Аргументы и факты
13 ноября 2014, 09:55
"МиГ" славы. Как советский летчик Привалов совершил невозможное
В 1965 году капитан ВВС Валентин Привалов повторил "трюк Чкалова" на боевом реактивном истребителе. Более в истории мировой авиации это не удавалось никому
4 июня 1965 года, город Новосибирск. В этот день в городе стояла жаркая погода, к полудню на городском пляже на берегу Оби было не протолкнуться.
Внезапно мирный отдых разморенных жарой горожан был прерван ревом приближающегося самолета. Боевой реактивный истребитель МиГ-17, появившийся словно из ниоткуда, резко снижал высоту. Выровнявшись буквально над самой поверхностью воды, он пошел прямо к Коммунальному мосту. Люди на мосту и на набережной оцепенели, ожидая развязки.
Истребитель нырнул в створ центральной арки моста, вынырнул с другой стороны, резко пошел вверх, уклоняясь от встречи с фермами железнодорожного моста, и исчез из виду так же быстро, как появился.
Кто-то облегченно выдохнул, кто-то зааплодировал, а отдыхавшие на пляже военные стали торопливо собираться, спеша доложить о происшествии.
Этого случая нет в Книге рекордов Гиннесса, он никогда не был зафиксирован как официальный рекорд. Тем не менее, происшедшее не имеет аналогов в истории мировой авиации - никому больше не удавалось пролететь под мостом на боевом реактивном истребителе!
Автором достижения, в которое многие не верят и по сей день, стал летчик Валентин Привалов.
Заболевший небом
Он родился в деревне Пятница на берегу Истринского водохранилища в 60 км от Москвы. Когда началась война, мальчику было шесть лет. Однажды Валя увидел два советских истребителя И-16, которые пролетели над его домом буквально над крышами. Как он рассказывал потом, до этого момента он не видел вблизи не только самолетов, но даже паровоза.
Тот день перевернул жизнь Вали - он решил стать летчиком. Путь к мечте начался в 10 классе, когда Валентин стал заниматься в аэроклубе.
В 1953 году его отправили на Украину, в город Сумы. Там велась подготовка летного состава. Закончив учебу, Валентин поступил в Армавирское училище. В возрасте 20 лет Привалов уже был лейтенантом морской авиации на Балтике. Когда в армии началось так называемое "хрущевское сокращение", молодого офицера оставили в авиации, но отправили служить сначала в Семипалатинск, а затем в город Канск Красноярского края.
Из морской авиации Валентин перешел в "сухопутную", но тяги к полетам не потерял. Привалов принадлежал к той категории летчиков-энтузиастов, которые "болеют небом" всю жизнь. Таким был Петр Нестеров, основоположник высшего пилотажа, таким был и Валерий Чкалов.
Пилоты подобного склада всегда пытаются найти что-то новое, сделать то, чего до них никто не делал.
Превзойти Чкалова
Легенда о Чкалове немыслима без его знаменитого пролета под мостом, который часто именуют "авиахулиганство". Конечно, элемент хулиганства в этом присутствовал. Однако виртуозные маневры на малых высотах, прозванные "чкаловскими", спасли жизни тысяч советских летчиков, в годы войны ставивших гитлеровцев в тупик именно такими нетривиальными приемами пилотирования.
Летчик 712-го гвардейского авиационного полка Валентин Привалов полагал, что на реактивных боевых истребителях вполне можно летать так, как летал Чкалов. Главное - в совершенстве владеть своей техникой.
Летчики 712-го гвардейского авиаполка обслуживали учения зенитных ракетных войск, имитируя действия "вероятного противника". Для этого они из Канска перелетали на новосибирский аэродром Толмачево, с которого и осуществляли вылеты на учения. В перерывах между полетами пилоты отдыхали на берегу Оби, между мостами - Коммунальным и Железнодорожным.
Вот тогда-то у Привалова и появилась идея пролететь под Коммунальным мостом, доказав, что реактивная техника в хороших руках не уступит в маневренности своим "предшественникам".
Понятно, что командование никогда и ни при каких обстоятельствах не дало бы Привалову "добро" на "эксперимент", потому он решил действовать на свой страх и риск.
Полет всей жизни
Четверка летчиков 712-го полка летала с 30-40-минутными интервалами. Маршрут МиГа летчика Привалова был таким: Толмачево - Барнаул - Камень-на-Оби - Толмачево.
4 июня 1965 года Валентин Привалов, выполнив задание в зоне полетов, возвращался на аэродром в условиях облачности. Получив команду на снижение, летчик вынырнул из облаков и увидел перед собой Коммунальный мост. И тогда он решил, что это судьба, и направил истребитель в его сторону.
На самом деле задача, которую поставил перед собой Валентин Привалов, была архисложной. Скорость истребителя на подходе к мосту составляла 700 км в час, и попасть необходимо было в створ арки моста высотой в 30 метров и шириной в 120 метров. Одно неверное движение штурвала - и ошибка станет фатальной. А по мосту ходят люди, ездят грузовики, автобусы, на набережной полно людей.
Мало того, от Коммунального моста до Железнодорожного всего 950 метров, или 5 секунд полета. Чтобы избежать столкновения с ним, необходимо "свечой" уйти вверх, выдержав тяжелейшие перегрузки.
Дополнительной сложностью являлось и то, что полет проходил над водной поверхностью, но как раз это обстоятельство Привалова беспокоило меньше всего. Он ведь начинал в морской авиации и тонкости полета над водной гладью знал в совершенстве.
Сам Валентин Привалов рассказывал, что был абсолютно уверен в себе, в своей подготовке и в своей боевой машине. Заметил он только неожиданный эффект - по всем законам физики, "окошко" моста, через которое пилоту предстояло пролететь, при приближении к цели должно было увеличиваться, а оно, наоборот, визуально уменьшалось.
Тем не менее, МиГ-17 уверенно пронесся под мостом, тут же устремился ввысь, после чего вновь взял курс на аэродром.
ЧП союзного масштаба
Валентин Привалов вспоминал, что все прошло столь быстро, легко и гладко, что он даже поверил в то, что его маневр никто не заметил.
На следующий день летчики прибыли в штаб дивизии, где, на первый взгляд, все было тихо и спокойно. Собственно, трое сослуживцев Привалова и не знали, что есть повод для беспокойства. На самом же деле в военных инстанциях бушевал невиданный скандал. Военные, ставшие свидетелями полета Привалова, доложили командованию, которое немедленно собрало специальную комиссию по расследованию ЧП. В Новосибирске ходили невероятные слухи о происшедшем - они говорили, будто летчик пролетел под мостом на спор, другие уверяли, будто он таким образом решил покорить сердце любимой, стоявшей на мосту.
О ЧП доложили на самый верх, лично министру обороны СССР маршалу Родиону Малиновскому.
Всех четверых летчиков на всякий случай арестовали, а Привалова готовились исключить из партии и отдать под трибунал.
Между тем, нашлись и те, кто встал на защиту Привалова, - поддержал летчика первый секретарь Новосибирского обкома партии Горячев. Дело в том, что в Новосибирске работал авиазавод, на котором строили самолеты Су, и глава обкома, для которого авиапроизводство было одним из важнейших дел, ценил классных пилотов, отчаянных сорвиголов.
Разнос за "чкаловщину" на заводе Чкалова
Привалова отвезли "на ковер" к находившемуся в Новосибирске маршалу авиации Евгению Савицкому, выдающемуся асу, дважды Герою Советского Союза. Савицкий, отец космонавта Светланы Савицкой, пилотировал самые современные военные самолеты вплоть до своего 70-летия и тоже ценил классных летчиков. Но как начальник потворствовать авиахулиганству не мог, поэтому устроил Привалову знатную выволочку за "чкаловщину" с использованием всего богатства великого и могучего русского языка.
Пикантный момент - разнос происходил на Новосибирском авиазаводе, носившем имя... Валерия Чкалова.
Когда Савицкий закончил, сопровождающие маршала офицеры шепнули Привалову: расправы не будет, его оставят в авиации.
После этого Привалову было приказано, оставив самолет и взяв с собой парашют, поездом отбыть из Новосибирска к постоянному месту службы в Канск.
"Приговор" министра
Спустя неделю после возвращения в Канск из Москвы пришла телеграмма, в которой содержался "приговор", вынесенный министром обороны Родионом Малиновским: "Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводились. Если не был в отпуске - отправить в отпуск, если был - дать 10 суток отдыха при части".
В итоге самое серьезное наказание Валентин Привалов понес по партийной линии - строгий выговор с занесением в учетную карточку. А по службе наказали командира полка и начальника политотдела, которым объявили выговор.
Летчик Валентин Привалов продолжил службу в авиации, дослужившись до звания подполковника и должности заместителя командира полка. Может быть, дослужился бы и до генеральских погон, но в 42 года подвело здоровье - из-за сердечно-сосудистого заболевания его отстранили от полетов. Можно было остаться в армии на должности, не связанной с полетами, но прирожденный летчик предпочел уйти в отставку.
Еще четверть века Валентин Привалов проработал в диспетчерской службе гражданской авиации, где был удостоен почетного знака "Отличник воздушного транспорта".
В 1965 году не было ни мобильных телефонов, ни видеокамер, потому невероятный полет Валентина Привалова никто не запечатлел. Он существует в Интернете лишь в виде фотоколлажей.
За прошедшие полвека никому в мире не удалось повторить то, что сделал советский летчик. Может, это и к лучшему. Чтобы сделать то, что сделал Валентин Привалов, мало быть хорошим пилотом, нужно быть рожденным летать....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции