Коммерсантъ-Уфа
2 октября 2014, 09:06
Монополисты заправляют
Один из двух топливных заправщиков аэропорта Уфы - "дочка" ГК "Аэрофьюэлз" пытается выйти из реестра монополистов. Она оспаривает в арбитраже соответствующее решение Федеральной службы по тарифам
"Фирма Аэрофьюэлз Уфа", оказывающая услуги заправки воздушных судов в аэропорту Уфы, обратилась в арбитражный суд с иском об исключении из реестра субъектов естественных монополий. Компания не согласна с приказом ФСТ о включении в реестр, утвержденным в сентябре 2013 года. Она полагает, что решение службы было принято необоснованно, так как "Аэрофьюэлз" не является монополистом в аэропорту Уфы, а оказывает конкурентные услуги наравне с ОАО "Международный аэропорт Уфа" (МАУ, 100% собственность республики). По мнению компании, которое приводится в материалах суда, попадание в реестр лишает ее возможности самостоятельно устанавливать тарифы на услуги и определять круг потребителей. Кроме того, как полагает заправщик, он был включен в реестр произвольно, без проведения анализа деятельности предприятия.
Доля, которую "Аэрофьюэлз" занимает в аэропорту Уфы на рынке услуг по заправке самолетов и хранению топлива, в материалах суда не уточняется. Она трактуется как "значительная". В реестре монополистов показатель также не приводится. Бывшие менеджеры аэропорта Уфы оценивают долю "Аэрофьюэлза" в пределах 30%.
ООО "Фирма Аэрофьюэлз Уфа" входит в ГК "Аэрофьюэлз" - крупнейшего оператора аэропортовых топливно-заправочных комплексов (ТЗК) в России. Сеть состоит из 19 ТЗК, компания оказывает услуги в 29 аэропортах РФ и 1000 аэропортах мира. Уфимская "дочка" группы образована в ноябре 2000 года с уставным капиталом 10 тыс. руб. 60% владеет ООО "Аэрофьюэлз групп" Владимира и Александра Спиридоновых, 40% - международный аэропорт Уфы. Выручка в 2012 году составляла 46,16 млн руб., чистый убыток 1,95 млн руб., кредиторская задолженность 3,66 млн руб.
ФСТ против удовлетворения иска возражает. Служба мотивирует необходимость установления госрегулирования на тарифы "Аэрофьюэлза" в Уфе поручениями федерального правительства, направленными на "выравнивание тарифов в аэропортах РФ" и "недопущение необоснованного роста стоимости услуг".
Как следует из материалов суда, "Аэрофьюэлз" в отличие от аэропорта Уфы устанавливал для авиакомпаний лишь один из двух тарифов - на обеспечение заправки воздушных судов. В июне 2013 года, как отмечено в материалах, этот тариф составлял 1,864 тыс. руб. за тонну. Тариф на хранение авиатоплива компания не регистрировала. У аэропорта тарифы составляли 896 руб. и 1,148 тыс. руб. за тонну соответственно. Таким образом, внешне тариф "Аэрофьюэлза" был выше для авиакомпаний, чем у конкурента. Однако, как сообщил "Ъ" один из бывших топ-менеджеров аэропорта Уфы, конечная стоимость услуг "Аэрофьюэлза" могла быть дешевле, чем у аэропорта. "Компания могла предоставлять бонусы и скидки своим клиентам, если они пользовались ее услугами в других аэропортах, в том числе за рубежом, или продавать дешевле топливо. Не будучи в реестре монополистов, она имеет большой простор для ценовых маневров",- сказал собеседник.
В первых двух инстанциях арбитража "Фирма Аэрофьюэлз Уфа" проиграла. Помимо аргумента о наличии конкурента, который суд признал несостоятельным, рассматривалось указании компании на то, что приказ ФСТ противоречит майскому распоряжению правительства РФ о необходимости развития конкуренции в сфере услуг в российских аэропортах. По этому поводу суд заметил, что заправщик был включен в реестр монополистов еще до появления этого документа правительства. Кассационную жалобу "Фирмы Аэрофьюэлз Уфа" арбитраж Московского округа принял к рассмотрению в этот понедельник. Разбирательство назначено на 21 октября.
В пресс-службе аэропорта Уфы вчера комментировать свое отношение к спору конкурирующей компании с ФСТ отказались. Руководство "Фирмы Аэрофьюэлз Уфа" для связи было недоступно.
Бывший топ-менеджер аэропорта полагает, что "МАУ, безусловно, заинтересован в том, чтобы правила игры для него и для "Аэрофьюэлза" стали одинаковыми". "Несмотря на то, что аэропорт является соучредителем этой компании, дивидендов от этого он не получает. Кроме того, у аэропорта и у "Аэрофьюэлза" разная себестоимость услуг. Если в тарифе МАУ заложена вся инфраструктура, многочисленный штат, то "Аэрофьюэлз" с его минимальным штатом может позволить делать хорошую наценку. Очевидно, что если тарифы конкурента будут регулироваться, аэропорт может выиграть в выручке",- считает собеседник.
Другой бывший топ-менеджер аэропорта, напротив, считает, что выгоды МАУ от уравнивания позиций с конкурентом выглядят спорными. "Аэрофьюэлз" приводит в аэропорт свои авиакомпании, что аэропорту должно быть выгодно. Кроме того, если ФСТ установит верхнюю планку тарифа для обоих игроков, то и у МАУ поле для маневра с тарифом будет ограничено",- сказал собеседник.
Научный сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко полагает, что введение госрегулирования на тарифы конкурента в любом случае выгодно аэропорту. "Помимо того, что госрегулирование сужает коридор возможностей "Аэрофьюэлза", в том числе по демпингу, оно делает его действия как конкурента аэропорта более предсказуемыми, так как на обе компании в этом случае будут распространяться одни и те же ограничения",- отметил эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ-Уфа». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 10, 2025
Аэрофлот проведет в Москве юбилейный шахматный турнир "Аэрофлот Опен"
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Январь 13, 2025
В Коми утверждена Стратегия развития санитарной авиации до 2030 года
Январь 13, 2025
"Воздушная" скорая помощь Хабаровского края в новогодние праздники спасла 19 человек