Российская газета
12 ноября 2014, 16:53
Китай показал на салоне Airshow China копии мировых аналогов
Крупнейшая выставка авиационных и космических технологий Airshow China 2014 набрала обороты. И принесла немало откровений
Наряду с демонстрацией своих авиационных и космических достижений Китай очень широко показывает средства ПВО, технику сухопутных войск, в том числе - бронетанковую, а также различные оперативно-тактические ракеты.
Бросается в глаза, что многие образцы явно скопированы с зарубежных аналогов. Например, один из китайских зенитно-ракетных комплексов - почти точная копия нашего С-300П. Самый массовый в китайской армии джип - полная копия американского "Хаммера". То же самое и с широко рекламируемым легким истребителем пятого поколения - он представляет собой нечто среднее между американскими F-22 и F-35.
Осуждать КНР за это никак нельзя. Слишком долго эта страна плелась в хвосте мирового научно-технического прогресса, оставаясь преимущественно сельскохозяйственной. И когда появилась возможность технологического рывка, в Пекине задумываться не стали. Была дана команда - брать все лучшее в мире и адаптировать к своим условиям. Точно также поступала Япония после Второй мировой. Да и в СССР почти все прорывные достижения 1930-1950-х годов были скопированы с зарубежных, в основном - американских образцов.
Просто в современных условиях проще, выгоднее и эффективнее не заниматься технологическим воровством, а налаживать совместное сотрудничество в области высоких технологий. Чем, кстати, Россия сейчас и занимается. В Китае, кажется, тоже поняли, что лучше выстраивать совместные проекты, чем просто копировать российские самолеты и ракеты.
Было и остается много волнений насчет того, что продажа КНР новейших истребителей Су-35 позволит китайским специалистам полностью скопировать эту машину и выставить ее на мировую продажу. Это совсем не так. Технику, в которой реализованы самые современные технологии, идентично скопировать невозможно. А подобие - оно и останется подобием.
Ярчайший пример - автомат Калашникова АК-47. Китайцы его не просто скопировали, они имели лицензию на выпуск автомата с передачей им всех технологических секретов. Не столь уж и сложных, кстати сказать. Однако до сих пор на мировом рынке АК, выпущенный в России, ценится намного выше, чем его китайский аналог.
Китай заинтересован в покупке Су-35 не столько для того, чтобы его скопировать, сколько потому, что эти истребители реально усилят военно-воздушную мощь КНР. Интересно, что в Китае скопированы и выпускаются зенитно-ракетные комплексы, как две капли воды похожие на наши С-300. И в то же время китайские военные проявляют интерес к приобретению зенитно-ракетных систем С-400. Так же как и модернизацию ЗРК типа "Тор" они хотят вести совместно с российскими специалистами, а не самостоятельно. Оказывается те модернизационные предложения, которые озвучил концерн ПВО "Алмаз-Антей" на авиасалоне в Чжухае, гораздо более комплексны и продвинуты, чем те, что сейчас предлагают китайские специалисты.
На выставке Airshow China 2014 было подтверждено, что Россия и Китай сейчас ведут активные переговоры по организации работ над созданием дальнемагистрального пассажирского самолета и тяжелого вертолета. Дальнемагистральная машина, скорее всего, станет развитием нашего лайнера МС-21, проектирование которого в России практически завершено. А тяжелый вертолет - это будет развитие нашего Ми-26. Другой базовой машины в мире просто нет.
Четверг 13 ноября станет в Чжухае завершающим днем работы специалистов. В оставшиеся пятницу - воскресенье салон откроет двери всем желающим посмотреть на современный и перспективный уровень мировой авиации. И это будет великое китайское столпотворение. Интерес к авиации и космонавтике в этой стране огромен....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114