О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Возникает большое сомнение в том, что наши самолеты сумеют войти на рынок"

Объединенная авиастроительная корпорация должна догнать по объемам производства компании Boeing и Airbus к 2025-ому году. Заместитель генерального директора инвесткомпании "Регион" А.Ходоровский прокомментировал тему в эфире "Коммерсантъ FM"

По словам главы правительства, Объединенная авиастроительная корпорация должна догнать по объемам производства компании Boeing и Airbus к 2025-ому году. Для этого необходимо увеличить производительность труда в 7 с половиной раз по сравнению с 2012-ым. Также, по словам Дмитрия Медведева, планируется нарастить выпуск гражданских самолетов с 30-ти до 50-ти процентов в общем объеме.
 
Заместитель генерального директора инвесткомпании "Регион" Анатолий Ходоровский прокомментировал тему в эфире "Коммерсантъ FM".

- Насколько такие планы реализуемы в принципе?

- Наверное, любой план когда-нибудь может быть реализован, но в данном случае речь, скорее, идет о неком желании, чем о реалиях. Во-первых, что значит "догнать" Boeing, Airbus: линейки "Боинга" таковы, что догнать их очень сложно, например, у Airbus есть Аэробус-380, который, я думаю, мы не будем производить никогда, самолет такого класса.

Что касается того, что мы должны стать третьими: если бы все было так просто, на третьем месте была бы какая-нибудь объединенная авиастроительная корпорация Китая или Mitsubishi. Сейчас мы должны понимать, что кроме двух грандов осталось, по сути, два крупных производителя - это канадский Bombardier и бразильский Embraer - больше производителей в мире серьезных, особенно, пассажирских судов, нет.

- В реальности чего можно ожидать от таких амбициозных планов? Может быть, хотя бы станут производить больше гражданских самолетов?

- А вопрос - зачем? Мы уже производим гражданские самолеты сейчас, я могу привести такой пример: мы 10 лет потратим на программу Sukhoi Superjet, производим. Вот в прошлом году 24 самолета, в общей сложности 70 самолеты произведено, 45 условно закуплены. Потратили мы несколько миллиардов долларов на это. Я приведу пример другой: за те же 10 лет Airbus создал Аэробус-380, потратив $ 12 млрд, и уже летает 144 самолета, надо понимать, что эти самолеты очень большие и очень трудоемкие. Программа Boeing-787, которая стоила около $ 30 млрд - те же 10 лет, но это были самолеты композитных материалов, самолеты принципиально новые. Дело в том, что просто создавать самолеты - бессмысленно, для них нужны рынки, а вот здесь возникает большое сомнение в том, что наши самолеты сумеют войти на рынок, это ведь не только производство, это и бренд, это и эксплуатационные расходы, это и надежность, это и система гарантий, и система поставок запчастей, которая уже налажена у всех четырех корпораций, в отличие от того, что будет создаваться у нас. У нас, похоже, об этом не задумываются, просто производство ради производства - это бессмысленно.

- То есть у России, в числе прочего, нет потенциала?

- Потенциал есть, потенциал был у нас, в Советском Союзе производились нормальные воздушные суда. Другой вопрос, что они производили их десятилетиями, и никто не задумывался над тем, что должна развиваться линейка самолетов, что должно развиваться именно то, что есть. И с этой токи зрения у нас есть упущенное время, я могу привести тот же бразильский пример, где у них есть самолеты Embraer серии 170-195, их уже произведено 900 в мире и 600 заказов, они эту линейку развивали 10 лет. У нас на протяжении десятилетий выпускался самолет ТУ-154, и о его модернизации никто не подумал, у нас был неплохой самолет ИЛ-86, его нужно было ремоторизировать и развивать как проект, об этом никто не думал. А сейчас это упущенное время, мы не сумеем догнать объемы того же Embraer в ближних и средних магистральных воздушных судах, надо понимать, что упущенное время никто назад не вернет.

- Я так понимаю, что правительство планирует все-таки потратить значительные средства на такой перспективный план, как вы считаете, в конце концов, что, какой результат мы будем иметь?

- Сложно сказать, какой результат, но деньги не всегда определяют результат, потому что результат иногда определяют технологии, и, дай бог, чтобы появились новые воздушные суда российского производства, вопрос в том, кто их будет потребителем? Потому что, "Сухие", несмотря на все успехи, скажем так, в последнее время появились серийные суда, есть большие проблемы с заказчиками, потому что ни одного серьезного, реально серьезного заказчика мы не видели. Более того даже в "Аэрофлоте" сейчас закрыли статистику, вот 17 июля она исчезла, до 17 июля она была, сколько летал самолетов в день, и какой у них был налет часов в "Аэрофлоте" у Sukhoi Superjet. Так вот из 10 или там 12 самолетов летало 3 или 4, потом статистика куда-то исчезла, и мы не видим объективных цифр. Это, в принципе, неплохой самолет, но там вопрос в надежности, если летает половина парка, об экономике надо забыть, к сожалению, сейчас себе этого никто не может позволить ни в России, ни в мире....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка