О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Ратиопластина" позволит не снимать обувь при досмотре в аэропортах

На досмотрах в российских аэропортах вскоре можно будет не разуваться. Процедура, отнимающая массу времени и так раздражающая авиапассажиров, в ближайшие годы станет пережитком прошлого

На досмотрах в российских аэропортах вскоре можно будет не разуваться. Процедура, отнимающая массу времени и так раздражающая авиапассажиров, в ближайшие годы станет пережитком прошлого. Компания "Интеллектуальные сканирующие системы", резидент Кластера ядерных технологий Фонда "Сколково", готовится вывести на рынок свою новейшую разработку - "Ратиопластину".

Инновационный прибор выглядит обманчиво просто и больше всего напоминает обычные напольные весы: красиво подсвеченная светодиодами прозрачная пластиковая платформа с двумя желтыми прямоугольниками, на которые предстоит встать для проверки. За лаконичной формой скрыта "умная" система, которая позволяет обнаруживать инородные включения в подошвах и каблуках пассажиров менее чем за две секунды. Характеристики "начинки" не имеют значения: детектор не определяет материал и меру опасности. Он лишь сообщает о том, что в ботинках имеется посторонний "фарш". Как это работает, создатели продемонстрировали во время первых испытаний в аэропортах Шереметьево и Внуково: человек просто встает на пластину, и через мгновение загорается зеленый или красный свет.

"Подошва любой обуви - это, как правило, резина или пластик. То есть диэлектрик - вещество, практически не проводящее электрический ток, - объясняет принцип действия нового детектора Сергей Карабашев, генеральный директор компании "Интеллектуальные сканирующие системы". - Если в подошве сделать выемку, ее свойства изменятся, даже когда эта выемка будет чем-то заполнена. Наш прибор фиксирует такую диэлектрическую неоднородность, давая сотрудникам службы безопасности повод для более тщательной проверки".

Более тщательная проверка - это интроскоп. Через эти громоздкие черные ящики сегодня проходит 100% обуви ожидающих посадки пассажиров. Альтернатива разуванию - рентгеновская кабинка. Но и они пока существуют лишь в опытных образцах: хотя доза радиации в таких кабинках в несколько раз меньше той, которую человек получает во время самого перелета, в обществе существует рентгенофобия, и это становится препятствием для установки таких устройств в аэропортах. А металлодетекторы, вошедшие в обиход еще до интроскопов, как известно, не способны выявлять тайники, если они не содержат металлических элементов - например, пластичные взрывчатые вещества. По потребительским свойствам инновация от "ИСС" конкурентов не имеет.

Уже сегодня "Ратиопластина" могла бы сократить число проверок на интроскопе на 90%. Как отмечает Игорь Караваев, вице-президент и исполнительный директор Кластера ядерных технологий "Сколково", помимо безопасности и скорости для пассажиров, "Ратиопластина" поможет потенциальным потребителям - транспортным узлам - снизить удельные затраты на досмотр одного пассажира.

Проблема "босоногих перемещений" по залам аэропорта - не только психологическая, но и финансовая. На фоне угрозы терроризма пассажиры во всем мире привыкли, пусть и с некоторым недовольством, мириться с дискомфортом этой процедуры. Однако для самого аэропорта досмотр обуви по существующей схеме выливается в увеличение интервалов между рейсами и уменьшение пропускной способности, в оплату дополнительного персонала, а также в десятки миллионов рублей, ежегодно затрачиваемых на "копеечные" пластиковые бахилы, которые к тому же ложатся тяжким грузом на экологию.

Потребность в снижении этих расходов и создала запрос на новую технологию, которую до недавних пор никто предложить не мог. В конце 2009 года над вопросом задумалась команда физиков во главе с Александром Корженевским, руководившим группой электромагнитной томографии в Институте радиотехники и электроники им. В.А.Котельникова Российской академии наук.

Этой команде уже приходилось создавать изобретения для безопасности на транспорте: в тот момент ученые под брендом "Лаборатория АВК" выводили на рынок LQtest - компактный ручной прибор для обнаружения опасных жидкостей в закрытой таре. Его принцип действия также основан на методе определения диэлектрической проницаемости объектов. Сегодня LQtest используется в большинстве российских аэропортов и позволяет не сдавать в багаж напитки и шампуни. Достаточно приложить датчик снаружи к бутылке или банке, чтобы через полсекунды прибор выдал заключение, обладает ли жидкость внутри горючими и взрывоопасными свойствами.

Общаясь с регуляторами российского рынка средств безопасности, команда ученых узнала, что в аэропортах по всей стране буквально мечтают о современном сканере обуви, быстром и абсолютно безвредном для человека. Разработчики как раз освободились, и под новый проект была создана "сколковская" компания "Интеллектуальные сканирующие системы". Прежние наработки легли в основу нового изобретения.

"Изначально мы много лет занимались медицинской техникой: томографы, маммографы. Захотелось расшириться, и сфера безопасности показалась нам самым ближайшим и логичным развитием. Задача, если вдуматься, одна и та же: и в медицине, и в службах безопасности наши приборы призваны обнаружить скрытую угрозу - нечто опасное, спрятанное внутри. Это было интересно", - вспоминает Александр Корженевский, директор по научно-исследовательским разработкам ЗАО "Интеллектуальные сканирующие системы".

Нынешние опытные образцы - уже четвертое, усовершенствованное и доработанное, поколение "Ратиопластин", созданных под руководством Корженевского. Прибору предстоит пройти финальный этап - настройку и тестирование. Перед учеными стоит задача добиться максимальной чувствительности датчиков, механической стабильности и абсолютного минимума ложноотрицательных срабатываний. Ведь в результате ложной тревоги человеку всего лишь придется напрасно разуться. А чем опасно ложноотрицательное заключение, можно не объяснять. На успешное завершение столь ответственного проекта Фонд "Сколково" выделил своему резиденту грант - 15 млн руб.

Денег Фонда и частных соинвесторов нам хватит, чтобы выпустить 30 опытных образцов "Ратиопластины" и провести их совместные испытания с будущими пользователями - представителями служб аэропортовой безопасности. Если бы нам пришлось обходиться своими силами, этот процесс затянулся бы на неопределенное время. А сейчас планируем полностью завершить все работы к лету. Кроме того, статус "сколковского" резидента дает компании совершенно иной вес и упрощает взаимодействие с госструктурами - а это очень важно в такой закрытой и сложной сфере, как безопасность", - рассказывает Сергей Карабашев.

Въехать в аэропорты на постоянной основе "Ратиопластина" имеет шансы самое раннее через год, после внесения в перечень разрешенных приборов Росавиации. Новый детектор опасных веществ сможет не только сэкономить службам безопасности существенные средства, но и принесет им заметные имиджевые дивиденды....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка