Коммерсантъ - Воронеж
6 ноября 2014, 12:42
Осторожно, ворота раскрываются
Управляющее белгородским аэропортом ОАО "Воздушные ворота Белогорья" планирует создать регионального авиаперевозчика
Гендиректор ОАО "Воздушные ворота Белогорья" Олег Александров рассказал вчера "Ъ", что началась работа по созданию региональной авиакомпании с собственным парком воздушных судов. По словам господина Александрова, около 30% средств в новую компанию должен внести учредитель (само ОАО), остальные планируется привлечь в виде кредитов. На первоначальном этапе авиапарк будет состоять из трех среднемагистральных Bombardier на 50 мест. Впрочем, концепция нового перевозчика до конца еще не определена: "О финансировании говорить еще рано, пока нет банка-кредитора, нет и нового юрлица. Есть бизнес-план, ведутся переговоры с партнерами".
Говоря о направлениях, которые собирается обслуживать новая компания, господин Александров пояснил: "Есть документ от Центра стратегических разработок (некоммерческая организация, занимающаяся экспертной поддержкой проводимых в регионах РФ реформ. - "Ъ"), где порядка 20 внутренних и 24 международных направлений, которые в перспективе может обслуживать белгородский аэропорт, по половине мы уже работаем". Конкретизировать информацию о направлениях полетов и сроке их начала гендиректор не стал, однако предположил, что "авиакомпания даже из трех самолетов Bombardier позволит в белгородском аэропорту перевезти дополнительно 200 тыс. пассажиров в год". "В реестре наш аэропорт позиционируется как резервный. Мы не ставим задачи оттягивать на себя перевозчиков из того же Домодедова. Люди хотят летать прямыми рейсами, но в качестве пересадочного узла местный аэропорт тоже функционирует. Мы надеемся, что сможем сочетать в себе региональные и международные перевозки", - добавил господин Александров.
По данным СПАРК-Интерфакс, ОАО "Воздушные ворота Белогорья" зарегистрировано в 2009 году с уставным капиталом в 530,78 млн руб. Генеральный директор - Олег Александров. 45,23% акций ОАО владело ООО "Социальное партнерство", но в середине сентября стало известно, что компания выходит из списка аффилированных лиц ОАО; другая крупная доля - 51,6% - находится у администрации Белгородской области. Выручка за 2013 год - 442,23 млн руб., чистая прибыль - 19,9 млн руб. Основной вид деятельности - организация работы терминалов, управление аэропортами.
Сегодня рейсы из Белгорода выполняют "ЮТэйр" (Внуково), "Икар" (в Бангкок), Air Europa (Барселона), Royal Flight (Гоа), "АК Барс Аэро" (Казань и Калининград), "Газпром авиа" (Внуково, Новый Уренгой, Нягань), "Полет" (Домодедово), "Руслайн" (Домодедово) и другие авиакомпании. По данным местного аэропорта, рост пассажиропотока за три квартала текущего года составил 48% к аналогичному периоду 2013-го (с 212,8 до 315,6 тыс. пассажиров).
"Если новый перевозчик решит летать в Москву, то нам придется вносить корректировки в свое расписание", - рассказали "Ъ" в авиакомпании "Руслайн". Там отметили, что на сегодняшний день "потребности в авиаперевозках Белгородской области удовлетворяются в полном объеме" и предупредили, что у проекта "Воздушных ворот Белогорья" "как и у любого стартапа, начинающего свою работу в сложный экономический период, трудностей может быть немало": "Такому низкомаржинальному бизнесу, как региональные авиаперевозки, угрожает нестабильная ситуация на рынке, расчеты в долларах по закупке запчастей в условиях падающего курса рубля, конкуренция со стороны более крупных авиакомпаний, сложности с "раскачкой" пассажиропотока на так называемых социальных маршрутах".
Замгендиректора авиакомпании "Полет" Дмитрий Потапов также считает, что "для такого небольшого города, как Белгород (379,5 тыс. человек по данным за 2014 год. - "Ъ"), собственная авиакомпания не нужна", если только это не имиджевый шаг. Господин Потапов полагает, что из-за сильной конкуренции местный перевозчик может получить убытки: "Рентабельность новому игроку могут дать более низкие по сравнению с конкурентами цены на билеты. Однако с учетом удорожания перевозок при вероятной покупке самолетов в лизинг, а также динамики цен на топливо и техобслуживание появляется возможность финансовых потерь". "В конечном итоге все зависит от компетентности менеджеров", - добавил господин Потапов.
Аналитик ИК "Русс-инвест" Мария Шишкина предположила, что "создание авиакомпании может потребовать около 4,5 млрд руб., учитывая стоимость одного самолета на уровне 1,2-1,4 млрд руб."
Глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев считает, что "создание базовой авиакомпании позволит увеличить пассажиропоток и улучшить транспортную сеть в макрорегионе". Однако эксперт полагает, что в "не самые благоприятные времена с точки зрения макроэкономики сложно рассчитывать на низкие лизинговые ставки - стартапам лизингодатели не доверяют". Господин Пантелеев отметил, что на рынке есть свободные самолеты и подготовленные пилоты: "Недавно "ЮТэйр" вывела из эксплуатации несколько Bombardier CRJ-200, следовательно, предложение самолетов и персонала будет достаточным". Но у нового игрока в будущем все равно могут возникнуть проблемы из-за ограниченного парка машин: "Есть вероятность, что после раскатки новых направлений из Белгорода против 50-местных Bombardier конкуренты поставят на те же направления самолеты с большей вместительностью и меньшими издержками. Соответственно, у федеральных перевозчиков будет преимущество в цене на билеты".
""Полет" из-за сложной финансовой ситуации вряд ли сможет долго конкурировать с новым перевозчиком по цене билета, а всего одна частота в день не позволит ему переманивать пассажира удобным расписанием. "ЮТэйр", несмотря на преимущество из-за возможности стыковок рейсов в своем базовом аэропорту Внуково, в ближайшее время не будет расширять объемы региональных перевозок. Таким образом, ключевым конкурентом для местной компании станет имеющий наибольшую частоту полетов "Руслайн" с крупным флотом из тех же Bombardier", - резюмировал Олег Пантелеев....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Воронеж». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться