О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Георгий Ржевский: "СГАУ будет создавать промышленные интеллектуальные системы управления"

О том, как и зачем учить машины "понимать" друг друга, Волга Ньюс рассказал почетный профессор Открытого университета Milton Keynes Георгий Ржевский

Новую лабораторию "Интеллектуальные системы управления жизненным циклом изделия" в Самарском аэрокосмическом университете возглавил известный британский ученый. О том, как и зачем учить машины "понимать" друг друга, Волга Ньюс рассказал почетный профессор Открытого университета Milton Keynes Георгий Ржевский.

- Лаборатория "Интеллектуальные системы управления жизненным циклом изделия" создана в СГАУ по заказу правительства РФ. Чем она будет заниматься?

- Это замечательный проект. И с точки зрения освоения новых информационных технологий и для формирования имиджа университета, для продвижения в перспективном направлении - создании систем искусственного интеллекта нового поколения. В лаборатории будут применяться новые методы, методология и философия изучения всего цикла жизни самолета, спутника или любого другого сложного технического изделия.

Мы начнем с изучения идеи создания самолета, потом будем рассматривать его проектирование, изготовление опытной конструкции и серийное производство, поддержку сервиса - вплоть до утилизации. Каждый самолет будет изучаться отдельно, как особенный организм: как он вырастает, из каких событий складывается его судьба и как он себя ведет в работе. Мы будем отслеживать жизнь его частей и оценивать надежность в реальном времени. Современные методы это позволяют. И это будет одна из первых тем, принятых к разработке в лаборатории.

- Каких результатов вы ожидаете?

- По итогам наших работ будет создана новая программная технология в сфере искусственного "эмерджентного интеллекта", а также мультиагентная платформа адаптивного планирования для ее реализации. Она позволит создавать автономные интеллектуальные системы для управления ресурсами предприятий в реальном времени с минимальным участием человека.

А результаты должны помочь конструкторам делать самолеты более надежными, повысить качество ремонта. Уже есть заинтересованные индустриальные партнеры - например, РКК "Энергия" с проектом МКС - одним из самых сложных в истории человечества.

- Чем вызван лично ваш интерес к Самаре, аэрокосмическому университету и проблематике создания мультиагентных систем в новой лаборатории?

- Меня пригласили сюда как эксперта в данной области. 24 года назад по приглашению Российской академии наук я читал лекции по мультиагентным системам в Самаре, в Институте проблем управления сложными системами. Познакомился с молодым человеком, который очень заинтересовался перспективным направлением. Это был Петр Скобелев. Он произвел на меня большое впечатление своим умом, быстрым пониманием новой технологии.
Мы стали заниматься вместе наукой и бизнесом, разрабатывали программное обеспечение для воплощения новой методологии. Создали команду, которая вот уже 15 лет занимается разработкой новой технологии. Сейчас в нашей компании НПК "Разумные решения" работает 120 человек.

- В чем суть технологии и каково ее практическое применение?

- Суть технологии в следующем. Когда рынок испытывает большие перемены, планы меняются каждую секунду. Необходима система, отвечающая требованиям времени и этим переменам. Наша система - это первая методология, которая позволяет в режиме реального времени очень быстро менять большие части целого плана. При этом меняются именно те части, которые нарушают план.
Совместно с коллегами из НПК "Разумные решения" мы уже реализовали очень интересные проекты. Например, поставили мультиагентную платформу управления ресурсами службе коммерческого корпоративного такси в Лондоне. Представьте себе, две тысячи машин и два вызова ежесекундно. Ими управляет система "Планировщик такси реального времени", разработанная в Самаре.
Всего в разных странах нами реализовано около 50 крупных проектов, в том числе и в России. Это и космические технологии, и системы управляющие расписанием "Сапсанов" на железных дорогах, и грузовые автоперевозки, и цепочки поставок, и многое другое.

- Как применяются мультиагентные системы в ракетно-космической отрасли?

- Мы разрабатываем сейчас невероятно интересную распределенную мультиагентную систему. Она будет применяться на коммерческих спутниках, работающих на низких околоземных орбитах.
Вот пример. Фермер через Интернет ставит задачу космическому агентству: уезжаю на месяц, прошу наблюдать за моим ранчо: нет ли пожара, наводнения, не вышел ли скот за пределы имения и так далее. Система автоматически выводит задачу на спутники и распределяет ее между всеми участниками группировки, чтобы контролировать участок Земли постоянно и круглосуточно, наряду с тысячей других подобных задач различных клиентов.

План распределенного решения таких задач - это сложная работа, но система позволяет успешно решать все вопросы. Компьютерные программы задач и спутников "договариваются" между собой - кто, что и когда может сделать, пока задача не будет решена полностью и с учетом различных факторов. Все это делается в считанные доли секунды. Большим компьютерным системам, чтобы справиться с таким потоком информации, требуется 6-8 часов.

- Что получит Самарский аэрокосмический университет по итогам реализации проекта?

- Мы планируем привлечь около 30 студентов, аспирантов и кандидатов наук из СГАУ. Срок реализации проекта составляет три года, а общая стоимость всех работ оценивается в 80 млн рублей. Половина этой суммы будет привлечена в качестве софинансирования. В рамках совместного проекта СГАУ и НПК "Разумные решения" будет организовано современное производство промышленных интеллектуальных систем управления ресурсами предприятий в реальном времени. Уже сейчас мы ведем переговоры о заключении первого коммерческого контракта с РКК "Энергия" на тему управления надежностью сеансов связи между станцией и центром управления.

Но самое главное, пожалуй, заключается в формировании нового имиджа самарского вуза. О нем будут знать в России и за рубежом, потому что развитие новых способов и методов в науке о "жизни" самолетов - это возможность сотрудничества с ведущими российскими и зарубежными институтами и предприятиями.

- И каковы перспективы такого сотрудничества?

- Уже сегодня нашими разработками заинтересовался Институт надежности машин в Великобритании, который активно работает и с Boeing, и с Airbus. А будут интересные идеи - будут и проекты, за ними придут публикации в рейтинговых научных изданиях, а потом стартапы. Потому что реальная прикладная наука должна становится бизнесом и открывать для молодежи возможности для международного предпринимательства в сфере самых передовых технологий.

Другими словами, это будет новый бренд университета. Он позволит по-новому соединить науку и обучение, технологию, производство и бизнес. И это заложит прочную основу для выращивания новых научных направлений и интеллектуальных программных продуктов, повысит престиж СГАУ и российской науки. Это главное, что мы ожидаем.

Но для университета важны не только теория и видение будущего, но и экспериментальная и инженерная составляющая. Все важные наработки, которые мы получаем в НПК "Разумные решения", будут передаваться в лабораторию для дальнейшего изучения, улучшения и тиражирования. Таков наш вклад в развитие СГАУ. По сути, это открывает безграничные возможности для сотрудников лаборатории, студентов и аспирантов. Это новое знание и новые технологии широкого назначения, применимые в любой сфере деятельности.

Продукт лаборатории - новые умные компьютерные системы - будет применяться на предприятиях аэрокосмической отрасли в Самаре при производстве новых космических аппаратов, двигателей и других сложных изделий.

- У вас глубокие русские корни, хотя вы родились, учились и работали в Белграде, совсем молодым человеком возглавив работы по электрификации югославских железных дорог. С 1960-х годов живете и работаете в Великобритании, тогда же занялись проблемами искусственного интеллекта. Что для вас значит сегодняшняя работа в России?

- Я родился в 1932 году, в аристократической семье, ведущей родословную от князя Владимира из династии Рюриков. Родители были и оставались православными, поэтому и выбрали Сербию для постоянного проживания. Они берегли русские корни, и мне, например, позволяли говорить в семье только на русском, да так, чтобы не было акцента.

Я часто вспоминаю отца. Мы с ним общались по самым разным вопросам, но один урок я запомнил на всю жизнь. Тогда мы своим умом пришли к пониманию, что если ты занимаешься в жизни тем, что приносит тебе удовлетворение - это главное условие успеха. Примечательно, что это помогло мне вернуться в Россию в новом качестве. Сейчас мы занимаемся новым, успешным и нужным проектом, способным помочь решить многие проблемы России, в том числе экономические. Я верю в успех!

Наши работы заложат прочную основу для выращивания новых научных направлений и интеллектуальных программных продуктов, повысят престиж СГАУ и российской науки. Это главное....
Авторские права на данный материал принадлежат «Волга Ньюс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка