авиационные предприятия бывшего СССР в Узбекистане и на Украине сегодня переживают не лучшие времена. Их сотрудники - тоже резерв для российского авиапрома?
- Специалисты из этих республик уже работают на предприятиях в Ульяновске и Воронеже. Обеспечиваем их жильем, стремимся к тому, чтобы на зарплату не обижались.
- Как узнать, на каких предприятиях отрасли требуются кадры из ближнего зарубежья?
- Предприятия подают сведения о вакансиях в территориальные центры занятости. Специалисты из числа беженцев могут откликнуться на них. Кроме того, размещаем информацию о возможном трудоустройстве и в интернете.
- Проблема ведь не только в том, что не хватает рабочих рук, но и в том, что имеющиеся специалисты работают недостаточно эффективно...
- Проблема, как вы знаете, касается не только авиастроения. Здесь путь один: внедрять передовые методики - скажем, принцип бережливого производства. Его задача - убрать из производственного процесса непроизводительные потери, нацелить коллектив завода или конструкторского бюро на выполнение заказа. Все элементы производственного процесса должны быть оптимизированы, избыточные звенья - устранены. Стараемся на всех предприятиях отрасли внедрить эту идеологию.
- В советские времена вузы давали инженеров с избытком, а вот с рабочими кадрами ощущался вечный дефицит. А сегодня как?
- Авторитет рабочих специальностей падал десятилетиями. Сегодня высококвалифицированного рабочего трудно найти и еще труднее удержать. И опять же: дефицит ощущает не только авиационная отрасль. Здесь нужны особые подходы. Так, мы решили стать членами международной программы WorldSkills, в рамках которой устанавливаются стандарты компетенций для рабочих специальностей и проводятся регулярные чемпионаты по различным направлениям. Участникам этой программы должно быть не более 23 лет. В авиапроме трудятся уникальные, квалифицированные работники, но им 50 и больше, а вот квалифицированной молодежи совсем немного. Представители авиапрома примут участие в первенстве среди рабочих предприятий оборонно-промышленного комплекса, который пройдет в Екатеринбурге. Наши ребята будут соревноваться в трех номинациях: "Токарные работы на станках с ЧПУ", "Фрезерные работы на станках с ЧПУ" и "Инженерная графика". Отрабатываем систему межрегионального аутсорсинга. Предположим, в каком-то регионе часть работников загружена не полностью, а в другом есть работа и новые заказы, но не хватает специалистов. Предлагаем переезд или длительные командировки. Люди соглашаются. Мотивация - долгосрочные заказы, зарплата, социальные программы, в том числе и жилье.
- В России сегодня работают филиалы крупнейших авиакомпаний Европы и США. Это ваши прямые конкуренты, ведь лучшие молодые кадры идут к ним.
- Многие возвращаются на российские предприятия. В западных компаниях своя специфика организации труда: зачастую специалист отвечает лишь за участок работы и не участвует в решении общей задачи. Кругозор сужается, снижается квалификация, перспективы профессионального роста невелики. Поэтому люди возвращаются, чтобы обрести перспективу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 15, 2025
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные промокоды на 21 новогоднем рейсе
Декабрь 15, 2025
Группа "Аэрофлот" вводит дополнительные рейсы между Москвой и Владивостоком/Хабаровском/Благовещенском на зимний период повышенного спроса
Декабрь 15, 2025
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях. Почему, рассказал гендиректор ЦИАМ Андрей Козлов
Декабрь 15, 2025
На пермском предприятии ОДК-СТАР выбрали лучших наставников