Коммерсантъ
13 ноября 2014, 09:44
Деньги с неба
КамАЗ и Татарстан добились от Росавиации решения подключиться к модернизации аэропорта Бегишево, который обсуживает промышленную зону республики
В реконструкцию аэропорта Бегишево до 2020 года будет инвестировано 2,9 млрд рублей. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Татарстана сообщило, что это предусматривает подписанное вчера соглашение Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), правительства Татарстана и ОАО "Аэропорт Бегишево". Основную сумму инвестиций - 1,96 млрд рублей предоставит Росавиация из федерального бюджета. На долю Татарстана приходятся 499,1 млн рублей, еще 467,4 млн рублей вложит единственный собственник аэропорта ОАО КамАЗ.
Как пояснил "Ъ" представитель КамАЗа Олег Афанасьев, к настоящему времени КамАЗ фактически выполнил часть своих обязательств по этому соглашению - на его средства в сумме около 180 млн рублей был реконструирован терминал аэропорта. "Работы были закончены в сентябре", - сказал он. В результате пропускная способность зала, обслуживающего пассажиров внутренних рейсов, была увеличена с 250 до 350-400 человек в час, пропускная способность зала международных линий осталась без изменений - 150 человек в час. Какие работы будут выполнены на оставшуюся сумму инвестиций, предусмотренных в соглашении, собеседник "Ъ" не пояснил, уточнив лишь, что эти средства КамАЗ планирует привлечь в виде кредитов. Судя по сообщению Минтранса республики, Татарстан уже завершил инвестирование своей доли в проекте. "В настоящее время Татарстан выполнил свою часть обязательств по приведению в нормативное состояние подъездной автодороги от Набережных Челнов до аэропорта Бегишево", - говорится в пресс-релизе.
Аэропорт Бегишево был построен в 1971 году, расположен между Набережными Челнами и Нижнекамском, обслуживает весь Закамский регион республики, где проживает около 1,35 млн человек. Пассажиропоток аэропорта в 2013 году превысил 332,6 тыс. человек, что на 13,8% больше, чем в 2012 году. В том числе на внутренних линиях - более 253,3 тыс. человек (рост на 5,7%), на международных - почти 79,3 тыс. человек (рост на 50,3%). В 2013 году аэропорт обслужил 1,98 тыс. самолетовылетов (рост на 58,6%). Выручка аэропорта в прошлом году достигла почти 538,3 млн рублей, 426,5 млн рублей из которых были получены за счет обслуживания воздушных судов. Уставный капитал ОАО "Аэропорт Бегишево" составляет 230,55 млн рублей. ОАО КамАЗ является единственным акционером. Бегишево способно принимать воздушные суда типа Ил-76, Ту-134 и Ту-154, длина взлетно-посадочной полосы - 2,5 км.
КамАЗ стал единственным владельцем аэропорта Бегишево почти два года назад, выкупив у миноритариев последние 0,04% акций. 99,96% акций ОАО "Аэропорт Бегишево" автозавод консолидировал двумя годами ранее - до августа 2008 года он владел лишь 19% уставного капитала ОАО, 38,2% акций принадлежало авиакомпании "Татарстан", 14% - "Нижнекамскнефтехиму", по 10% - "Татнефти" и ОАО "Татэнерго", остальные - различным местным предприятиям строительного и транспортного комплекса.
Эксперты считают, что соглашение позволило сторонам "подтянуть" Росавиацию к реконструкции Бегишево. "Ограничения (все аэродромные сооружения аэропортов, согласно законодательству, являются федеральной собственностью) не позволяли модернизировать аэродромную инфраструктуру", - отмечает Олег Пантелеев из агентства "Авиапорт". Теперь, по словам аналитика, реконструкция аэродрома позволит "синхронизировать" его пропускную способность с пропускной способностью аэровокзала.
Как рассказал "Ъ" Олег Афанасьев, в настоящее время одна из двух рулежных дорожек аэродорома в Бегишево закрыта для движения судов - "она представляет опасность для самолетов с низким расположением двигателей". "В результате пилоты тратят время на объезд", - сказал он.
По сообщению Минтранса Татарстана, Росавиация начнет модернизацию в Бегишево в 2015 году. Господин Афанасьев сказал, что федеральному ведомству, в частности, предстоит модернизировать непосредственно аэродром, ограждение, систему наблюдения, аэронавигационное оборудование. "Это позволит повысить безопасность и скорость обслуживания самолетов", - пояснил он.
Олег Пантелеев не считает, что модернизация и повышение пропускной способности Бегишево представляет угрозу для более крупных соседних аэропортов, в частности, международного аэропорта Казань. "Какое-то ограниченное количество клиентов Бегишево у него оттянет, но это будет очень незначительно для Казани. Хотя это может дать серьезный прирост для самого Бегишево", - сказал он. Господин Пантелеев отметил, что МАК Казань и аэропорт Бегишево - "совершенно разные по назначению". "У Бегишево в основном деловой трафик - КамАЗ, нефтяники, химики. Они хотят летать на своих бизнес-джетах", - пояснил эксперт. "Какой-то угрозы лидерам (рынка - "Ъ") нет", - заключил он....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 14, 2024
Аэрофлот запустит дополнительные транзитные рейсы из Москвы в города Дальнего Востока
Ноябрь 14, 2024
Ректор МАИ стал лауреатом общенациональной премии "Лидер высшего образования"
Ноябрь 14, 2024
Эксперт - о банкротстве авиакомпаний: все упирается в деньги
Ноябрь 14, 2024
"Ютэйр" взыскала 352 млн руб. с армянского поставщика