Коммерсантъ
15 октября 2014, 09:06
В российском небе выживет сильнейший
Для стабилизации финансового состояния российских авиакомпаний нужно 75 млрд руб. только в ближайший год. Но даже если они получат помощь, например, от государства, кризис только сдвинется на пару лет, не будучи преодолен
Вчера на заседании подкомиссии по авиаперевозкам комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре РСПП обсуждались проблемы в гражданской авиации в условиях западных санкций. Директор научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ФГУП ГосНИИ ГА Александр Фридлянд представил доклад о финансовой устойчивости авиакомпаний, на основании которого сделал несколько неожиданных выводов и предложений. Главным стало заключение, что поддерживать авиакомпании, ряд из которых уже обратились к государству за помощью, не нужно.
В ГосНИИ ГА отмечают, что банкротства перевозчиков в ходе кризиса 2008-2009 годов и затем в 2011-2013 годах "вызвали большой публичный резонанс", но почти не оказали влияния на развитие рынка, хотя только за последние три года с него ушли авиакомпании, обслуживавшие более 3,5 млн пассажиров. Рост объемов перевозок продолжался, опережая мировые темпы более чем вдвое, а тарифы снижались. На ключевых маршрутах, поясняется в презентации господина Фридлянда, представлены более пяти авиакомпаний, то есть конкуренция в отрасли развита.
Запланированные на 2015 год поставки самолетов обеспечат потребности роста авиаперевозок на ближайшие годы, считают в ГосНИИ ГА. Но у отрасли есть и другие возможности - занятость кресел на регулярных рейсах составляет 76,9%, что ниже среднемировой на 2,6%. Это резерв для перевозки около 4 млн пассажиров в год. Поэтому "ликвидация даже крупной авиакомпании не окажет негативного влияния на рынок".
Между тем, по расчетам ГосНИИ ГА, для стабилизации финансового состояния перевозчиков с высокой кредитной нагрузкой и общим пассажиропотоком 22 млн человек нужно только в ближайший год 75 млрд руб. Эта сумма почти на порядок превышает годовой объем госсубсидий для отрасли и вдвое больше, чем планирует получить из бюджета ОАО РЖД. Возможных адресатов госпомощи господин Фридлянд не называет, но отмечает высокий уровень долга "ЮТэйр" и "Трансаэро" (по неофициальным данным, они уже начали диалог о поддержке с правительством). По оценкам ГосНИИ ГА, этим двум перевозчикам в течение года нужно погасить или рефинансировать краткосрочный долг более чем на 73 млрд руб. Но даже если государство поможет авиакомпаниям, подчеркивает эксперт, без смены модели развития бизнеса ситуация повторится через 1,5-2 года.
В то же время в ГосНИИ ГА считают возможным поддерживать отрасль в целом, а не отдельных перевозчиков. Этот вывод совпадает с мнением главы той же подкомиссии, председателя совета директоров ЗАО "Группа компаний С7" (авиакомпании "Сибирь" и "Глобус") Наталии Филевой (см. "Ъ" от 26 сентября). Презентация ГосНИИ ГА стала "независимым подтверждением" позиции "Сибири", но с более резкими выводами о том, что агрессивно развивающиеся игроки, неспособные справиться с долгами, российскому рынку просто не нужны.
В "ЮТэйр" отказались от комментариев. В "Трансаэро" не стали обсуждать свою модель развития и долги, но не преминули обратить внимание на слабые места конкурентов, которые в презентации ГосНИИ ГА названы среди стабильных игроков. "Мы согласны с мнением о том, что выборочная поддержка перевозчиков нарушает принципы конкуренции и стимулирует неэффективность как субсидируемых компаний, так и отрасли в целом,- передал "Ъ" первый заместитель гендиректора "Трансаэро" Дмитрий Столяров.- Особенно рельефно это видно на примере огромных средств, получаемых некоторыми авиакомпаниями за пролеты зарубежных перевозчиков по транссибирским маршрутам (то есть "Аэрофлотом".- "Ъ"). Использование этих средств в конкурентном рынке приводит к его искажению и должно быть прекращено. Средства должны быть направлены на решение общеотраслевых задач, а получающие их компании должны конкурировать на равных с другими".
Однако не все эксперты согласны с выводами ГосНИИ ГА. Замгендиректора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский полагает, что уход с рынка крупного перевозчика "в той или иной степени почувствуют все остальные": будет подорван кредит доверия, что может сказаться на стоимости капитала. Да и в "автоматическом перераспределении пассажиропотока" нельзя быть уверенным, добавляет он. Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий считает, что ситуацию на рынке уже невозможно исправить простыми мерами, поэтому отрасли в любом случае придется пережить кризис....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 17, 2025
Аэрофлот подвел итоги дальневосточной программы полетов за 2024 год
Январь 17, 2025
Группа "Аэрофлот" в 2024 году на 23% нарастила пассажиропоток через Калининград
Январь 16, 2025
Аэрофлот назвал самые быстрорастущие направления за 2024 год
Январь 17, 2025
Арбитраж обязал барнаульский аэропорт выплатить задолженность в размере почти 3 млн