Коммерсантъ - Приложения
29 сентября 2014, 10:02
Возрождение цели
Главный конструктор Су-35/Су-35С Игорь Демин не сомневается в том, что новый самолет Су-35 обладает существенным превосходством перед аналогами
Линейка самолетов изначально выстраивалась так: Су-27 и его модификации Су-27М (не пошедший в большую серию), Су-27СМ, Су-30 и дальше Су-35, Т-50 - перспективный авиакомплекс фронтовой авиации (ПАК ФА). Работа по Т-50 была серьезнейшая, стояло очень много задач. Мы обязаны были не только создать принципиально новый самолет, но и мобилизовать научные и технические кадры. Задача не на два-три года. Но при всей важности проекта ПАК ФА МО РФ требовался не только перспективный самолет пятого поколения. Армия нуждалась в многофункциональном истребителе, который в кратчайший срок мог заменить существующие машины на качественно новом уровне. И наши накопленные идеи и разработки позволили сделать вполне самодостаточную машину. Одновременно мы сумели проверить идеи и новые технологии для машин пятого поколения. Трудно говорить за других, но мой опыт подсказывает, что жесткие и более сжатые сроки благотворно действуют на конструкторскую мысль. Ведь в голову постоянно приходят все новые и новые идеи, более совершенные варианты исполнения. Так устроен мозг. Если не остановить фантазию на успешно завершенном этапе, то можно и вовсе не дождаться результата и многое из проектов никогда не воплотится "в железе". Над конструктором всегда должен висеть этот дамоклов меч - сроки.
Су-35 вобрал в себя много уникальных, свежих решений. Мы понимали: если собираемся выводить самолет на рынок - внешний и внутренний, он должен не только по всей совокупности характеристик превосходить современные аналоги, но и отдельно по ЛТХ, навигации, БРЭО, вооружению и так далее. А ведь уже был F-18E/F, шла модернизация F-15SE, летал российский Су-30 МКИ (Су-30СМ). И мы справились. Еще при создании Су-27 дискутировался вопрос, что лучше - одна центральная система или когда все системы имеют свои вычислители и решают свои задачи. Тогда приняли решение, что не будет центрального ядра, а будут периферийные системы со своими вычислителями. В Су-35 все собрано в единой ЦВС. Это первое и основное отличие самолета Су-35, и, естественно, этот принцип внедрен также на самолете Т-50. Это был серьезный шаг, как теперь мы убеждены, вперед, а не вбок или назад. Были пересмотрены все другие основные характеристики, в том числе аэродинамика, двигатель. Автоматическое управление новым двигателем АЛ-41Ф1С с поворотным соплом и увеличенной тягой частично интегрировали с комплексной системой управления. За счет аэродинамических особенностей увеличилась емкость топливных баков на 2 тонны.
Мы также сразу поставили задачу, чтобы наш локатор значительно превосходил то, что есть в мире. Это и работа по воздуху, и дальность обнаружения, и количество одновременно сопровождаемых целей, и количество одновременно обстреливаемых целей, и одновременная работа по воздуху и по земле, и точность распознавания и изображения цели при работе по земле. Была решена задача по выведению на новый уровень оптико-локационной станции. Помимо оптического канала мы ввели инфракрасный, тепловизионный и телевизионный каналы. Соответственно, имеем возможность их замикшировать определенным образом и получить интересное применение, например лазера как прибора для полетов в сложных метеоусловиях, ночью, при заходе на неосвещенный аэродром. Введен на этом самолете и режим автоматической посадки. Упрощенно это выглядит так: автоматика не только определяет местоположение самолета в пространстве, получая информацию с датчиков, но и задает траекторию полета. На этой базе строятся в том числе боевые режимы, когда при наличии цели определяется оптимальный заход - решает его машина, самолет автоматически начинает выполнять выход на цель. При этом летчик освобождается от задач пилотирования и может заниматься доприцеливанием или другим взаимодействием с информационно-управляющим полем. При этом, конечно, все системы должны оказывать поддержку летчику и не перегружать его информацией. Кстати, серьезных нареканий в части "дружественности" информационно-управляющего поля кабины тоже не было, когда первая группа "строевых" армейских летчиков во время двухнедельного курса обучения совершала по четыре-шесть самостоятельных полетов на Су-35. Были сложности, безусловно. По навигационной системе у нас была напряженная ситуация, чтобы подтянуть до уровня французских и американских производителей. Конечно, спутниковая коррекция существует у всех, но собственный гироскоп дает возможность применять самолет в боевых условиях, когда, допустим, не сможем полагаться на спутниковую группировку. В итоге нам потребовались строительство новых заводов, закупка нового оборудования, отработка технологических процессов. По вооружению удалось сделать Су-35 очень выигрышным на рынке. Он адаптирован под всю имеющуюся на данный момент номенклатуру вооружения, обзорно-прицельные системы (бортовая радиолокационная станция, оптико-локационная станция, станция радиотехнической разведки) позволяют одновременно сопровождать до 30 и выполнить обстрел до 8 воздушных целей. Дальность обнаружения целей в режиме "воздух-воздух" - около 400 км. Сейчас в Су-35 используется исключительно российская комплектация. Хотя уже есть зарубежный заказчик, который просит интегрировать иностранные системы. Так что самолет имеет большой потенциал для развития и продвижения на мировом рынке в расчете на долгую перспективу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Приложения». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции