О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Не дотянул до посадки

Частный вертолет Eurocopter AS 350 B3 разбился 20 ноября около 18:00 вблизи деревни Михальчиково Кстовского района Нижегородской области

Частный вертолет Eurocopter AS 350 B3 разбился 20 ноября около 18:00 вблизи деревни Михальчиково Кстовского района Нижегородской области. Вертолет принадлежал ООО "Наностройинвест" (Нижний Новгород) и осуществлял полет по маршруту Москва - Новоликеево (Кстовский район).

Вертолет вылетел с подмосковного аэродрома Селипорт около 15:00. Спустя час полета командир воздушного судна, прощаясь с диспетчером, заявил о готовности совершить посадку на площадке Ликеево в течение трех минут, однако вертолет там так и не приземлился, а связь с экипажем пропала, сообщил "Интерфаксу" источник в экстренных службах региона.

Сообщение о возможном падении Eurocopter AS 350 B3 поступило в МЧС в 18:10. Через два часа информация о крушении подтвердилась. Место падения частного легкомоторного вертолета было обнаружено в районе деревни Михальчиково. В результате крушения погибли все пять человек, находившихся на борту. В пресс-службе МЧС по Нижегородской области агентству уточнили, что на борту находились трое мужчин, женщина и ребенок. Тела погибших направлены для проведения медицинских экспертиз в Нижний Новгород.

По информации СМИ, на борту разбившегося вертолета находился местный предприниматель Евгений Шебаршов с супругой и 8-летней дочерью, а также их друг, владелец сети ночных клубов Андрей Лейрих. В социальных сетях многочисленные знакомые и родственники выражают свои соболезнования родным погибших.

Источник в оперативном штабе по ликвидации последствий ЧС сообщил "Интерфаксу", что причиной крушения вертолета, по предварительным данным, стали сложные метеоусловия.

"В районе крушения вертолета сильный туман, который мог спровоцировать аварию. Скорее всего, вертолет зацепился за ЛЭП или другое высотное препятствие", - сказал собеседник агентства.

Следствие, в свою очередь, рассматривает три версии крушения вертолета. "Основные версии - это погодные условия (туман) и ошибка пилотирования", - сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" старший помощник руководителя приволжского СУ СКР на транспорте Дмитрий Захаров.

"Возможно, техническая неисправность. Это будет установлено после экспертизы", - добавил он.

По факту трагедии возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), сказал Захаров.

На месте происшествия, которое оцеплено полицейскими, работают следователи. Радиус осмотра места происшествия составляет более 250 метров. "Сотрудники полиции обеспечивают оцепление места аварии. Экипажи ГИБДД - фильтрацию транспортных средств при подъезде к месту происшествия. Позднее к работе на месте аварии подключатся сотрудники полицейской экспертной службы", - сообщает пресс-служба регионального ГУ МВД.

Следователи уже изъяли всю летную документацию, допросили свидетелей. После завершения работ на месте происшествия будет назначена летно-техническая экспертиза, которая позволит определить техническое состояние вертолета.

К расследованию причин крушения вертолета подключился и Межгосударственный авиационный комитет (МАК). В соответствии с российским воздушным законодательством, для этого МАК сформировал комиссию по расследованию данного авиационного происшествия.

Со своей стороны Приволжская транспортная прокуратура организовала проверку соблюдения законодательства о безопасности полетов. Для координации работы правоохранительных и контролирующих органов, организации взаимодействия между ними, осуществления надзора за законностью проведения процессуальных действий и организации проверки соблюдения федерального законодательства о безопасности полетов на место происшествия выехал заместитель Нижегородского транспортного прокурора.

В пресс-службе регионального правительства агентству "Интерфакс-Поволжье" сообщили, что к расследованию крушения вертолета могут подключиться специалисты компании-производителя вертолетов Eurocopter. "По нашей информации, это планируется", - сказал представитель пресс-службы, уточнив, что окончательное решение остается за самой компанией.

Однако в самой компании агентству "Интерфакс-Поволжье" сообщили, что к ним пока не поступало приглашение от МАКа подключиться к расследованию обстоятельств авиакатастрофы. "Если оно поступит, специалисты завода обязательно приедут и подключатся к расследованию", - сказал собеседник агентства.

Eurocopter AS 350 B3 считается одной из самых надежных и легких в управлении машин. Правда, этот вертолет не оборудован приборами - аналогами "черных ящиков", что осложняет работу экспертов, выясняющих причины аварии.

К тому же Eurocopter AS 350 B3 не сертифицирован для эксплуатации по правилам приборных полетов (ППП) и не предназначен для полетов в тумане, который наблюдался в районе катастрофы.

Дело в том, что все основные вертолеты, на которых чаще всего совершаются перелеты, предназначены для полетов по правилам визуальных полетов (ПВП) и лишь некоторые, в основном это двухдвигательные машины, обязательно с автопилотом, предназначены для полетов в сложных метеоусловиях, на них можно выполнять полеты ППП. Приборный полет может возникнуть и днем, например, в дымке, в тумане, в низкой облачности, зимой, когда летишь над снежной равниной, иногда не видно горизонта.

К примеру, как уточняет участник авиафорума, в "ЮТэйр" вертолеты Eurocopter AS-350 допускают лишь к дневному полету при максимальной видимости, а ночью - при двухчленном составе экипажа и наличии световых ориентиров по всему маршруту.

Между тем, крушение Eurocopter в Нижегородской области - уже третье происшествие с вертолетами в России за ноябрь. Так, 11 ноября в Минераловодском районе Ставрополья вертолет Ка-32 МЧС РФ при проведении планового учебного полета совершил жесткую посадку и загорелся. В момент инцидента на борту находились пять человек. Командир экипажа погиб на месте, четверо летчиков были доставлены на следующий день в Москву, двое скончались в больнице.

2 ноября вертолет Ми-2 совершил вынужденную посадку в районе озера Семерка на Ямале, примерно около 50 км от поселка Вынгапуровский. МИ-2 упал в озеро, два человека погибли.

Эксперты уверены, что проблема в вертолетной авиации комплексная. Возросший объем перевозок привел к большей загрузке машин и пилотов, которых, не хватает из-за почти развалившейся вертолетной школы.

"Парк машин недостаточный. В основном весь парк состоит из машин Ми-8. При этом объем работы весьма большой: все перевозки в условиях отсутствия дорог выполняют вертолеты. А легких машин у нас недостаточно. И подготовка при действиях в особых случаях тоже недостаточная", - рассказал НСН главный специалист отдела технических проектов "Вертолетов России", консультант Ассоциации вертолетной индустрии Игорь Блинов.

По его словам, пилотов нужно постоянно тренировать на действия в особых случаях. Сейчас эту тренировку в целях экономии средств авиакомпании чаще перекладывают на симуляторы и тренажеры. А научить пилота той же авторотации на тренажере невозможно, это надо делать на реальной машине. Обучение же на реальной машине в случае неудачного выполнения упражнения, грозит многомиллионными убытками. Вот и пытаются таким образом сэкономить, как экономят на амортизации, на топливе и так далее.

"Нас "догоняет" то, что в 90-е годы не было соответствующей подготовки пилотов вертолетов. Мы оказались, можно сказать, на гране потери школы. А управлять вертолетом сложнее, чем самолетом. Вот и выходит, что не хватает летчиков, не хватает техников, не хватает инженеров", - сетует Блинов.

Эксперт считает, что необходимо срочно восстанавливать летную школу, однако это довольно проблематично из-за отсутствия российских учебных вертолетов. "Вся начальная подготовка производится на импортных вертолетах, потому что наш учебный вертолет Ми-34 серийно не производится - заказов нет. А на этом вертолете можно было бы учить пилотов, как действовать в особых случаях, когда происходит какая-то внештатная ситуация", - сказал консультант Ассоциации вертолетной индустрии.

Помимо нехватки кадров, по его словам, присутствует и другой "человеческий фактор": при больших объемах перевозки начинаются несоблюдения погодных условий. "Конечно, вертолету погодные условия не так критичны. Если камни с неба не падают, и жесткого обледенения нет, то можно лететь. Но бывают ситуации, когда начальство просто давит на пилотов: "лети или уволю". А случись чего - письменного приказа нет, спросить не с кого", - отмечает эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка