О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В гостях у "Коммерсантъ FM" - основатель сервиса Aviasales.ru Константин Калинов

В гостях у "Коммерсантъ FM" - основатель сервиса Aviasales.ru Константин Калинов

- Я, как автор программы о мобильных приложениях хочу поинтересоваться вашим метапоисковиком пользуются чаще все-таки как: с помощью веб-интерфейса или с помощью смартфонов и планшетников?

- С помощью смартфонов и планшетников у нас примерно 30% аудитории, но это могут быть и те люди, которые пользуются и компьютером на работе, дома с планшетника, где-то в дороге с телефона, то етсь это перетекающая аудитория.

- А отличаются ли результаты выдачи веб и в приложении?

- Для мобильных устройств, для телефонов он немного отличается, то есть мы там показываем те агентства и авиакомпании, у которых интерфейс подготовлен для работы с мобильными устройства. Просто бывает так, что человек просто не может купить билет в силу того, что интерфейс не работает, то есть от нас человек переходит на сайт соответствующей компании, и он не открывается в мобильном браузере или плохо работает.

- То етсь можно сказать, то наиболее полноценная - это веб-история?

- В большей степени, да.

- Операционная система, кстати, какая самая популярная на мобильных устройствах?

- IOS.

- Проценты какие-нибудь есть, понимание цифры?

- Где-то порядка 70% IOS.

- Большая доля. Соответственно вопрос мой будет очень даже в тему: вышло обновление S8, и есть ли у вас какие-то новые фишечки, может быть, в связи с этим обновлением, какие-то, может быть, я не знаю, виджеты, что-то еще?

- У нас появился виджет-уведомление об изменении цены, если пользователь подписывается на какой-то билет на какое-то направление, мы позволяем ему добавить виджет, и он видим прямо изменение цены по всем его маршрутам. То есть он не получает, как раньше, пуш-уведомление, а может пользоваться виджетом, это немного удобнее. Потом добавились новые разделы информации об авиакомпаниях, аэропортах, ну, это такая, скажем так, для всех добавились, то есть не только для IOS8, и добавили еще рейтинг пунктуальности авиакомпаний, то етсь мы по каждому рейсу делаем оценку, насколько высока вероятность его задержки, опоздания.

- вот эта аналитика по поводу задержки рейсов, ее кто собирает?

- Мы ее приобретаем у соответствующих поставщиков, которые мониторят вылеты, и на основе исторических данных делаем предсказания. Это связано, тут не только от авиакомпании зависит, это и от аэропорта зависит, и о направления перелета. То етсь где-то бывает, где-то высока вероятность задержки, где-то ниже, то есть не обязательно история про авиакомпании.

- Если говорить конкретно про обильное приложение сейчас Aviasales, им пользуются для покупки или точнее так: для поиска билетов где: зарубеж, внутри страны какие-то перелеты?

- А это в зависимости от устройства: етсь для iPhone - это, скорее, такие бизнес-поездки по России в большей степени, то етсь короткие перелеты, либо из России в Европу, то етсь такие как бы на одного пассажира, это, скажем так, не про путешествия, а больше про бизнес, какие-то перелеты к родным. То есть когда надо билет купить быстро, потому что объективно с iPhone не очень удобно покупать. Про планшеты немножко другая история: то есть это такое домашнее устройство такое, диванного типа, и тут человек как бы находится в таком состоянии discovery, то етсь он ищет, куда бы полететь в отпуск, там больше поисков на двух, на трех человек, на семью, и больше поисков на дальние магистрали, то етсь там какие-т отпускные истории.

- А есть у вас какое-то понимание, статистика, может быть, данные, насколько заранее люди покупают: за 3 месяца, за год, может быть.

- Нет, ну, есть, конечно, нескорые покупают и за год, но, как правило, авиакомпании фоллируют свое расписание где-то на полгода вперед. То етсь объективно стоит искать билеты где-то не ранее чем за 6 мес. Основная глубина продаж - это 2-3-4-5 дней, и это ближнемагистральные перелеты. Все сильно зависит от направления перелета, отпускные более заранее, бизнесовые поездки - это ближние дни.

- То есть можно, я попробую резюмировать, люди, которые планируют отыскать себе билеты для отпуска, они этим занимаются с компьютер и с планшета, а с мобильного приложения - это, скорее всего, бизнесовая история.

- Тут тоже как бы зависит.

- Ну, это, как мне кажется, большая часть, если я правильно вас понял.

- Это в плане, тут зависит все, поиски и продажи - немножко разнее все-таки истории, человек может искать из мобильного телефона, ну, в обеденный перерыв, а покупать все-таки он предпочитает из дома.

- Дома ему спокойнее.

- Скажем так, если это семейный человек, то есть надо посоветоваться с супругом или с супругой, и как бы уже исходя из этого, принять решение.

- Да, я попадаю в число этих людей. Мы прервемся буквально на несколько минут.

- Мы поговорили уже про доли мобильного приложения веб-сервиса Aviasales: кто покупает, для чего, как часто это происходит. Теперь хотелось бы, Константин, прояснить зону ответственности: вы, как агрегатор, пытаетесь отслеживать соотвествие цены, которую пользователь получает, когда производит запрос, и той фактической сумой, которую он отдает, когда билет приобретает? Есть у вас вообще такой сервис, такая необходимость?

- Да, безусловно, поскольку мы работаем все-таки для людей в большей степени, мы заинтересованы в том, чтобы юзер получил положительный опыт, то етсь, чтобы цена конечная того, что спишут у него с кредитной карточки, совпадала с тем, что ему показали. Соответственно у нас ведется довольно серьезная работа с нашими партнерами, с агентствами для того, чтобы цена подтверждалась. Здесь есть две части этого вопроса: первая часть - это несовершенство систем бронирования, то етсь в систему бронирования попадают тарифы, которые не возможно приобрести, то етсь либо они уже выкуплены, а они остались где-то в кэше системы бронирования, выдаются пользователям, но по факту пользователь пытается бронировать билет, цена меняется, этот тариф как бы сняли с продажи. То етсь либо его кто-то уже выкупил, либо авиакомпания его отменила - это где-то 10-15% случаев, то етсь это история такая называется book ability. А етсь ситуация, когда партнеры пытаются манипулировать выдачей, то етсь встать на первое место и не показывают, например, сборы по карточкам, которые составляют до 2,5%, какие-то дополнительные услуги, которые они обязательно включают в стоимость. С этим мы боремся очень активно, и мы, наверное, - одни из самых жестких на рынке, которые очень жестко реагируют на эту историю.

- А в чем жесткость проявляется?

- Мы их просто отключаем.

- То есть вы уличаете агента в несоответствии цены?

- Да, и просто отключаем.

- А какое должно быть несоответствие?

- А неважно, какое.

- 1 рубль?

- Достаточно одного рубля.

- Очень жестко. Просто я вашим виджетом воспользовался, он у меня стоит, и он мне предлагает периодически какие-то перелеты. Лондон за 5 тыс. с чем-то рублей, я перешел, было 11 тыс. рублей. Я, конечно, подумал: "Ну, вот, все, теперь я покажу Константину, что есть 5 тыс. рублей, есть 11 тыс. рублей". Сегодня он мне снова предлагает Лондон 5 с чем-то тыс., я перехожу, и он предлагает за 5 тыс., он показывает, кто может отвезти за эти деньги. Но разница там примерно в 500 с чем-то рублей есть от того, что было показано в виджет, и минимальной предлагаемой цены. Вот это достаточный повод разовый для того, чтобы отключить агента?

- Когда вы нашли эту цену, и когда вы по ней перешли? То есть тут в моменте цена может очень сильно меняться, то етсь цены на билеты меняются каждую минуту, особенно на рейсах с пересадками это очень такая нестабильная история, тут трудно говорить, то агент обманул, на одном запросе была цена одна, через час она может быть другая, она может быть другая через 15 минут.

- Я, естественно, перешел сразу: увидел, кликнул, мне открылся запрос.

- Может быть, прямо в этот момент кто-то уже бронировал этот тариф, а он у вас остался.

- А как вы понимаете: произошла подмена, грубо говоря, недобросовестная, либо же просто произошло изменение тарифа?

- Тут очень просто на самом деле: достаточно прокликать соседние даты и понять.

- То етсь у вас есть методы отслеживания?

- Да, у нас есть, во-первых, робот, который ходит за человеком и проверяет, соответствует цена, не соответствует, есть отдел качества, который следит за партнерами, и есть служба поддержки, которая реагирует на отзывы пользователей.

- А вот это очень интересно - служба поддержки. Как происходит общение с клиентом? Вот он не доволен тем, что цена была указана другая, а предлагают ему в итоге купить билет совсем за другие деньги?

- У нас множество каналов связи, по которым с нами можно связаться, и люди активно пишут, и мы оперативно реагируем.

- Вообще в тех случаях, когда есть служба поддержки, я предпочитаю писать электронные письма просто потому, что по телефону обычно дозвониться очень сложно. В вашем случае какой канал наиболее оперативный?

- А у нас вообще нет телефона, то есть мы поскольку - интернет-компания, и вот эти разговоры по телефону, они все долгие такие и отнимают кучу времени. У нас етсь несколько каналов, по которым можно с нами связаться, самый просто расположен прямо на сайте, сбоку плашечка такая выезжает, и там человек может написать любое благодарное пожелание, жалобу - что угодно.

- Это в любое время можно сделать?

- В любое время, у нас нет круглосуточного мониторинга, но, поскольку мы располагаемся в разных регионах земного шарика, скажем так - более 20 часов кто-то видит.

- Просто интересно, время реакции какое?

- Тут зависит, то етсь, если у человека какая-то действительно серьезная проблема, которую надо быстро решать, очень быстро реагируем. Если это жалоба на какую-то авиакассу, на какого-то агента, соответственно, реакция поменьше, потому что надо проверить, выяснить, кто виноват, тут может быт, как я рассказывал, ситуация с системой бронирования GDS, может быть, там действительно партнер обманывает. В этом случае время реакции может быть дольше, но решение об отключении такого партнера из поисковой выдачи принимается очень быстро. То есть, если обнаружен обман - выключается сразу.

- Но это единственная мера, которую вы можете себе позволить?

- Но она очень действенная, потому что многие партнеры от нас очень сильно зависят именно в плане получения клиентов.

- Это программа "Слушание по делу". В студии Александр Леви, в гостях у нас Константин Калинов, основатель Aviasales. Константин, мы выяснили все про ваш сервис, теперь более практичная, полезная часть, как мне кажется, впереди, совсем близко уже для тех, кто собирается куда-то улететь в Новый год, и очень много вопросов относительно этого, не поздно ли уже спохватываться и покупать билеты, есть еще какой-то зазор, время?

- Ну, немножко поздновато, скажем так.

- Ну все, на этом мы можем закончить.

- Можно еще найти как бы выгодные варианты, и чем дольше будете тянуть, тем меньше остается у вас шансов улететь задешево. Обычно бронирование на Новый год надо делать где-то ближе к концу лета, потому что ближе к вылету, тем выше цена. В этом году глубина бронирования упала, поэтому осенью еще можно что-то нарыть, по этому году сильно меняется направление. Если раньше искали в большей степени Юго-Восточную Азию, то в этом году пошла Европа на Новый год, Мюнхен, Берлин, Прага, Рим, то есть такие направления, которые не совсем характерны. Если по прошлому году это больше был Бангкок, Пхукет, Вьетнам, то сейчас США (2:28) практически выпадает.

- А есть понимание, почему это происходит, почему меняется направление, и вдруг - Европа? Ну, для меня, например, странно, Берлин, я недавно был там и совершенно не понимаю, я там был в сентябре, я совершенно не понимаю, что там делать на Новый год.
- Я не был на Новый год в Берлине, но говорят, весело. Ну, все дело в цене, на самом деле. Вы посмотрите на курс доллара и все поймете, потому что все завязаны на доллар в любом случае, то есть даже российские авиакомпании, "Аэрофлот" (2:58) тарифы в евро, многие (3:00) тарифы в долларах, ЕС не работает в рублях. Соответственно, цена в долларах остается прежней как бы, а цена в рублях растет, и объективно становится дороже, если как бы мы получаем зарплату в рублях, то дальние магистральные перелеты становятся сильно дороже. На европейских направлениях это менее заметно, и, скажем так, смещение спроса происходит, мне кажется, в большей степени из-за ценовой вот этой истории.


- А перелеты на время зимних праздников по России наблюдаются какие-то, я имею в виду вот рост популярности, что вдруг меньше стали летать в южные страны, больше в Европу, и тут еще с этим ростом курса валют, ну, давайте полетим в Великий Устюг?

- Мы не видим в топе России практически, то есть у нас Сочи где-то на 11-м месте.

- Даже в десятку не входит?

- В десятку? Ну, вот на 11-м месте, то есть ближе к Новому году может подобраться к десятке. А Крыма я не вижу даже близко.

- Понятно. А история Олимпиадой, Сочи в связи с этим, постолимпиадная история, прорывалось в десятку?

- Сочи традиционно летом выходит в десятку, даже в пятерку. Этим летом ее сильно-сильно опережал Крым, крымское направление, пока летал "Добролет", было вообще очень-очень, к зиме, ну, Сочи всегда сильно падало.

- Ну, а так скажем, неприятная история с "Добролетом", вообще в целом с туристическими компаниями, вот эти громкие истории, они для вас положительно сказываются, или это мое такое предположение пустое?

- Ну, как может положительно сказываться то, что люди потеряли деньги? То есть, ну, это как бы всегда отрицательно для экономики, и, ну, не хочется наживаться на чужом горе, но, тем не менее, с появлением в СМИ информации о банкротстве очередного туроператора у нас традиционно возрастает трафик, сильно, процентов на 10-15.

- А сами агенты на это как-то реагируют? Они пытаются привлечь?
- Ну, очень сложно реагировать, когда ты не можешь влиять на цены. То есть вот цена, она определяется авиакомпанией, ценой перелета, то есть агент живет в маржинальности 1-2%, поэтому он не может сделать цену ниже.

- Да, ну а сами авиакомпании? У них есть какие-то, так скажем, сезонные гуляния в коридоре цен?

- Тут как бы надо разбираться с тарифами на рейс, то есть в одном самолете могут лететь люди, купившие билет за $100 и за $500. Все зависит от того, по какому тарифу они приобретали билеты, это не только эконом- и бизнес-класс, внутри класса "эконом" может быть множество подклассов, тарифов, которые по разному, скажем так, возвратность, отмена, штрафы и цена. Собственно, чем ближе к дате вылета, тем меньше остается билетов по дешевым подклассам, то есть их выгребают заранее. При этом авиакомпания может сама их снять с продажи и оставить только более дорогие. Соответственно, тут все зависит от расторопности авиакомпаний, того, как они реагируют на конъюнктуру рынка.

- Давайте попробуем закончить на приятной ноте, расскажите какой-нибудь секретик, может быть, сразу несколько секретов, как - для тех, кто еще этого не сделал - успеть купить выгодный, дешевый, хороший билет на Новый год? Может, выбрать какое-то направление специально, может, просто есть какой-то другой способ?

- Мониторить цены, как я уже говорил, то есть чем ближе к дате вылета, тем выше цена. Но может что-то измениться, например, кто-то отменил свой билет, и снова появился более дешевый подкласс. Ставьте приложения, мониторьте цены, подписывайтесь на нашу рассылку, мы будем вас уведомлять об изменениях цены. Может быть, стоит рассмотреть другое направление. Если в этом году, то большую популярность набирает Шри-Ланка, по ценам дешевле, чем Таиланд. При этом это не такое туристически загруженное направление, там и отели не такие как бы прикормленные. Шри-Ланка повышает свой туристический потенциал за счет снижения цен.

- Спасибо, в гостях "Коммерсантъ FM" был Константин Калинов, основатель Aviasales. Это была программа "Слушание по делу". Всем спасибо, до свидания....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка