О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Нам сверху видно все…

В ООО "РН-Юганскнефтегаз" проходят испытания беспилотного летательного аппарата по контролю за трубопроводами

В ООО "РН-Юганскнефтегаз" проходят испытания беспилотного летательного аппарата по контролю за трубопроводами.

До настоящего времени регулярные облеты трубопроводов в большинстве случаев осуществляются при помощи пилотируемой авиации. Вертолет с линейным трубопроводчиком на борту пролетает над нефтяными магистралями и визуально пытается обнаружить отказы. Об этом он сообщает руководству, которое принимает меры к устранению неисправностей. Однако этот способ контроля трубопроводов имеет множество минусов. Во-первых, вертолеты летают только днем и в хорошую погоду. А значит, время их использования, особенно зимой, ограничивается несколькими часами в день. Во-вторых, традиционная авиация - вещь очень дорогостоящая, и, в-третьих, не гарантирующая стопроцентную безопасность работников Общества. Учитывая эти обстоятельства, в ООО "РН-Юганскнефтегаз" еще в 2007 году приступили к поиску подрядчика, который мог бы предоставить качественные услуги беспилотного летательного аппарата и заменить вертолеты при облете парка трубопроводов.

- В прошлом году мы нашли подрядчика, который, по предварительным оценкам, наиболее полно отвечал нашим требованиям, - говорит главный специалист сектора обеспечения производства и химизации УЭТ Александр Ступак. -  Мы провели опытно-промышленные испытания и по их результатам приняли решение о начале экспериментальной эксплуатации на объектах Юганского региона. Аппарат применяется с сентября этого года. Первый месяц специалисты "привязывали" его навигационную систему к местности и "учили" аппаратуру распознавать неисправности, возникающие при эксплуатации трубопроводов. Сейчас уже можно говорить о работе в штатных режимах. Первые впечатления вполне положительные.

Это интервью мы записывали на взлетной полосе законсервированного городского аэропорта. Летательный аппарат марки SuperCam 350 представляет собой конструкцию, по форме напоминающую одновременно морского ската и уменьшенную модель американского бомбардировщика-невидимки "Стелс". Корпус и крылья изготовлены из стеклопластика, усиленного кевларом и углеволокном. Размах крыльев - 350 сантиметров, масса 10 килограммов. В нижней части фюзеляжа расположены три объектива - от фотоаппарата, видеокамеры и инфракрасного тепловизора. В движение беспилотник приводится электродвигателем, работающим от четырех или шести литий-полимерных аккумуляторов.  Полного заряда хватает на три-четыре часа полета. За это время аппарат успевает преодолеть, в зависимости от метеоусловий, от двухсот до трехсот километров.

- Высота полета составляет четыреста - пятьсот метров, - поясняет оператор беспилотного аппарата Максим Илюхин. - Этого достаточно, чтобы в мельчайших подробностях фиксировать обстановку на трубопроводах. Управлять им достаточно легко, а в большинстве случаев этого и не требуется. Просто в бортовой компьютер вносятся навигационные значения маршрута, и  беспилотник автоматически идет сам с большой точностью. Вернувшись на место запуска, дрон автоматически выпускает парашютную систему и мягко приземляется в нескольких метрах от катапульты.

Катапульта - по сути своей огромная рогатка, служащая для запуска аппарата в полет. Как это происходит, специалисты нам тут же и продемонстрировали. Получив разрешение на взлет от диспетчеров сургутского авиаузла, оператор дал команду на взлет. Оранжевый "скат", практически бесшумно шурша пропеллером, сорвался с резины катапульты и в несколько кругов набрал нужную высоту.

- Эта разработка полностью принадлежит ижевским конструкторам, - подчеркнул Максим Илюхин. - Они придумали дизайн аппарата и его электронную начинку. Из готовых деталей используем только фотовидеоаппаратуру и электромотор. Все остальное, даже аккумуляторы, изготавливаем на производственных мощностях нашего предприятия. За несколько лет использования авиакомплекса не произошло ни одной нештатной ситуации.

Тем временем беспилотник вернулся к точке запуска, остановил пропеллер и, выпустив купол парашюта, мягко опустился на снег. Осталось извлечь из специального бокса флеш-карту и просмотреть отснятый материал на компьютере.

В РН-Юганскнефтегазе заявляют, что если "пилотный" проект получит положительную оценку, то этот опыт будет распространен на все регионы Общества, а может быть, и другие дочерние общества Компании. Специалисты Роснефти к происходящему проявляют пристальный интерес....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЮграPRO». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка