АвиаПорт.Ru
1 октября 2014, 19:48
Концессия в МАУ: отложить нельзя выполнить
Неблагоприятная экономическая конъюнктура не должна отменить планы по передаче в концессию аэродромов столичных аэропортов
Наличие финансовых проблем у авиакомпаний, кризис туристической отрасли и сегмента чартерных перевозок, снижение динамики роста пассажиропотока и затрудняющие доступ к деньгам европейские санкции не должны помешать передаче в концессии аэродромов московских аэропортов, уверены все стороны процесса. Однако на деле приближать это событие операторы аэропортов не планируют. Во "Внуково" говорят, что все состоится, но позже. В "Шереметьево" обещали свой взгляд на вещи представить в сентябре, но пока не представили. В Автономной некоммерческой организации (АНО) "Дирекция московского транспортного узла", которая создана, чтобы администрировать и формализовать процессы, говорят, что к настоящему моменту "рыба" концессионного соглашения составлена и продолжают настаивать, что доделать и подписать документ успеют в заявленные сроки.
Согласно сетевому план-графику мероприятий, аэродромы московских аэропортов должны быть переданы в концессию операторам в I квартале 2015 года. Для этого нынешние операторы должны завершить консолидацию бизнес-периметров, и совместно с Росимуществом провести инвентаризацию аэродромного имущества. Первый процесс, исходя из первоначальных планов, должен быть завершен к концу 2014 года. Однако аэропорту "Внуково", например, может потребоваться несколько большее время. "Консолидация близится к завершению, мы идем этой дорогой, в марте месяце ее завершим, - сказал агентству "АвиаПорт" председатель совета директоров "Международного аэропорта "Внуково" Виталий Ванцев. В упомянутой АНО при этом отмечают, что у "Внуково" ситуация проще, чем у других московских аэропортов.
Обсуждение условий концессионного соглашения может занять еще три-четыре месяца, считает В.Ванцев. Подписать его в начале года, конечно, не выйдет, но в первой половине 2015 это возможно, считает он. При этом он не скрывает, что риски концессионеров на фоне тревожной экономической ситуации в стране, конечно, растут, но дополнительных гарантий операторы в этой связи не получат. "Рыночная конъюнктура не должна сказаться на концессионных соглашениях, текущая ситуация в меньшей степени может повлиять на государство, в большей - на операторов. Но операторы у нас сильные, выдержат. Конечно, на таком рынке концессионеру доступ к деньгам будет более сложным. Дополнительных рисков не закладываем, все: государственные, коммерческие, политические, экономические уже заложены", - констатирует В.Ванцев.
Аналогичное обещание - что скоро все будет готово - давали и в "Шереметьево". Там также сказали, что консолидация бизнес-периметра завершается, а формирование имущественного комплекса аэродрома завершено, и все документы отправлены на рассмотрение в Росимущество. Презентация планов по дальнейшему развитию аэродрома и аэропорта в рамках концессионного соглашения была, со слов генерального директора Михаила Василенко, намечена на сентябрь. Пресс-службе аэропорта не известно, чтобы на ближайшее время намечается подобное событие. Источник, близкий к аэропорту, заметил, что лучше бы сначала было построить третью взлетно-посадочную полосу, а потом уже принимать аэродром в концессию. "Аэропорту было бы явно более выгодно подписывать концессионное соглашение в тот момент, когда строительство всех необходимым объектов будет завершено", - сказал собеседник агентства.
"Дирекция московского транспортного узла", со своей стороны, утверждает, что все идет по плану. Ее руководство со дня на день должно отчитаться о проделанной работе ответственному вице-премьеру Игорю Шувалову, и в принципе отрицает наличие экономических проблем у пользователей аэропортовых услуг. "В концессионных соглашениях будут зафиксированы прогнозные показатели. Долгосрочные документы не должны подстраиваться под текущую конъюнктуру рынка", - говорит директор АНО Виктор Еремин. По его словам, оснований переживать за российский рынок авиаперевозок нет, а проблемы перевозчиков вовсе не столь велики, как о том пишут в СМИ. Соответственно, сказаться на деятельности аэропортов они не должны.
Согласно его логике, решений на высшем уровне требуют совсем другие вопросы. В частности, следует озадачить правительство отменой тарифного регулирования для аэропортов Московского авиационного узла (МАУ). Прежние планы концессионеров сводились к тому, что для улучшения условий конкуренции они должны стать исключением из правил Федеральной службы по тарифам (ФСТ) по установлению ставки сборов с авиакомпаний. Этот вопрос, как оказалось, еще не выносился на обсуждение ни с вице-премьером, ни с правительством, хотя в руководстве Федеральной антимонопольной службы эту инициативу уже поддержали. "Пока окончательное решение не принято, но, надеюсь, когда эта перспектива будет обсуждаться на уровне вице-премьера, у него хватит мудрости решить, как поступать. Он может принять решение или вынести этот вопрос на обсуждение правительства", - говорит В,Еремин. Кроме того, правительству необходимо будет урегулировать вопросы, связанные с налогообложением концессионеров, сказал он, уточнив лишь, что речь идет о налоге на имущество и НДС, но не озвучивая подробностей.
Между тем, представители единственного пока в России аэропорта, работающего по концессионной схеме - питерского "Пулково" - не отрицая всех плюсов такой формы государственно-частного партнерства, на своем примере смогли убедиться, что с учетом российских реалий попытки долгосрочного планирования порой приводят к результату, обратному желаемому. Так, например, аэропорту удалось договориться с ФСТ о применении к нему уникальной для России схемы долгосрочных тарифов. Ставки и сборы были определены на пять лет вперед, что стало неким компромиссом между полной свободой от регулирования и регулярным пересчетом тарифов. Теперь же, когда перевозчики столкнулись с рядом экономических проблем, а поставщики услуг и материалов для аэропортов продолжают повышать цены, реагируя на изменения рынка, операторы воздушных гаваней вынужден искать новые решения и способы экономии. Некоторый запас прочности у "Пулково" есть, но сюрприз оказался неприятным.
Логика в словах о том, что долгосрочные договоры не должны меняться под сиюминутные требования, конечно, есть. Но с учетом того, что новых операторов в МАУ не предвидится, капитальное строительство в одном аэропорту закончено, еще в двух ведется за федеральные средства, рынок авиаперевозок переживает не лучшие времена, а от концессионного соглашения написана только "основная часть", целесообразность форсированного исполнения план-графика оставляет ряд вопросов....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться