О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полет нормальный: на чем летают российские бизнесмены

Полюбоваться закатом на островке в Балтийском море и к ужину вернуться на большую землю, увидеть Альпы или побережье Тихого океана с высоты птичьего полета, совершить путешествие вокруг Европы и даже добраться до Северного полюса

Полюбоваться закатом на островке в Балтийском море и к ужину вернуться на большую землю, увидеть Альпы или побережье Тихого океана с высоты птичьего полета, совершить путешествие вокруг Европы и даже добраться до Северного полюса. Да мало ли какие можно придумать маршруты, если твое средство передвижения - самолет или вертолет, а ты за штурвалом. Хобби так и называется - авиатуризм. И увлекаются им не профессиональные пилоты, а топ-менеджеры, финансисты, бизнесмены. Кто-то мечтал о полетах с детства, кто-то находит в этом спасение от стресса. Я выбрала наиболее интересные для малой авиации летательные аппараты - вертолет Robinson R66 и самолет Cessna 172 - и на практике выяснила, куда на них можно улететь.

За дачным закатом

Robinson R66


Вертолетчики любят бравировать: "Мы сядем на любой огород!" Действительно, вертолету не требуется взлетно-посадочная полоса (ВПП) - достаточно площадки 30 м на 30 м, годится даже с уклоном 8%. Тому же R66 не страшны ни дождь, ни снег. Главное, видимость не менее двух километров, и вперед. Теперь все чаще говорят, что вертолет - альтернатива автомобилю. А вокруг Москвы все активнее возводится авиационная инфраструктура. Кажется, еще чуть-чуть и основным "туристическим" маршрутом R66 станет полет до дачи, которая вполне может находиться и на расстоянии 600 км. В переводе на время - это три часа, на деньги - около $260 за топливо (85 л/ч). Если же дом в Подмосковье, то все исчисляется буквально минутами.

На практике все оказалось сложнее. Договорились с пилотом клуба "Авиамаркет" Дмитрием Ракитским встретиться в Heliport Moscow, расположенном на МКАД в районе Строгино. Внутри Москвы полеты запрещены, исключения - для первых лиц, военных, медицины. Я приехала и стала ждать вертолет до аэродрома Буньково (Истринский район). Вылет, увы, отменили. Сначала я подумала, что из-за непогоды. Причина оказалась более непредсказуемой - предстоящий президентский рейс. Воздушную зону закрыли на час, потом еще на час. Поехали в Буньково на машине: был разгар рабочего дня, поэтому, считай, долетели - 40 минут, и на месте. "Когда [первые лица] летят с дачи в Кремль или Белый дом и обратно, то маршрут время от времени проходит над Heliport Moscow", - объясняет Ракитский. Когда зону открыли, мы тут же полетели из Буньково в Москву. Внизу - дома с бассейнами и садами, церковь, пруд, жилые высотки, пробки на МКАД. Все маленькое, игрушечное. Через семь минут - с учетом взлета и посадки - мы уже пили кофе на вертодроме.

R66 - компактный, но внутри не тесный; рассчитан на пятерых человек (включая пилота) и 136 кг багажа. Это усовершенствованный вариант R44, который считается самым надежным вертолетом в мире. "Спать в R66 сложно, зато попить кофе, съесть бутерброд можно спокойно", - рассказывает Ракитский. При дополнительных топливных баках в багажнике дальность полета может увеличиться до 1000 км. Именно так были оборудованы два R66 для кругосветного путешествия в 2013 году - чтобы уверенно лететь над океаном, объясняет пилот, один из четырех участников "кругосветки". При покорении Северного полюса дальность R66 была и вовсе 1500 км.

Эту модель любят пилоты-новички из российского бизнеса. Курс первичного обучения пилотированию вертолета включает 100 часов теории и 40 летных часов и стоит $30 000. Теперь на R66 летают с одного концерта Depeche Mode на другой, останавливаются в Сен-Тропе, из Флоренции на озеро Комо на обед, в День Победы летают вокруг Москвы, чтобы полюбоваться салютом. В принципе за две недели на таком аппарате вполне можно облететь всю Европу. Мне известен такой маршрут (его протяженность 13 000 км): проходит через самую северную точку - Нордкап и самую южную - Гибралтар. По дороге можно встречать закаты. За закатами бизнесмены обычно и летают - это еще и побег из душного офисного мира. Опять же - летать, а не ползать.

Новый R66 стоит $1,3-1,5 млн, на вторичном рынке - $1 млн. Содержание обходится в среднем в $3000 в месяц (хранение, техобслуживание и др.). Вертолет до сих пор регистрируют как недвижимость, а налог платят как на автомобиль - в зависимости от мощности двигателя. У R66 - 270 л. с., что равнозначно мощному внедорожнику.

У R66 нет автопилота; он негерметичный - его "потолок" 4200 м, и то с кислородной маской (обычная высота - 150-300 м, до одного километра); может летать днем и ночью, но только при хорошей видимости, а полеты в облачность "по приборам" запрещены.

До эстонской границы

Cessna 172


Первое, что приходит на ум при упоминании Cessna 172, - полет Матиаса Руста из Гамбурга через Хельсинки в советскую Москву 28 мая 1987 года. Он приземлился на Большом Москворецком мосту и докатился до собора Василия Блаженного. В 19:10 вышел из самолета и стал раздавать автографы. Вскоре его арестовали. Отбросим политические и юридические аспекты события и признаем: Cessna 172 - отличный неприхотливый самолет. Далеко не каждый смог бы сесть на мост длиной 554 м. Размеры и легкость управления сделали Cessna 172 очень популярной моделью. С 1956 года выпущено более 43 000 машин - это самый массовый самолет в истории авиации.

"Про Cessna 172 говорят: "прощает ошибки", поэтому на ней удобно учить пилотированию", - отмечает основатель авиашколы Eriva, пилот Юрий Игнатович. У самолета много модификаций, но базовая аэродинамика осталась - она очень удачная. Летает Cessna 172 небыстро - до 200 км/ч и недалеко - до 1000 км, зато расход топлива вполне экономичный - 25 л/ч. 
Автопилот для Cessna 172 - роскошь, идет как отдельная опция. Но есть необходимое оборудование для полета в облачности. При полных топливных баках на борт можно взять 2-3 человек и легкий багаж. "На самолете удобно слетать на остров - проводить солнце и вернуться, - рассказывает Игнатович. - А вот для рыбалки не подходит - много на себе он не тащит". Внутри избытка пространства нет, но разместиться с комфортом могут все. "У меня был студент ростом 2,05 м - нормально летал, - вспоминает Игнатович. - Вмещались и большие дядьки с пивными животами".

Я тестирую Cessna 172 на рижском аэродроме Спилве. Садимся в самолет, выруливаем, разгоняемся несколько секунд - и мы в небе над Балтийским морем. "План таков: летим до эстонской границы", - говорит Юрий. Под нами белое песчаное побережье, загорающие люди на цветных полотенцах, лес, порты, дороги, озера, а в море - грузовые корабли и яхты. Cessna 172 ловко закладывает виражи, а управляется буквально пальцами. "Самолету просто не надо мешать лететь", - улыбается пилот. Через 30 минут мы у цели. По земле это 120 км - значит, не менее полутора часов. Возвращаемся в Спилве. Cessna 172 легко садится на старую бетонную "взлетку". Самолет нетребователен к ВПП - он способен взлетать даже с травы, главное, чтобы были необходимые 400 м.

Именно на Cessna 172 директор по развитию высокотехнологичных активов группы "Ренова" Михаил Лифшиц "покорил" аэродром Куршевель, входящий в тройку самых сложных в мире. "Его особенность в том, что ВПП упирается в гору - получается, что ты приземляешься как бы в стенку, - объясняет Лифшиц. - Плюс сама полоса с 7%-ным наклоном - при посадке это надо учитывать, чтобы не было сильного удара самолета о поверхность ВПП". Условия крайне суровые, и тут не до шалостей. По словам Лифшица, прошлой зимой ему "приспичило" получить рейтинг на посадку в Куршевеле. Десять дней вместе с инструктором он тренировался на Cessna 172 (самолет был арендован, около €200 в час). В итоге Лифшица внесли в список тех, кто может летать на аэродром Куршевель (тот самый рейтинг). Лифшиц увлекается авиацией с 15 лет. Он может пилотировать спортивный самолет Як-18Т, учебно-боевой L-39, двухмоторный пассажирский L-410 и даже вертолет Ми-2. В собственности у него Як-18Т, а Cessna 172 он берет в аренду. "Звонишь за неделю в аэропорт Вероны и договариваешься, - говорит Лифшиц. - Приятно полетать над озером Гарда, в Альпах". Успевает он и фотографировать - горы с высоты птичьего полета выглядят фантастически. Зачем нужны полеты? "У меня две вещи, которые очищают голову от всего лишнего и дают ей отдохнуть, - занятия сексом и пилотирование", - признается Лифшиц.

Основатель компании Dauria Aerospace Михаил Кокорич летает на Cessna 172 в Калифорнии - с аэродрома знаменитого Пало-Альто: "Взлетаешь как раз над офисом Facebook". В детстве он занимался авиамоделизмом, а два года назад начал учиться управлять самолетом. Пилотское свидетельство Кокорич еще не получил: "Я и не спешу - смакую процесс". Полгода назад у него был первый самостоятельный вылет. Сейчас он может летать без инструктора. Кокорич, как он говорит, "осматривает окрестности": побережье Тихого океана, озеро Тахо, долину Напа, залив Сан-Франциско. Местность живописная, но летать сложно - здесь расположены военный аэродром, огромный пассажирский аэропорт, несколько аэродромов для частной авиации. "Летишь, а над тобой - двухэтажный самолет А380, - рассказывает Кокорич. - А еще много птиц, потому что недалеко заповедник, и сильный ветер - полоса расположена сбоку от залива".

Поэтому лучше отменить полеты, если не выспался, - тут нужна быстрая реакция и внимательность. И, конечно, никакой выпивки. По всему миру частным пилотам запрещено пить, но именно в США четко прописано: завязать с выпивкой следует за 8 часов до вылета, и чтобы остаточный алкоголь не превышал 0,3 промилле.

Новая Cessna 172 стоит $400 000, на вторичном рынке можно найти за $60 000 и даже дешевле в зависимости от возраста, состояния и комплектации. Кокорич не видит смысла покупать: "Cessna 172 можно легко найти в аренду по всему миру; я сейчас беру новую машину за $120 в час"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Forbes». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка