Бизнес-Online
10 октября 2014, 10:29
Президент и премьер Индии будут летать на казанских вертолетах
Но, как полагает эксперт "Бизнес Online", крупных вертолетных сделок с Россией у индийцев больше не будет
Завершилась раскручивавшаяся почти год интрига с выбором VVIP-вертолетов для индийского руководства. Оно будет летать на российских машинах. О таком решении в начале недели объявило министерство обороны Индии. По всей видимости, это будут 6 из 139 вертолетов Ми-17В-5, поставленных и поставляемых в эту страну с Казанского вертолетного завода (КВЗ). На модификацию транспортно-боевых вертушек до варианта "салон" потребуется полгода. Индийские спецслужбы пошли на этот вариант из-за коррупционного скандала с британо-итальянской компанией AgustaWestland.
Вертолетная взятка
Президента Индии Пранаба Мукерджи и премьер-министра страны Нарендру Моди будут перевозить на вертолетах Ми-17В-5 российского производства, написала вчера "Газета.Ru" со ссылкой на The Times of India. Об этом заявило индийское министерство обороны. Точнее, решение, скорее всего, принималось группой специальной защиты - SPG (Special Protection Group), обеспечивающей безопасность полетов высших индийских чиновников. Полеты VIP-персон на 6 модифицированных Ми-17 начнутся с 2015 года. Ми-17В-5 заменят в занимающейся правительственными перевозками эскадрилье связи главного командования ВВС Индии (Air HQ Communication Squadron) вертолеты Ми-8.
Отметим, что изначально выбор индийцев остановился на британо-итальянских вертолетах Agusta Westland AW-101. Но в начале прошлого года разразился скандал: в Италии арестовали главу промышленной группы Finmeccanica (Agusta Westland - его "дочка") Джузеппе Орси, причина - подозрение в даче взятки индийским властям при подписании контракта (покупка 12 вертолетов оценивалась в $750 миллионов). Минобороны Индии уведомило Finmeccanica о намерении аннулировать контракт, а Центральное бюро расследований Индии направило в Италию команду специалистов для расследования дела.
"У нас нет иного выбора, кроме как обратиться к россиянам"
О новом тендере на вертолеты для VIP-персон речи уже не шло - он мог бы продлиться не один год, а борта требовались срочно. "У нас нет иного выбора, кроме как обратиться к россиянам, если мы хотим сохранить наш парк вертолетов для перевозки особо важных персон, - рассказал тогда источник индийских журналистов. - Ми-17B-5 могут быть модернизированы в Индии для использования в этих целях". Впрочем, какие-то сомнения относительно выбора еще оставались, но они, как мы уже знаем, разрешились в началеэтой недели... Как заявил командующий индийскими военно-воздушными силами Аруп Раха, на модификацию Ми-17 уйдет полгода. В частности, на вертолеты дополнительно установят противоракетные системы защиты и средства медицинской эвакуации. Впрочем, как пишут The Times of India, в долгосрочной перспективе Индии придется искать новые вертолеты для первых лиц, поскольку Ми-17В-5 не могут служить полноценной заменой - все-таки изначально это именно транспортно-боевая машина.
По всей видимости, в салоны переделают машины, поставленные и поставляемые в Индию по двум контрактам, выполняемым ОАО "КВЗ". В 2008 году "Рособоронэкспорт" обязался поставить Индии 80 Ми-17В-5 на $1,35 млрд. (поставка завершена в 2013-м). А 24 декабря 2012 года в дополнение к этому соглашению Индия решила закупить еще 59 таких "вертушек" (контракт должен быть выполнен до конца 2015-го).
"Ми-17в-5 - отличные вертолеты, но..."
До сих пор индийская сторона была удовлетворена сотрудничеством с Россией по Ми-17. Например, руководство ВВС не раз заявляло, что летчики довольны работой Ми-17В-5. Генеральный директор ОАО "КВЗ" Вадим Лигай подчеркивал, что индийские Ми-17В5 - "довольно сложный вертолет, по которому был проведен большой объем опытно-конструкторских работ". На эти машины, например, устанавливается навигационно-пилотажный комплекс типа "стеклянная кабина", а не традиционные аналоговые приборы.
"Решение о переоборудовании Ми-17 в салоны для первых лиц ожидаемое, - прокомментировал "БИЗНЕС Online" ситуацию старший научный сотрудник академии им. Жуковского, эксперт по вертолетной тематике Евгений Матвеев. - Ми-17В-5 - отличные вертолеты, но... Индусы меняют общий вектор вертолетной политики. Результаты завершившихся и незавершившихся тендеров тому подтверждение. Думаю, они еще не раз удивят мир. Если попытаться коротко сформулировать новую вертолетную политику индусов, то это "не класть яйца в одну корзину". И крупных вертолетных сделок с Россией больше не будет"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться